ПОЗНАНИЕ (ГНОСЕОЛОГИЯ) П л а н 1.Объект и субъект познания 2.Познание как отношение человека к миру 3.Чувственное и рациональное в процессе познания 4.Понятие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Advertisements

Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ.
Транксрипт:

ПОЗНАНИЕ (ГНОСЕОЛОГИЯ) П л а н 1.Объект и субъект познания 2.Познание как отношение человека к миру 3.Чувственное и рациональное в процессе познания 4.Понятие истины 5.Практика – основа и цель познания 6.Специфика научного познания 7.Скептицизм и агностицизм Л и т е р а т у р а 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., Загадка человеческого понимания. М., Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., Теория и жизненный мир человека. М., Теория познания. М., Т. 1, Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., Философия. Конспект лекций. Под. ред. В.В. Трушкова. М., 2001, с. 167– Философия: Учебник / Под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002, с. 256– Французова Н.П. Методология научного познания. М., 1996.

Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности.

Познание изучают Гносеология (изучает познание как средство достижения истины) Эпистемология (Науковедение) Логика – учение о нормах мышления Когнитивная психология (изучает познание как психический процесс Социология и прочие социальные науки (изучают косвенно)

ПОЗНАНИЕ Материя отражение Познаниечеловек Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Материя Целью всякого познания является достижение истины, достоверного, правильного знания.

Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются «субъект» и «объект». Субъект понимается в качестве носителя познавательной активности, направленной на предметы окружающей реальности. Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа). Объект же это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности. Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект.

Субъект-объектные отношения До И. Канта Субъект Объект Объект Субъект После появления философии И. Канта

Д. Юм Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и какова она. Мы знаем только мир наших чувств и мыслей. О реальности за миром сознания мы можем строить вероятностные, гипотетические суждения. И. Кант Мир вещей в себе непознаваем, мы можем познавать лишь отражение вещей в себе в нашем сознании, то есть вещи для нас.

Точка зрения материалистов Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности, нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта. Само выживание живых существ и успех деятельности человека свидетельствуют о том, что познание мира возможно

Объективные идеалисты о познании Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира, но только с помощью мирового духа (Бога и пр.). Без содействия высшего идеального начала человеческий разум бессилен. Платон: познание есть припоминание (анамнезис) душой того, что она видела до вселения в тело в мире идей.

Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма). Р. Декарт: у нас есть вложенные Богом истинные идеи, которые мы должны развивать, конкретизируя методом дедукции. Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма) Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)

Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма). Согласно Р. Декарту и Г. Лейбницу, душа при рождении уже имеет в себе врождённое содержание, определяющее накопление опыта и получение новых знаний Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма) Согласно Д. Локку, душа младенца подобна чистой доске – tabula rasa. Всё, существующее в разуме, прошло через чувства.

Теория иероглифов Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем. Согласно теории иероглифов, то, что дано нам на стадии чувственного и рационального познания, служат для нас символами внешних объектов. Как писал Гельмгольц, «они соответствуют им настолько, насколько писаное слово или звук соответствует данному предмету». Чувственные впечатления есть только отметки качеств внешнего мира, которые могут принципиально отличаться от действительных характеристик объектов мироздания. Но в процессе опыта люди обучаются истолковывать эти «иероглифы» и действовать, правильно поняв значение этих символов и представляемой ими реальности. Герман Гельмгольц 1821 – 1894)

Конвенционализм Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре. Конвенционалисты утверждают, что все истины и теории – условности, принятые ради удобства. Так, из многих геометрий ни одна не является более истинной чем другие, а лишь более удобной. Пуанкаре считал, что познаваемы лишь отношения между объектами, но не сами свойства объектов, «даже Бог не смог бы познать и выразить истинную природу вещей». Анри Пуанкаре (1854 – 1912)

Инструментализм и операционализм Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи. Она названа так, поскольку Дьюи полагал, что все истины, гипотезы и теории являются орудиями (инструментами) познания. Операционализм У. Бриджмена строится на утверждении, что содержание понятий сводится к серии различных действий, операциям. Так, понятие по пространстве и времени мы получаем посредством операции измерения. Операции определяются как направленные действия индивида, они могут быть как реальными, так и умственными. Джон Дьюи ( ) Уильям Бриджмен ( )

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ Основные формы познания Чувственное познание Рациональное познание Ощущение Отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы Восприятие Отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы Представление Возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал Понятие – умственный концепт, отличающийся обобщенностью и отбором существенного; – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках Суждение Форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях Умозаключение Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение Иррациональные формы познания (интуиция и т.д.)

ИСТИНА З н а н и е П р е д м е т истина – соответствие заблуждение – несоответствие

ИСТИНА ИСТИНА Характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности Абсолютная истина - это объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира Объективная истина – объективное содержание знаний Относительная истина - это объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира Принцип конкретности истины Ошибка Результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинами Заблуждение – несоответствие знания его предмету; – расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; – абсолютизация относительной истины Абсолютная истина Относительная истина

ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ Производственная деятельность Деятельность по изменению общественных отношений Практика – это материальная деятельность людей ПРАКТИКА Эксперимент Исходный продукт познания Движущая сила и цель познания Критерий истины Роль практики в познании

ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ Относительный характер практики как критерия познания 1. Практика абсолютна как процесс 2. Доказанное практикой является объективной истиной 3. Абсолютность практики как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от вымысла, заблуждения 1. Практика относительна как отдельный акт 2. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения 3. Непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют АбсолютногоОтносительного П р о я в л я е т с я в е д и н с т в е

ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания) 1. Классическая схема процесса Объект познания (ОП)Субъект познания (СП) 2. Научная схема процесса познания Объект познания (ОП) Использование приборов Использование моделей Субъект познания (СП)Средство познания (СП)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ Элемент духовной культуры Высшая форма человеческих знаний Социальный институт Система развивающихся знаний Система духовной деятельности Система научных принципов, категорий, законов Духовное производство Приемы и методы исследования Наука Способ познания

способность науки вскрывать сущность вещей в процессе познания ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ участие науки в преобразующей деятельности человека и общества Познавательная функция Практически-действенная функция ФУНКЦИИ НАУКИ

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ эмпирический факт научный факт наблюдение реальный эксперимент модельный эксперимент мысленный эксперимент фиксация результатов эмпирического уровня исследований эмпирическое обобщение использование имеющегося теоретического знания образ формирование гипотезы проверка ее на опыте формирование новых понятий введение терминов и знаков определение их значения выведение закона создание теории проверка ее на опыте принятие в случае необходимости дополнительных гипотез

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК I. Философские науки Онтология Гносеология Логика Социология (общая) Этика Эстетика II. Математические науки Математическая логика Математика Практическая математика (включая кибернетику) III. Социальные науки История Археология Этнография Экономическая география Статистика Экономические Юридические Искусствоведение Языкознание Психология Педагогические и др. науки Прикладная механика Космонавтика Техническая физика Химико-технологические науки с металлургией Горное дело Сельскохозяйственные Медицинские науки IV. Естественные науки и технические науки Механика Астрономия Астрофизика Физика Физическая химия Химия Геохимия Геология География Биохимия Биология Физиология человека Антропология

Основные принципы скептицизма и агностицизма СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ 1. Отрицает познаваемость мира 2. Отрицает абсолютную истину 3. Ограничивает роль науки познанием явлений 4. Отрицает познание сущности предме- тов и закономерностей развития действительности 1. О природе вещей ничего нельзя знать, потому что чувственное и рациональ- ное познание обманчивы 2. К вещам надо относиться скептически, воздерживаясь от какого-либо опре- деленного суждения о них 3. Из отношения человека к вещам вытекает необходимость быть ко всему безразличным Пиррон из Элиды ( гг. до н.э.) 1. Агностицизм как откровенный иде- ализм Д. Юм (1711–1776 гг.), нео- кантианство, махизм 2. Агностицизм как эклектическая смесь материализма и идеализма с пре- обладанием последнего. И. Кант (1724–1804 гг.) 3. Агностицизм как «стыдливый мате- риализм» Т.Г. Гексли (1825–1895 гг.) и др. 1. Сомнение в существовании внешнего мира 2. Сомнение в возможности познания мира 3. Сомнение - принцип познания 4. Сомнение - всеобщий метод Агностицизм Агностицизм XVIII-XIX вв. Скептицизм Античный скептицизм

1. Древняя наука (рабовладельческое общество) - Рождение наблюдательной и теоретической науки; - смешение науки-и вненаучных элементов (религии, философии и т.п.; - теория как продукт умосозерцания мира (наивность и глубокие прозрения). 2. Средневековая наука (феодальное общество) - Наука как служанка богословия; - абсолютное превосходство гуманитарных текстов над эмпирическим опытом; - символический и нематематический стиль теоретического мышления. 3. Классическая наука (буржуазное общество, ХVII в. – конец XIX века) - Потребности промышленности и протестантское мировоззрение узаконили научный эксперимент; - господство механической картины мира; - жесткое противопоставление субъекта и объекта. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

4. Неклассическая наука (начало и середина XX века) - Физика и биология как лидеры науки; - господство квантово-релятивистской картины мира; - соотносительная связь субъекта и объекта науки. 5. Постнеклассическая наука (середина XX века и ныне) - Повышение роли психологии и гуманитарных дисциплин. Экологизация и гуманизация науки; - становление единой, синтезирующей картины мира; - тенденция к гармоническому единству субъекта и объекта. Последние два этапа характеризуют современную науку. Можно дополнить её характеристику, указав на ряд особенностей. Особенности современной науки - «взрыв» научной информации; - дифференциация и интеграция научных дисциплин; - математизация науки; - превращение науки в разновидность общественного производства. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ (продолжение)