Целевая модель железнодорожной отрасли. Текущая ситуация в железнодорожной отрасли Территориальная расположенность и протяженность РФ обуславливает уникальность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Круглый стол 2 «Взаимодействие ОАО «РЖД» и операторов в условиях либерализации рынка железнодорожных перевозок»
Advertisements

Панельная дискуссия 1 «Формирование рынка транспортных услуг – цель третьего этапа реформы: средства, инструменты, перспективы»
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ» Июнь 2011 г. Сочи ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ» О формировании эффективной.
Образец заголовка 1 | Тема презентации | XX/ХХ/ХХ X Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» декабрь 2012 г.
VIII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» Выступление первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н.Морозова г. Москва,
Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года 2009.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
IX Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» декабря 2011 г. Первый вице-президент ОАО «Российские железные.
Круглый стол 6 «Реформирование пассажирского комплекса как инструмент обеспечения мобильности населения и транспортной доступности регионов»
В.И. ЯКУНИН ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» «К эффективному развитию железнодорожной отрасли. Время согласованных действий» VII Международная конференция «Рынок транспортных.
О государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок в 2011 году Сочи, 02 июня 2011 г.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВА на VII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» «Основные.
ДОКЛАД ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ОАО «РЖД» МОРОЗОВА В.Н. Москва 2014 «СТИМУЛИРУЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
Российские железные дороги «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2009 г. 950 в части железнодорожных перевозок пассажиров.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
БОРИС ЛАПИДУС д.э.н, профессор, генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ», председатель Международного совета по железнодорожным исследованиям при Международном.
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ» 31 мая -02 июня 2011 Россия г. Сочи О создании ОАО «Вторая грузовая компания» и перспективах работы.
Управление вагонным парком в условиях многочисленности операторов на основе ЕСТП 1.
Мусловец Александр Анатольевич НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ МОДЕЛИ УЧАСТИЯ РЕГИОНОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ Заместитель Генерального.
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ, руководитель отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Государственный заказ залог развития.
Транксрипт:

Целевая модель железнодорожной отрасли

Текущая ситуация в железнодорожной отрасли Территориальная расположенность и протяженность РФ обуславливает уникальность роли ж/д отрасли в экономике Возможности: рост отрасли за счет использования транзитного потенциала РФ (сейчас – менее 1%) Ограничения: отсутствие «параллельных» путей, необходимость совмещения грузовых и пассажирских перевозок на одной инфраструктуре Примечания: (1) не включает в себя трубопроводный и морской виды транспорта (2) другие виды транспорта – суммарный грузооборот или пассажирооборот автодорожного, авиа и речного транспорта Источник: World Bank, UK National Statistics, Indian Rail, OECD, BTRE, анализ A.T. Kearney

Текущая ситуация в железнодорожной отрасли Дефицит пропускной способности в РФ - порядка 10%, Протяженность главного пути, требующего срочного капитального ремонта - 18,38 тыс. км (или почти 15% от развернутой длины главных путей), В 2009 г. общий износ инфраструктуры > 55% (нормальный уровень – 35%) Инвестиции в ж/д инфраструктуру , млрд. руб. Модернизация в железнодорожном секторе до завершения реформирования сильно ограничена Примечание: (1) Среднегодовой объем инвестиций из Инвестиционной Программы Источник: анализ A.T. Kearney

Текущая ситуация в железнодорожной отрасли В большинстве стран уровень тарифов ниже уровня полных расходов на поддержание и модернизацию инфраструктуры Наличие единого общесетевого перевозчика позволяет контролировать тариф и перекрестно субсидировать отрасль Источник: анализ A.T. Kearney

Реформа железнодорожной отрасли Реформа железнодорожной отрасли – это возможность привлечь в отрасль частный капитал, провести коренную модернизацию отрасли, гарантировать надежность и бесперебойность грузовых и пассажирских перевозок, а также максимально использовать транзитный потенциал РФ. I этап (2001 – 2003 годы, подготовительный) I этап (2001 – 2003 годы, подготовительный) II этап (2003 – 2005 годы) II этап (2003 – 2005 годы) Разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО «Российские железные дороги» Создание эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области грузовых и пассажирских перевозок и в не основных видах деятельности Разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО «Российские железные дороги» Создание эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области грузовых и пассажирских перевозок и в не основных видах деятельности Создание ДЗО ОАО «РЖД», осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности (грузовые перевозки, пригородные пассажирские перевозки, сервисные предприятия, машиностроение, телекоммуникации, НИОКР и проектирование в области ж/д транспорта) Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок Создание ДЗО ОАО «РЖД», осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности (грузовые перевозки, пригородные пассажирские перевозки, сервисные предприятия, машиностроение, телекоммуникации, НИОКР и проектирование в области ж/д транспорта) Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок Доведение доли частных грузовых вагонов до 100% Продолжение реформирования пассажирского комплекса Передача в частную собственность «сервисных» ДЗО ОАО «РЖД» и продажа пакетов акций частным компаниям Заключение «сетевого контракта» между Правительством РФ и ОАО «РЖД» (сетевой интегратор) III этап (2006 – 2010 годы) «Инвестиционная фаза реформы»

Целевая модель железнодорожной отрасли

Реформирование пассажирских перевозок Задачи целевой модели Повышение прозрачности и обоснованности государственных субсидий Развитие конкуренции Ликвидация перекрестного субсидирования Приоритетность пассажирских перевозок по сети + постоянность подвижного состава на маршруте Формирование ФПК и ППК (совместно с субъектами РФ), владеющих собственным подвижным составом Осуществление перевозок на основании государственного заказа 100% компенсация убытков перевозчиков по перевозке льготных категорий пассажиров Развитие конкуренции в сегменте пассажирских перевозок за счет предоставления франшизы частным компаниям Целевая модель рынка пассажирских перевозок позволяет обеспечить сфокусированную и единую для всей страны стратегию повышения качества пассажирских услуг при сохранении низких цен на социально значимые билеты без убытка для перевозчиков

Результаты перехода к целевой модели Формирование ФПК и ППК позволяет: обеспечить сфокусированную и единую для всей страны стратегию повышения качества пассажирских услуг; развивать рынок частных пассажирских перевозчиков в условиях конкуренции за государственный заказ (через франшизу на пассажирские перевозки дальнего следования); сохранить низкие цены на социально значимые билеты (плацкарт и общий вагон) за счет государственных субсидий перевозчикам; снизить убыточность пригородных пассажирских перевозок за счет учета реальных потребностей населения, повысить эффективность планирования расписания пригородных пассажирских поездов; повысить прозрачность и обоснованность государственных субсидий за счет выделения пассажирских бизнес-единиц и ликвидации перекрестного субсидирования; снизить нагрузку на бюджет за счет участия регионов в капитале и управлении ППК.

Реформирование грузовых перевозок Задачи целевой модели Долгосрочное удовлетворение спроса на ж/д транспорт Прозрачность и удобство для заказчика Устойчивые экономические показатели индустрии грузовых ж/д перевозок Целевая модель рынка грузовых перевозок сочетает конкурентный вагонный сегмент и интегрированную «эффективную монополию» инфраструктуры и локомотивов

Вагонный сегмент Завершение процесса формирования рынка оперирования вагонов Создание равных условий работы всех вагонов Формирование рыночной модели ценообразования Повышение гибкости и качества услуг Сохранение доступности услуг операторов для малых и удаленных компаний Привлечение частного капитала в отрасль (ориентировочная капитализация ОАО «ВГК» перед IPO:100 – 120 млрд.; объем привлеченных средств от прямой продажи аналогичного количества вагонов существующим рыночным операторам - не более 30 млрд.) Обновление вагонного парка (ВГК должна приобрести более 150 тыс. новых вагонов) Результаты

Грузовые перевозки: единый общесетевой перевозчик Сохранение единого общесетевого перевозчика позволяет: обеспечивать доступ, диспетчеризацию и управление движением для всех видов перевозок по всей сети; регулировать нагрузку на инфраструктуру и управление грузопотоками по всей сети; гарантировать перевозку всех грузов (в том числе «низко маржинальных») и перевозку для государственных нужд на всей протяженности сети в мирное время и особые периоды; не допустить резкий рост тарифов, неизбежный при разделении тарифа на «инфраструктурную» и «тяговую» составляющие; осуществлять инвестиции в поддержание, модернизацию и развитие инфраструктуры общего пользования через механизм «сетевого контракта»; реализовать стратегию устранения «узких» мест в условиях отсутствия параллельных ходов по сети; повысить использование транзитного потенциала РФ (сейчас – менее 1%).

Грузовые перевозки: управление «тупиковыми маршрутами» - частным компаниям Снижение транспортной составляющей в себестоимости продукции; Стимулирование инвестиционной активности как со стороны производителей продукции, так и со стороны перевозчиков, обслуживающих их интересы Локальные грузовые перевозки Привлечение частных инвестиций в обновление локомотивного парка Честная конкуренция – давление на РЖД по повышению эффективности Локальный перевозчик: осуществляет все виды грузовых перевозок по «тупиковому маршруту» (от промышленной зоны до сортировочной станции, преимущественно без пассажиропотока) на основании публичного договора перевозки; владеет магистральными локомотивами, формирует поезда, осуществляет маневровые и сортировочные работы и приемо- сдаточные операции; имеет необходимый персонал, в том числе, локомотивные бригады; заключает договор на услуги инфраструктуры с ОАО «РЖД». Результаты:

В РФ дефицит инфраструктуры на настоящий момент составляет порядка 10% при отсутствии «параллельных путей». Совмещение на одних путях больших объемов пассажирских и грузовых перевозок требует системного регулирования со стороны государства, которое можно обеспечить только за счет контроля и над путевой инфраструктурой, и над «локомотивной тягой». Их разделение приводит к дезорганизации всей системы, ограничению доступа к сети для грузоотправителей, нарушает бесперебойность прохождения грузопотоков по сети, приводит к не до инвестированию в системы безопасности движения и обновление путей. Инфраструктура = «узкое» место экономики / Для достижения устойчивого роста перевозок в России необходимо приоритетное развитие инфраструктуры Примечание: (1) не включает пассажирские перевозки. Источник: Еurostat, US Bureau of Transportation Statistics, компания Indian Rail, анализ A.T. Kearney

Инфраструктура = совместная ответственность государства и ОАО «РЖД» 14 Определение текущих и среднесрочных требований к провозной способности сети (исходя из макро- стратегии / экономики): – Плотность покрытия – Частота обслуживания – Производительность / скорость – Надежность Определение объема субсидий как обязательств государства – На содержание существующей сети – На строительство новых линий Сетевые показатели работы в рамках "сетевых требований" и субсидий Финансирование заранее оговоренной доли РЖД в капитальных затратах на поддержание инфраструктуры Снижение затрат (внедрение новых технологий, аутсорсинг) Обязательства Возможности Оптимизация сети – Консолидация станций – Закрытие мало- интенсивных путей Изменение режимов работы (в пределах сетевого минимума) – Снижение/увеличение интенсивности – Оптимизация сортировочных и маневровых работ Управление целевой пропускной способностью за счет роста / снижения субсидий Возможность адресного воздействия на развитие сети Возможности Рост взаимной ответственности и эффективности железных дорог Обязательства Государство ОАО «РЖД» Наличие единого общесетевого перевозчика обеспечивает возможность формирования долгосрочного механизма финансирования целевых инвестиций не только в поддержание, но и модернизацию, развитие и новое строительство инфраструктуры через механизм «сетевого контракта»

Сервисная составляющая: целевая модель Продолжение вывода в ДЗО сервисного блока (ремонт и техническое обслуживание инфраструктуры (пути) подвижного состава (пассажирских и грузовых вагонов, локомотивов), машиностроение, телекоммуникации и ИТ, электрогенерация и электросети железных дорог, тепло- и водоснабжение, НИОКР и проектирование в области ж/д транспорта) и привлечение частных инвестиций через продажу пакетов акций; Продажа частным компаниям пакетов акций (до 100%) «нестратегических» сервисов: строительство инфраструктуры, управление недвижимостью, туристический сервис, услуги здравоохранения, банковское обслуживание и т.д.; Сохранение присутствия ОАО «РЖД» в капитале «стратегических» сервисов. СД ОАО «РЖД» в декабре 2009 г. согласовал план продажи акций ДЗО на гг., общий объем > 90 млрд. руб.

Вызовы Железнодорожная отрасль требует колоссального объема инвестиций, без которых затормозится развитие экономики Реформа железнодорожной отрасли уже создала для инвестиционного и бизнес сообщества широкие возможности для принятия участия в развитии железнодорожного бизнеса Реализация предложенной ОАО «РЖД» целевой модели отрасли – это баланс создания новых инвестиционных возможностей и сохранения технологической устойчивости отрасли