ЕГЭ: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Советы психолога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Педагог - психолог высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 14 г. Йошкар.
Advertisements

Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Личность и экзамен (трудности при прохождении ГИА).
Стратегии работы с детьми группы риска. Гипертимные дети « Застревающие » детиАудиалы и кинестетики.
Перфекционисты и «отличники" Им недостаточно выполнить минимальный объем заданий. Им нужно сделать все,причем безошибочно. Есть еще один камень преткновения-
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска Различные формы психологической поддержки Групповые психологические занятия.
С ТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ НА ЭКЗАМЕНЕ МОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» 2009.
ГОТОВИМ к ЕГЭ и ГИА Стратегии работы учителя с детьми групп риска Подготовила Кожевникова Л. М Педагог-психолог МКОУ «Березовская СОШ»
Трудности, связанные с личностными особенностями старшеклассников.
Психолого- педагогические проблемы подготовки школьников к ЕГЭ.
Единый государственный экзамен: психологическая подготовка.
Значимые психологические характеристики требуемые при сдаче ЕГЭ: Высокая мобильность, переключаемость. Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень.
« Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози « Экзамены : единственная возможность знать хоть что -
Как помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ Результаты исследования и практические рекомендации.
Психологическая подготовка к ГИА (ЕГЭ). Наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ: высокая мобильность,
Степашкина Любовь Юрьевна Степашкина Любовь Юрьевна, зам. директора Ресурсного центра кадрового обеспечения образовательных систем, к. п. н., доцент кафедры.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ.
Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ индивидуально-типологический подход.
Психологическое сопровождение по подготовке выпускников к итоговой аттестации.
Экзамен: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Советы психолога.
СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ Цели: Познакомить педагогов с классификацией групп риска учащихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать.
Транксрипт:

ЕГЭ: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Советы психолога

Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ Отличительные особенности Традиционный экзамен ЕГЭ Что оценивается? Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях. Умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность Что влияет на оценку? Субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. Оценка максимально объективна Возможность исправить собственную ошибку? На устном экзамене легче заметить за счет обратной связи от экзаменатора, на письменном – при проверки собственной работы. Можно заметить и исправить ошибки при проверки

Кто оценивает? Знакомые ученику люди Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты Когда можно узнать результаты экзамена? На устном – сразу, на письменном – в течение нескольких дней В течение нескольких дней Критерии оценки Известны заранее Известны заранее, но в очень общем виде Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала Как происходит фиксация результатов? Письменный экзамен – на том же листе, на котором выполняются задания. На устном – на черновике Результаты необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов

Правополушарные дети Краткая психологическая характеристика: - богатое воображение; - хорошо развитое образное мышление; - прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения. Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ: -затруднения при необходимости четко логически мыслить; -трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях; -деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.

Стратегии поддержки: -необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки; -возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.

Дети - синтетики Краткая психологическая характеристика. - опираются в большей степени на общее, а не на частности; - мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Основные трудности: - трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки; - при сдаче ЕГЭ могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки: - при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные боки и наполнять их конкретным материалом; - при работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? - в начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться.

Тревожные дети Краткая характеристика: -часто перепровиряют уже сделанное, постоянно исправляют написанное; -задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли; -часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Основные трудности: -отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Стратегии поддержки: -нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов; -создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.

Неуверенные дети Краткая характеристика: - не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей; - хорошо справляются с заданиями по образцу; - часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать. Основные трудности: - необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.

Стратегии поддержки: - при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего лучше начинать: с простых или сложных заданий?»)

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Краткая характеристика: - обычно эти дети характеризуют как «невнимательных», «рассеянных» ; - у таких детей часто неустойчивая работоспособность - они могут часто отвлекаться. Основные трудности: -непроизвольные дети при общем высоком уровне могут нерационально использовать время. Стратегии поддержки: - важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, линейка, указывающая нужную строку и т.д.).

Перфекционисты и «отличники» Краткая психологическая характеристика: - высокая или очень высокая успеваемость; - ответственность, организованность, исполнительность; - перфекционисты очень чувствительны к похвале, для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Основные трудности: -им нужно сделать все, причем безошибочно. Стратегии поддержки: -помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»; -им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания.

Астеничные дети Краткая психологическая характеристика: -высокая утомляемость, истощаемость; -при утомляемости резко увеличивается количество ошибок. Основные трудности: -высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. Стратегии поддержки: -оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился; -консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов

Гипертимные дети Краткая психологическая характеристика: - очень быстрые, энергичные, активные; - импульсивны, порой несдержанны; - склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности; - сниженная учебная мотивация. Основные трудности: - «слабое место» гипертимных детей – собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность.

Стратегии поддержки: - необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания; - необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

Застревающие дети Краткая психологическая характеристика: - они с трудом переключаются с одного задания на другое; - им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания; - если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается. Основные трудности: -необходимо быстро переключаться с одного задания на другое; -актуализировать знания из различных разделов школьной программы.

Стратегии поддержки: - Научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания - Можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамени

Аудиалы и кинестетики Краткая психологическая характеристика: - основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и кинестетическая (тактильная) Основные трудности: - ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков. Стратегии поддержки: -аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух; -кинестетики могут помогать себе простыми движениями(например, подвигать ногами под столом)