«Особенности организации внеурочной деятельности основной школе в условиях внедрения ФГОС ООО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Особенности организации внеурочной деятельности в основной школе в условиях внедрения ФГОС»
Advertisements

Организационно-содержательные основы внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в начальных классах.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся, ориентированная на формирование УУД.
ФГОС:ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. «Организация внеурочной деятельности на I ступени М БОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа», Л узина Н.А.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
1 Организация внеучебной деятельности школьников.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
ФГОС: Организация внеурочной воспитывающей деятельности школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО Семинар для учителей начальных классов.
ФГОС: особенности реализации внеурочной деятельности (выступление в рамках семинара)
Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования июнь 2012 года.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Транксрипт:

«Особенности организации внеурочной деятельности основной школе в условиях внедрения ФГОС ООО»

Что такое ВД? Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (НОО, ООО).

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ Зарегистрирован Минюстом России , рег декабря 2010 г Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13: Основная образовательная программа основного общего образования реализуется ОУ через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Направления внеурочной деятельности в условиях основной школы (раздел III, пункт 13) Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: Духовно-нравственное Физкультурно-спортивное и оздоровительное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Формы: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практическая конференция, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Способствует в полной мере реализации требования ФГОС. Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции ОУ. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы ООО определяет ОУ.

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Только ли на достижение личностных результатов должна быть ориентирована ВД Нет, не только. В рамках ВД возможно достижение и упоминаемых в Стандарте метапредметных результатов. Если ВД организуется как кружковая деятельность, спортивная секция или творческая студия, обязательно имеет конкретные учебные результаты.

Условия организации внеурочной деятельности Форма организации занятий отличная от урочной; Связь с урочной деятельностью; Выход на личностные, предметные и метапредметные результаты; Часы внеурочной деятельности не входят в недельную нагрузку;

Документальное основание: План внеурочной деятельности разработан на основе следующих документов: приказом Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Сан ПиН «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. 189); Письмо Министерства образования и науки от «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

ВД в соответствии с ПООП ООО Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсия, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.)

Реализация основной образовательной программы ООО осуществляется самим ОУ. При отсутствии возможностии для реализации внеурочной деятельности ОУ в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности УДО, организаций культуры и спорта. В период каникул используется возможностии организаций отдыха детей

Социальные партнёры Образовательные учреждения дополнительного образования детей Детские общественные организации Организации культуры и спорта Родители?! (диплом+желание+договор) В период каникул: Тематические лагерные смены Летние школы, создаваемые на базе ОУ и УДО.

Основные типы организационных моделей ВД от 12 мая 2011 г

Модель «Школы полного дня» Создание условий для полноценного пребывания в течение всего дня. Содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов. Создание здоровьесберегающей среды. Построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания в школе. Опора на интеграцию основных и дополнительных программ.

Оптимизационная модель В реализации принимают участие все педагогические работники ОУ. Классный руководитель – координатор: организует взаимодействие с другими педагогами; систему отношений через разнообразные формы работы; социально значимую деятельность.

Иные модели Ресурсные центры. Модель на основе использования ИКТ. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений разных типов и видов.

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об устройстве общества), о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д. Достигается во взаимодействии с педагогом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.

Методический конструктор внеурочной образовательной программы Авторы: Д.В.Григорьев П.В. Степанов

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной Реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной Реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Особенности разработки общешкольного плана ВД 1. План ВД составляется на учебный год. План ВД может корректироваться в течение года в связи с происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми и т. д. 2. План ВД для удобства можно разделить на 2 части. В первой части могут быть отражены регулярные внеурочные занятия школьников. Вторая часть - нерегулярные занятия. 3. План ВД необходимо разделить на пять разделов. Это связано с особенностями Стандарта, который требует организовывать ВД по пяти направлениям. 4. В плане ВД указывается, для какой категории школьников организуются дела.

Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемую через внеурочную деятельность определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 9 часов.

Содержание плана внеурочной деятельности. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность на периоды каникул, (но не более 1/2 количества часов). Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.).

Расходы времени на ВД - на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1-2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности); - на внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно – от 1 до 2 часов,

Расходы времени на ВД - на организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 часа, - на осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся еженедельно – от 1 до 2 часов, - на обеспечение благополучия школьника еженедельно – от 1 до 2 часов.

Организация жизни ученических сообществ Может осуществляться в рамках трех форматов: - «Фестиваль фестивалей» (годовой цикл мероприятий обсуждается и принимается в конце предыдущего или в начале нового года учебного года), - «Клубный путь» (полугодовой цикл мероприятий становится результатом соглашения клубных объединений, созданных в общеобразовательной организации), - «Демократический проект» (полугодовой цикл мероприятий, разработанный инициативной группой школьников и победившей в ходе демократических выборов).

Типы образовательных программ: образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня; комплексные образовательные программы (переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности); тематические образовательные программы, (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);

Типы образовательных программ образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальная образовательная программа младшего школьника.

Правила разработки программ Программа состоит из: ведения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня основных разделов с указанием отпущенных на их реализацию часов; описания разделов примерного содержания занятий; характеристики основных результатов. (какой уровень результатов)

Можно использовать: Примерную программу по внеурочной деятельности Рабочую программу по внеурочной деятельности ( традиционный алгоритм )

Требования к рабочим программам по ВД Рабочая программа обновляется ежегодно. Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом ОУ. После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном ОУ.

Титульный лист содержит Наименование ОУ; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса внеурочной деятельности; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу внеурочной деятельности; год обучения; возраст детей; год составления программы.

В пояснительной записке к Рабочей программе указывается: название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год; изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование; количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований; особенности, предпочтительные формы организации, а также режим занятий внеурочной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; система отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся; основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается Рабочая программа.

«Календарно-тематический план» отражает реализацию образовательной программы в течение учебного года. для написания календарно-тематического плана Рабочей программы потребуется использовать «Учебно-тематический план» образовательной программы и «Содержание программы». составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год. как правило оформляется в виде таблицы.

«Календарно-тематический план» Дата Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Средства контроля 1. Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности 2. Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Раздел «Содержание рабочей программы» краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения). Раздел «Средства контроля» Результатом деятельности внеурочной деятельности могут быть концерты, выставки, конференции и т.д.

Журнал учета Учет занятости учащихся ВД осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Личность воспитанника (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностный рост»); Детский коллектив (методика А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив», социометрия); Профессиональная позиция педагога (Д.В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя»)