Жречество в структуре авестийского общества (ІІ – сер. І тыс. до н.э.) Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Перзашкевич О.В. начать показ Аспирантка кафедры истории древнего мира и средних веков Миксюк Анастасия Степановна Белорусский государственный университет
Содержание Актуальность темы Объект исследования Предмет исследования Цель исследования Задачи исследования Методы исследования Научная гипотеза Научная новизна Основные результаты исследования Положения, выносимые на защиту
Актуальность темы Спорность и недостаточная изученность в мировой исторической науке. В Республике Беларусь проблемы социального устройства авестийского общества практически не изучались. Вклад в понимание истории религии, ментальности, происхождения государственного устройства. Важность расширения знаний об истории Ирана в условиях глобализации и развитии белорусско- иранских отношений (в т.ч. в сферах образования и культуры).
Объект исследования Жречество в структуре древнеиранского (авестийского) общества периода ІІ - середины І тыс. до н.э. Жречество в структуре древнеиранского (авестийского) общества периода ІІ - середины І тыс. до н.э. Жречество - особая общественная группа служителей культа, которая играла роль посредника в общении между миром богов и миром людей.
Предмет исследования Информация о древнеиранском обществе, содержащаяся в древнейшем письменном памятнике Авесте
Цель исследования Определить, какое положение в древнеиранском обществе занимало жречество, а также реконструировать его функции и внутренние взаимоотношения
Задачи исследования Рассмотреть следующие вопросы: организация древнеиранского общества; жречество как отдельная социальная группа; функции, выполняемые жречеством в обществе; взаимодействие жрецов между собой и с другими социальными группами.
Методы исследования традиционные инновационные историко-генетический историко-системный диахронический ретроспективный метод концептуального анализа комплекс лингвистических методов контент-анализ
Научная гипотеза В авестийском обществе жречество являлось самостоятельной социальной группой и занимало господствующее положение
Научная новизна заполнение ряда пробелов, касающихся изучения реалий древнеиранского (авестийского) общества; новое видение института жречества, устанавливаются его внутренние характеристики и взаимосвязи; работа основана на оригинальный текстах Авесты и переводах автора диссертационной работы, которые уточняют понимание текста источника.
Основные результаты исследования Структура авестийского общества: Деление по религиозному признаку «свои» /приверженцы идей Заратуштры/ «чужие» /последователи иных культов/ Вертикальная организация общества область племя род семья
Структура авестийского общества: Горизонтальная организация общества жрецы земледельцы-скотоводы воины
Термины, обозначающие жречество по Старшей Авесте: Авестийский культ другие культы 1. manθran 2. zaotar 1. kava 2. karapanō 3. usixš
Термины, обозначающие жречество по Младшей Авесте: Авестийский культ другие культы 1. zaotar (появляется в Гатах) 2. hāvanan 3. ātravakṣ̌a 4. frabərəθar 5. ābərəta 6. āsnaθar 7. raēθwiškarа 8. sraošāvarəza 9. āθravan 10. аēθrapaiti 1. kava (появляется в Гатах) 2. karapanō (появляется в Гатах) 3. yātavō 4. pairika
Положения, выносимые на защиту Авестийское общество имело сложную структуру: 3-членную горизонтальную организацию и 4- членную вертикальную организацию. Жрецы обладали самостоятель-ным ритуальным и социальным статусом и рассматривались обществом как 1. посредники в общении с богами; 2. хранители сакральных знаний, 3. защитники общины и всего мироздания от сил зла. 1 2
По мере развития наблюдалось усложнение системы обрядов и внутренней структуры жречества, что проявилось в функциональном разделении жречества. 3
Благодарю за внимание! Электронный адрес: