Разработка учебно-программной документации по образовательным программам НПО и СПО на основе ФГОС третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра педагогики профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище 16» ФГОС третьего поколения.
Advertisements

Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
ГАОУ СПО «Набережночелнинский политехнический колледж» Технология разработки учебного плана по программам среднего профессионального образования на примере.
Заместитель директора по учебно-производственной работе Бойцов Н.В. ОГБОУ СПО «Костромской автодорожный колледж»
Семинар для преподавателей «Формирование пакета учебно-программной документации для реализации ФГОС СПО» Зам. директора по учебной работе Слюзкова Н.С.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Из опыта работы ГБПОУ «ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»,
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Общеобразовательная подготовка в учреждениях НПО, СПО в условиях введения ФГОС нового поколения Тренина М.Р., методист ОГБОУ ДПО «Костромской областной.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Научно-методический центр профессионального образования Института развития образования Республики Татарстан Чадаева Наталья Юрьевна директор НМЦ ПО ИРО.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Формы рабочих планов и программ
Образовательные стандарты нового поколения Е. А. Колмыкова, заместитель директора по НМРИ.
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Нормативно-методическая база введения ФГОС СПО/НПО.
Разработка ОПОП Секция 2. Основная профессиональная образовательная программа Обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения,
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 2 этап: Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП.
Транксрипт:

Разработка учебно-программной документации по образовательным программам НПО и СПО на основе ФГОС третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра педагогики профессионального образования СПб АППО, совещание-семинар заместителей директоров по учебно- производственной работе ОУ НПО и СПО 27 января 2011 года

В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ОПОП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию /Закон РФ «Об образовании», ст.7/ Закон РФ «Об образовании»

Основная профессиональная образовательная программа по профессии начального профессионального образования/специальности среднего профессионального образования– совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии/Закон РФ «Об образовании», ст.9,п.6.1./

Структура ФГОС НПО и СПО третьего поколения Требования к результатам освоения ОПОП: общие компетенции (ОК) как результат освоения ОПОП, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах, например: готовность работать с литературой, взаимодействовать с людьми, использовать информационные ресурсы, выступать перед аудиторией и так далее; профессиональные компетенции (ПК) как результат освоения основных видов профессиональной деятельности) ; Требования к структуре ОПОП (циклы, дисциплины, модули, практика); Требования к условиям реализации ОПОП (перечень кабинетов, мастерских, лабораторий, спортивных и других помещений; требования к педагогическим кадрам)

Основные термины ФГОС третьего поколения Компетенция –самостоятельно реализуемая способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области в реальной производственной ситуации

Компетентностный подход - переход в конструировании содержания образования – от «знаний» к «способам деятельности»

Виды профессиональной деятельности (ВПД) – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

Профессиональный модуль (ПМ) – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности. Модуль включает в себя междисциплинарный курс(ы), учебную практику (производственное обучение), производственную практику

Междисциплинарный курс (МДК) – система профессиональных умений и знаний, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных областей с целью обеспечения внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля, теоретическая часть модуля; может включать в себя учебный материал, ранее входивший в обепрофессиональные предметы

Практика – часть учебного процесса, обеспечивающая комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии НПО /специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы. Виды практики НПО: учебная(производственное обучение) (УП), производственная (ПП) Виды практики СПО: учебная (для получения рабочей профессии), производственная (по профилю специальности и преддипломная)

Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Учебный цикл – совокупность дисциплин или модулей, обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

Структура учебного плана Учебный план определяет качественные и количественные характеристики основной профессиональной образовательной программы по профессии начального / специальности среднего профессионального образования: объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей; виды учебных занятий (аудиторные – лекции, уроки, семинары, практические и лабораторные занятия; самостоятельные занятия); распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации.

Учебный план состоит из: - титульной части; - пояснительной записки; - таблицы «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)»; - таблицы «План учебного процесса»; - перечня кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по профессии НПО / специальности СПО

Алгоритм разработки учебного плана ОУ -анализ ФГОС по профессии/специальности; -определение соответствующих квалификаций (профессий ОКПР и квалификационных разрядов); -выбор варианта общеобразовательной составляющей (если план на базе основного общего образования с получением среднего(полного) общего образования) – инвариант или профильная; - определение последовательности изучения профессиональных модулей; -выбор формы организации учебной практики (производственного обучения) и производственной практики – линейная, концентрированная, смешанная

-определение примерного количества (или соотношения) часов на каждую учебную дисциплину и на каждый МДК; -предварительное распределение часов учебной практики и производственной практики между модулями; - определение количества зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов в течение одного учебного года с учетом специфики ОПОП - определение структуры учебного года по семестрам и неделям; -распределение по семестрам и неделям часов учебной практики и производственной практики; - распределение по семестрам и неделям часов теоретического обучения (учебных дисциплин и МДК); - распределение часов вариативной части стандарта; -заполнение сетки учебного плана; -подготовка пояснительной записки; -составление календарного графика

Особенности разработки учебного плана (памятка разработчикам) ФГОСы прошли регистрацию в Минюсте РФ, в связи с чем никакие отклонения от их структуры, содержания и условий реализации в рамках учебного плана не допустимы с точки зрения изменения названий УД и ПМ, перераспределения содержания по циклам, уменьшения количества часов на циклы; Максимальная нагрузка обучающихся в рамках стандарта составляет 54 часа в неделю, из них – 36 часов обязательного обучения, 18 – внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (т.е. 50% от обязательного); Общее количество учебных недель, предусмотренное стандартом на год, включает в себя праздничную неделю и составляет не 40 недель, как ранее в НПО, а 41 неделю. Весь расчет часов, указанных в стандарте, осуществлялся из расчета 36 часов в неделю обязательного обучения и, кроме того, рассчитывался концентрированно по количеству недель теоретического обучения и количеству часов практического обучения; Количество часов на учебную и производственную практику не может быть уменьшено ни на час, равно как и увеличено за счет часов теоретической части профессионального стандарта (за исключением возможности увеличения часов на УП и ПП в рамках учебного плана на базе основного общего образования);

Количество часов на учебные дисциплины и МДК не может быть уменьшено, но может быть обосновано увеличено за счет часов вариативной части стандарта (20% бюджета времени НПО и 30% бюджета времени СПО), которая кроме того может быть израсходована на создание новых ОП или модулей, а также может быть увеличено в учебных планах на базе основного общего образования с получением среднего(полного) общего образования; При создании новых ОП или модулей образовательное учреждение самостоятельно определяет и формулирует компетенции, умения, знания, необходимый практический опыт; Количество часов, отведенных на каждую учебную дисциплину и каждый МДК, не может быть менее 32; Стандарт практикоориентирован, в связи с чем возрастает доля практических и лабораторных занятий (от 30% до 50%) Пропорция между часами, отведенными стандартом на производственную практику в целом, между учебной практикой и производственной практикой определяется ОУ самостоятельно с учетом специфики ОПОП.

Последовательность изучения модулей определяется ОУ с учетом условий их реализации и может не соответствовать их нумерации в стандарте Учебная практика (производственное обучение) реализуется либо после изучения всей теоретической части модуля, либо его фрагмента, либо параллельно с изучением МДК В том случае, когда образовательный стандарт выстроен в логике получаемых квалификаций, в учебный план могут включаться только соответствующие модули, оставшиеся модули могут быть за счет вариативной части стандарта модифицированы в ОП по выбору Возможно концентрированное изучение дисциплин и профессиональных модулей, поэтому в соответствующих ячейках (колонок 10-14) учебного плана, может указываться как объем нагрузки в часах на весь семестр, безотносительно к обязательному распределению часов в неделю, так и объем нагрузки в неделю и общий объем нагрузки в семестр По дополнениям к САНПиН нагрузка по годам при шестидневке: 35, 36, 37 часов в неделю; при пятидневке: 34,35,36 часов в неделю Количество часов на учебную практику в течение одного дня не должно превышать 6 часов

Промежуточная аттестация по УД проводится в виде зачета и /или экзамена (в основном для СПО); промежуточная аттестация по МДК проводится в виде дифференцированного зачета; итоговая аттестация по модулю (промежуточная по ОПОП) проводится в виде экзамена (квалификационного), результатом которого является заключение: ВПД освоен/не освоен. Формы проведения зачета и дифференцированного зачета, а также экзамена (квалификационного) определяются самим ОУ и фиксируются соответствующим локальным актом Итоговая аттестация по модулю проводится только после окончания соответствующего ему раздела производственной практики На промежуточную аттестацию в течение одного учебного года выносится не более 18 наименований УД, МДК, ПМ По окончании освоения ОПОП проводится ГИА, условием допуска к которой является успешная сдача экзамена (квалификационного) по каждому модулю

Общеобразовательная подготовка Срок обучения по ОПОП на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования складывается из 1г.5мес.общеобразовательной подготовки (2052 часа максимально) и 10 месяцев / 1 года и 10 месяцев профессиональной составляющей Образовательное учреждение НПО вправе реализовывать как инвариант, так и профильную общеобразовательную подготовку, но в количестве часов не менее, чем в инварианте Общеобразовательная подготовка реализуется в СПО в течение 1 курса (1404 часа, профильно), в НПО – в течение 2-х лет (вилка часов по письму МО РФ 2007 года: 1872–1638) Инвариант общеобразовательной подготовки в примерных городских учебных рабочих планах – 1817, т.е. близко к верхней планке рекомендаций МО РФ Разница между 2052 и 1817 часами может быть израсходована самим ОУ либо на увеличение количества часов на общеобразовательную подготовку, либо на увеличение количества часов на УД, либо на ПМ – как на МДК, так и на УП и/илиПП