1 Технология личностно- ориентированного обучения: диалог как основное средство обучения литературе в 10-11 классах учителя русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
Advertisements

11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Учебно-методический материал по теме: Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 1 г. о. Орехово – Зуево Московской области Разработала: Воспитатель.
Подготовила: Маршинина Лариса Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП» г. Грайворона 2013 год.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Активные методы обучения на уроках биологии и природоведения. Русская гимназия г. Валга Авраменко О.В г.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Педагогические взгляды Толстого прослеживаются не только в его преподавательской деятельности, но и в художественных произведениях. Толстой-учитель остается.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Воспитательная концепция: «Стань Человеком…» Разработала классный руководитель 10 класса Шамсутдинова Зинира Альфритовна.
Транксрипт:

1 Технология личностно- ориентированного обучения: диалог как основное средство обучения литературе в классах учителя русского языка и литературы МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа 3» Слюдеевой Елены Викторовны.

2 В каждом человеке есть бубенчик, и задача педагога сделать так, чтобы он зазвучал. М.Горький

3 1.ГУМАНИЗМ 2.ДЕМОКРАТИЗМ 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД 4.ЛЮБОВЬ 5.ИСКРЕННОСТЬ 6. УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ДЕТЕЙ 7. БЫТЬ ОПТИМИСТОМ

4 А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Счастье – это сделать счастье другим. Точилина Г., ученица 11кл. Точилина Г., ученица 11кл.

5 Я - концепция учителя русского языка и литературы Слюдеевой Елены Викторовны МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа 3»

6 1. Общий взгляд на человека. Человек не средство, а цель. Человек - мера всех вещей. Человека надо уважать, ему необходимо доверять.

7 2. Моя миссия как учителя русского языка и литературы. Пробудить, обеспечить совместный рост всех главных сил человека - физических, эмоциональных, нравственных, умственных, эстетических. Сформировать все УСТОИ человека.

8 3. Роль учителя в процессе обучения. Учитель не передатчик знаний, информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с ребенком. Он идет к детям не со своим предметом, он вместе с детьми идет к предмету.

9 Почему отдаю предпочтение технологии личностно – ориентированного обучения? Во-первых, личностно-ориентированное технология ставит в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

10 Пять требований, которым я пытаюсь соответствовать. 1. Учитель должен иметь внутренние чувства своего равенства с учеником. Равенства, обусловленного тем, что оба они принадлежат к единому роду человеческому и оба не вечны. Разумеется, необходимы определенная субординация и дистанция, но только при наличии такого чувства учитель имеет право и возможность вложить что- то в душу ученика. 2. Учитель должен уметь и хотеть почувствовать себя в шкуре другого человека, поставить себя на его место, взглянуть на все его глазами.

11 3. Учитель должен обязательно доставлять детям радость. Урок, на котором дети ни разу не улыбнулись, считаю не вполне удавшимся. 4. Учитель должен сам получать удовольствие от своей работы. Пусть не всегда. 5. Учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится.

12 ЗАКОН УВАЖЕНИЯ «СЕРДЦА» УЛЫБКА ПРАВДА ПРАВДА СЧАСТЬЕОБЩЕНИЯ Мастерство общения. О, если бы с ним поговорить. М.Булгаков М.Булгаков

13 Учить быть человеком вот кредо моей педагогической деятельности Цель моей педагогической концепции – содействовать выращиванию и развитию деятельностных способностей личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свой выбор, ориентированный на общечеловеческие ценности.

14 Главными условиями достижения положительного результата, на мой взгляд, являются: - создание на уроке ситуации для осознания литературы как части окружающего нас мира; - широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, имеющего огромную значимость для самоутверждения личности и обеспечивающего воздействие личности на процесс обучения; - создание условий для проектно- исследовательской деятельности учащихся; - максимальное использование на уроках произведений литературы и искусства, фильмотеки и фонотеки.

15 Принципы предлагаемого подхода к уроку: 1. Учитель помогает учащимся сориентироваться в учебной ситуации, использует для этого уже имеющиеся у них знания, опорный конспект, план записи лекции и т.д. 2. Учащиеся в содружестве с учителем ищут пути решения проблемы, т.е. определяют для себя цели и способы их осуществления. Учитель помогает учащимся определить и сформулировать цели, найти в соответствии с их желаниями и возможностями партнеров для сотрудничества. 3. Учащиеся в содружестве с учителем реализуют поставленные цели наиболее творческим образом.

16 КРАСОТА « СПАСЕТ » УРОК УРОК-ДИАЛОГ УРОК-ТВОРЧЕСТВО УРОК-ОБЩЕНИЕ УРОК-РАДОСТЬ УРОК-ОТКРЫТИЕ

17 Целью диалогического литературного образования является: становление диалогичной личности читателя, развитие гуманитарного мышления, накопление опыта диалогического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества, в условиях диалогического общения с собеседником на высоком духовно- художественном уровне.

18 Задачи диалогического литературного образования: воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник своего самосовершенствования; понимание литературы как особого, эмоционально-образ­ного способа освоения действительности и отражения «монологического» и «диалогического» бытия человека; формирование ценностно-смыслового, эмоционального от­ношения, эстетического вкуса к жизни и искусству; формирование гуманитарных понятий, отражающих спе­цифику искусства и помогающих измерять собственный уровень духовного освоения мира; формирование и развитие навыков диалогической речи, умений активно слушать собеседника (книгу, человека), вчувствоваться в него, понимать его язык, развитие уме­ний грамотно и адресно высказывать (письменно и устно) собственные мысли, предъявляя контекст своего индиви­дуального мышления.

19 Средство достижения цели и задач литературного образования это диалог как основная форма обучения. Ученики совместно с учителем ищут свой художественный образ, образ себя как личности вообще, художественные образы своей жизни, своих отношений с миром. В результате развития «своего» языка, на котором происходит общение с миром, накапливается опыт диалогического взаимодействия с художественной культурой, и с ее помощью происходит совершенствование духовно- нравственной сферы.

20 Принципы отбора содержания образования в процессе диалогического изучения литературы: принцип сосуществования множественности (мнений, взглядов, суждений, идей, оценок, ценностей, смыслов); принцип проблемной классификации материала, позволяющего решать личностные проблемы; принцип контекстности, что предполагает выявление оснований существования художественного явления; принцип единства формы и содержания; принцип единства вербальной и невербальной информации; принцип диалогичности, что позволяет при появлении нового знания не отменять старого, дополнять одно гуманитарное знание другим.

21 Результатом изучения литературы в диалоге являются следующие знания и умения:

22 Знания: художественного произведения как собрания характеров, голосов, мнений, позиций, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом, с писателем, историей и читателями; содержания художественного произведения в контексте философской проблематики отраженной в нем эпохи и в социальном контексте современности; истории литературы как диалога жанров и диалога проблем законов художественно (образно) организованного текста, рожденного из диалога писателя с реальным миром.

23 Умения: анализировать «социологическую поэтику» (М.М.Бахтин) литературного произведения как собрания «голосов», в которых заключена «частица общей правды»; диалогически взаимодействовать с писателем и его героями, использовать его произведение как источник своего личностного развития; использовать основные литературоведческие понятия как инструмент создания собственного текста; активно слушать собеседника и адекватно понимать его язык; в той или иной степени владеть художественными средствами языка; владеть навыками диалогической устной и письменной речи; производить критический анализ художественного произведения с позиций значимости его для культуры вообще и для себя, как читателя, в частности.

24 Творческие работы учащихся.

25 Куда: В XXI век Кому: Гребенской Елене От кого: М.И.Цветаевой Леночка! Я так отвыкла писать письма, что была почти в недоумении от собственной мысли написать тебе! Сказать (поделиться) с тобой хочу многим. Сейчас, когда моя душа, наконец, обрела такой долгожданный покой, мне даже не хватает испытаний. Очень интересно наблюдать за происходящим в России. Это немного напоминает то, что было в мое время. Нет, не события – дух перемен, настроение людей. Мне нравится смотреть на тебя, жить твоей жизнью, чувствовать - ощущать, переживать недочувственные, непережитые мною события. Приятно видеть, что ты читаешь мои стихи. Предсказание: Моим стихам, как драгоценным винам Настанет свой черед. Сбылось. Мне хочется, чтобы для тебя оно когда-нибудь осуществилось. Главное, не бросать на полпути – это нечестно по отношению к стихам и тем, кто в тебя верит. Я была не согласна с твоей мыслью об уходе из мирской жизни, ведь в монастыре твои действия и мысли будут ограничены, поэтому там тебе

26 мало, что удастся сделать. Молиться о душе можно среди мирской суеты. Наверное, это попытка убежать от самой себя, от трудностей. Я прекрасно знаю, что непонимание для человека самое страшное, но все проходит. И такое предательство по отношению к твоим близким совершать просто бессмысленно. Я пытаюсь оградить тебя от ошибок, но выбор за тобой и решать тебе. Знаешь, многое мне становится понятным только сейчас. И объяснение некоторым своим поступкам могу дать только здесь. Осознаю, что всю свою жизнь страдала от непонимания чувства своей безысходности. Это страшно, когда тебя все время что-то мучает, но ты не можешь понять и объяснить природу возникновения этого «что-то». Лучше сразу понять и отвергнуть от себя, так легче. Хотя… Нет, не ищи легких дорог, но и намеренно ничего не усложняй. Я хочу, чтобы ты не жалела о том, что сделала. Поэтому желаю тебе терпения и постижения жизни, скорбей (без них нельзя) и радостей (без них нет целей). Твой сборник стихов называется «Я ищу свою звезду». Ищи ее, но знай, что путь к звездам – только через тернии.

27 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ Процент качества знаний по литературе колеблется от 75% до 100%. Это наглядно видно из таблицы. учебный год классы русский язык литерату ра 2004/ А -100% 10 В -75% 9 Г 64%82% 2005/ А -100% 11 В -92% 10 А 92,8%100% 2006/200711А93,6%100%

28 Выпускники 2002 года Выпускники 2004 года Выпускники 2006 года Выпускники 2007 года (прогноз)

29 Мои учащиеся постоянные участники и призеры олимпиад. Учебный год Ф.И. ученика Класс Уровень участия Результат 2004/05 Чичиль Л. 9район 1 место русский язык Алтыбаева О. 10район 1 место литература 2005/06 Чичиль Л. 10район 1 место русский язык Точилина Г. 10район 1 место литература Алтыбаева О. 11район 1 место литература Алтыбаева О. 11область 3 место литература 2006/07 Точилина Г. 11район 1 место русский язык Чичиль Л. 11район 1 место литература

30 Мои ученики постоянные участники и победители областного конкурса «Слово доброе посеять…» 2000 – 2002г. – Гребенская Елена, 2004 – 2006г. – Махонина Вера (2 место в секции «Юные поэты»); Сорокина Мария – 3место в секции «Юные прозаики»; Алтыбаева Ольга – диплом активного участника в секции «Юные поэты»; Тараскина Любовь, Ковылина Ольга - диплом активного участника в секции «Художественное чтение»; Слюдеев Константин - 3место в секции «Литературное краеведение». 2007г. – Зайцева Наталья диплом активного участника в секции «Юный журналист». Фролова Наталья – лауреат Всесоюзной олимпиады «Россия – Беларусь».

31 Медали получили: УчебныйгодЗолотоСеребро 2001/ / /200755

32 познавательная активность вера в успехвдохновение интерес эффективность обучения

33 Открыты нам двери В мир новый и странный. В него мы поверим, Другими в нем станем. Веди же нас, книга, Чаруй своим слогом. Пусть мудрости лига Нас тронет немного. Алтыбаева О.

34 Не отрицаю, мы – не гении. И не окончим мы аспирантуры, Но восхваляем личным мнением Урок литературы. Точно речные корабли Стремятся по течению, В свои незаурядные умы Мы учим стихотворения. Литература – луч наук! Литература – сердца глобус! Литература – жизни круг! Литература – дивный лозунг! Литература – клуб знакомств, Теперь друзей в запасе уйма. И вечный лозунг для потомков: «Наш дом – литература» Маркова М.