Эпистемология культурологии или « какой науке мы хотим научить студентов »: постановка проблемы « Эпистемология » в смысле : чем хорошее высказывание отличается.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Advertisements

Написание эссе по обществознанию Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 7» г. Назарово Красноярского края.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Тезисы и доклад на студенческой научной конференции Агафонова Ирина Николаевна, канд.психол.наук, доц. каф. психологии.
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
Написание эссе Карпенко И.А. к.филос.н, доцент философского факультета НИУ-ВШЭ.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Доказательство и опровержение. Аргументация - особый способ речевого взаимодействия людей, в ходе которого на суд разумного собеседника или аудитории.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Транксрипт:

Эпистемология культурологии или « какой науке мы хотим научить студентов »: постановка проблемы « Эпистемология » в смысле : чем хорошее высказывание отличается от плохого ? Аркадий Перлов (РГГУ),

План Претензии культурологии на институционализацию подразумевают корректность вопроса о ее специфической эпистемологии. Какую « норму » ( и на каких образцах ) предлагается осваивать студентам и аспирантам. 2. Типология и расшифровка (« эпистемологических ») вопросов, которые могут быть заданы культурологическому исследованию См. следующий слайд 3. Выводы ( даже только из формулировки вопросов ) – перформативные. Сменить установку « Все флаги в гости к нам » на « Всяк сверчок знай свой шесток »: 1. агрессивнее вести себя в отношении « плохих » работ ; 2. четче ( хотя бы при работе со студентами и аспирантами ) различать : « культурологию как краткое гуманитарное знание для всех », « культурологическое обоснование принятия ( экономических и политических ) решений », « культурологическую аргументацию в публицистике » И « исследовательскую культурологию ». Проблемы : Возможна ли ( и нужна ли ) институционализация пост дисциплинарной практики ? Подозрительно ли состояние культурологии или всего российского гуманитарного знания ?

2. Типология и расшифровка (« эпистемологических ») вопросов, которые могут быть заданы культурологическому исследованию : 1. Что считается « достаточным » обоснованием тезиса ? « Обоснованность » тезиса и « соответствие реальности » (« правдоподобие »). « Честность », « ответственность ». « Метод ». 2. Рефлексия культурологами ( собственных ) субъективности и ( политической ) ангажированности. « Разоблачение » ( чужой ангажированности ) как одна из самых популярных стратегий культурологического исследования. 3. « Острая актуальность » многих предметов культурологических исследований. Высокая степень личностной вовлеченности и полемики. Неустойчивость канона исследований. 4. Дисциплинарная генеалогия ( тех или иных эпистемологических решений культурологов ).

«( Социальная ) эпистемология культурологии ». Какие критерии хорошего и плохого исследования транслируются студентам ( РГГУ ) При посредстве прямых императивных рекомендаций и ( разбора ) текстов, которые признаются образцовыми и особенно качественными ? В самом общем виде : « образцы решения задач » ( в смысле Т. Куна ), образцы умозаключений, переходов по цепочке « проблема - данные - впечатления - умозаключения - ( окончательный ) текст ». Вопросы ниже + те, которые Вы хотели бы поставить культурологам : Чтобы получить ответ Чтобы культурологи над этим думали :)

«( Социальная ) эпистемология культурологии ». Какие критерии хорошего и плохого исследования транслируются студентам ( РГГУ ) Возможная эмпирическая база : тексты сообщества культурологов РГГУ ( ВШЕК, РАШ, ИТК ФИИ ). Лидирующее сообщество. « Срез » - несколько кандидатских диссертаций + несколько текстов, функционировавших как образцы. Например, « Методы изучения культуры » (2009). Трудность в определении выборки : придется решать, кто « настоящий культуролог ». Возможный критерий : чьи ученики пополняют кафедру после защит кандидатских диссертаций.

2. Типология и расшифровка (« эпистемологических ») вопросов, которые могут быть заданы культурологическому исследованию : 1. Что считается « достаточным » обоснованием тезиса ? « Обоснованность » тезиса и « соответствие реальности » (« правдоподобие »). « Честность », « ответственность ». « Метод ». 2. Рефлексия культурологами ( собственных ) субъективности и ( политической ) ангажированности. « Разоблачение » ( чужой ангажированности ) как одна из самых популярных стратегий культурологического исследования. 3. « Острая актуальность » многих предметов культурологических исследований. Высокая степень личностной вовлеченности и полемики. Неустойчивость канона исследований. 4. Дисциплинарная генеалогия ( тех или иных эпистемологических решений культурологов ).

Эпистемологические характеристики аргументации ( а также риторики ? « формы »?) культурологического высказывания. Что отличает культурологическое исследование от ( хорошего ) эссе ? « Ответственность » культурологического высказывания. Проблематика обучения культурологической « ответственности ». Часто формулируемая задача обучения молодых культурологов : отучить их делать « безответственные » высказывания и научить делать « ответственные ». Обычно, « ответственные » в двух смыслах : 1. Те, которые будут отвечать их собственным представлениям о реальности (« честные », также в случае понимания собственной методологической или политической ангажированности : противопоставляющие как хорошее плохому « я признаю то, что я хочу видеть мир именно так » и « для моей позиции выгодно заявить, что мир выглядит именно так »). Ближе всего к смыслу : « ответственные в рамках определенного разделения труда », перед наукой – корпорацией коллег, которая именно тебе доверила « лучше всех » знать про « политику визуального в клипах Леди Гага ». 2. Основанные на определенной последовательности интеллектуальных действий : 1) которая бы предохраняла от слишком легкого доверия преждевременно сложившейся гипотезе ; 2) соответствовала бы определенным шаблонам интеллектуальной / исследовательской работы, которым человек обучался в качестве студента и аспиранта. « Ответственность » - видимо, регулярное осуществление этих действий, даже если перепроверена внешним читателем будет лишь малая и случайно выбранная их часть.

Эпистемологические характеристики аргументации ( а также риторики ? « формы »?) культурологического высказывания. Что отличает культурологическое исследование от ( хорошего ) эссе ? Проблема обоснования. Что нужно ( например, аспиранту или его учителю / образцу ), чтобы мысль считалась достаточно развернутой или обоснованной / доказанной ? Понимает ли автор статус « доказанности »/« гипотетичности »/« просто факта экспликации » собственных построений ; считает ли нужным уведомить читателя о своем уровне осознания / проблематизации этого статуса ? Распространенный вариант обоснование через цитирование : « думать в этом направлении и думать так позволительно, потому что об этом так уже думал ( кто - то авторитетный )». Бывает ли, что наличие « авторитета » не « спасает » исследование ?

Эпистемологические характеристики аргументации ( а также риторики ? « формы »?) культурологического высказывания. Что отличает культурологическое исследование от ( хорошего ) эссе ? « Обоснованность » vs. « правдоподобие » ( наличие « горизонта истины » в культурологическом высказывании ). Если высказывание уже сделано и тем или иным способом обосновано ( при помощи отсылки к авторитету, ссылки на источник и т. п.) волнует ли автора, насколько его объяснение или видение является « истинным », « единственно правильным »?

Эпистемологические характеристики аргументации ( а также риторики ? « формы »?) культурологического высказывания. Что отличает культурологическое исследование от ( хорошего ) эссе ? Метод. Представления о процедурах, которым надо специально учиться, и которые помогают трансформировать данные во впечатления, а впечатления – в систематизированную совокупность высказываний, у культурологов, безусловно, есть. Достаточным ли критерием ( специфики и права на существование культурологии ) является наличие исключительно методов ? Другие вопросы я пока оставляю в стороне : 1) не хочу ли я от культурологии слишком многого и не сводятся ли история, филология, гендерные исследования и т. п. к тому, что у них тоже есть « только метод »; 2) каковы собственно эти специфические методы культурологов / исследователей культуры.

Эпистемологические характеристики аргументации ( а также риторики ? « формы »?) культурологического высказывания. Что отличает культурологическое исследование от ( хорошего ) эссе ? Каковы истинные ( насколько я могу об этом судить, исходя из того, что у автора, с моей точки зрения, получилось ) цели исследования ? Автор выстраивает свою версию предмета ( можно сказать – автор преуспевает в том, чтобы в чем - то разобраться )? Автор подкрепляет свою версию картины мира новыми яркими иллюстрациями или аргументами ? Просто тренировка в освоении какой - то теории и умении соотнести ее с массивом данных ? Или с допускающей улучшение эмпирикой ? Строится ли текст по преимуществу умозрительно и « критически » отталкиваясь от ( чьей - то ) уже высказанной мысли как ее подтверждение, опровержение или уточнение ? Какой степени неочевидности обычно является такая мысль ; какая степень соотнесения с эмпирикой предполагается и соблюдается ? Автор просто хочет рассказать читателям ( заказчику, слушателям, студентам и т. п.) « что - то интересненькое » поделиться своими самыми яркими впечатлениями ? И какие тогда ограничения ( систематичность в изложении, « академичность », проблемность и т. п.) автор считает оправданным принять на себя ? Автор просто выстраивает некоторый новый текст по лекалам уже существующих, вместе со своим руководителем не слишком понимая, зачем он это делает ( т. е. не решая реально задачи ни в том, чтобы разобраться в проблеме, ни в том, чтобы эксплицировать и аргументировать некую неочевидную позицию ) Самый распространенный вариант : сделать ради того чтобы было сделано

2. Субъективность и ( политическая ?) ангажированность. Рефлексия субъективности и ангажированности Основания для тематизации и упоминания ангажированности. Знакомство с релятивистскими аргументами о том, что неангажированного знания не бывает. Интерес к остроактуальным темам ( у студентов – в силу относительной наивности ; у преподавателей – желание « зацепить » студента ; у исследователей – условно « грантовые » соображения ) оборачивается личной заинтересованностью и связью исследовательской темы с внетеоретическими ( карьерными, экзистенциальными, политическими ) интересами.

2. Субъективность и ( политическая ?) ангажированность. Рефлексия субъективности и ангажированности Если « истины » ( и нейтральности ) нет, вольны ли мы определять цель исследовательского высказывания как аргументацию позиции, которая кажется нам предпочтительной политически или этически ? ( опять - таки вопрос о том, эссе ли культурология ( независимо от того, таковы или нет другие гуманитарные дисциплины ))?

2. Субъективность и ( политическая ?) ангажированность. Рефлексия субъективности и ангажированности Как предлагается относиться к своей и чужой ангажированности : разоблачать, игнорировать, умалчивать, капитализировать ( см. также выше, про « критическое » построение текста )? Если признается, что « польза выше истины », то что придает ценность ( общественную или биографическую – лично для исследователя ) культурологическому высказыванию ? Когда тематизация ангажированности становится « утомительной » и перестает давать новое содержание ? Как разрешение проявлять субъективность / ангажированность выглядит для студентов / аспирантов / молодых / реномированных исследователей ?

2. Субъективность и ( политическая ?) ангажированность. Рефлексия субъективности и ангажированности Как выстраивается соотношение ( осознания ) ( политической ) ангажированности и представления об объективности и качестве культурологического исследования ? Претензия на поиск « эпистемологической нейтральности », « точки зрения арбитра » удобная политическая позиция ( А. А. Олейников ) или « политическая ангажированность » - удобное замещение необходимости решения гносеологических проблем поиска и обоснования « наилучшего » высказывания ? Е. Е. Савицкий : после « эпох » « новизны предмета » и « новизны метода » как стадий прогресса исторической дисциплины / критериев новизны исторического высказывания – эпоха « новизны прагматики » ( новое высказывание – то, которое предполагает и эксплицирует « новый », не упоминавшийся раньше интерес, которому оно служит ).

2. Субъективность и ( политическая ?) ангажированность. Рефлексия субъективности и ангажированности « Разоблачение » - какая - то специфическая ( вслед за cultural studies) стратегия культурологии ? Ее способ « вытеснить », « снять » ожидаемые упреки в собственной ангажированности ? Есть ли культурология ( ну и пускай шире – гуманитарное знание вообще ), свободное от движения к полюсам либо апологетики (« добро, истина, красота », « патриотизм », « толерантность и политкорректность »), либо критики (« дискурсный анализ » ( в т. ч. и визуальный ?), « история понятий » и т. п.). Как выглядит различие между критикой общества, в котором пребывает исследователь, и относительно « незлободневной » критикой ?

2. Субъективность и ( политическая ?) ангажированность. Рефлексия субъективности и ангажированности « Предки и родственники » культурологии : марксизм и cultural studies – интеллектуальные практики, понимающие себя как формы общественной критики. Должна ли культурология принять их наследие ? Обязывает ли « левое » наследие к тому, чтобы находиться в левой части политического спектра ? Следует ли отделять друг от друга « критический » и « некритический » варианты ? Возможный пример обратного : почему бы не исследовать исповедь в направлении, заданном Фуко, но как то, что создало не только ограничения и травмы европейской личности, но и саму эту личность ?

3. Эпистемология предмета культурологического исследования. Эпистемология культурологии и актуальность Специфика состояния канона ( речь идет прежде всего о российской ситуации в исследованиях культуры ! и о нежелании ( студентов ) осваивать литературу на иностранных языках ). Склонность выбирать темы, по которым еще нет литературы ; ее « не может быть » ( явление культуры еще очень свежее ); темы, обладающие для исследователя « жгучей » актуальностью, т. к. сильно с ним персонально связанные. То, что есть методологическая литература, в данном случае неважно – по темам, более отстоявшимся во времени, были бы и литература по предмету, и методологическая.

3. Эпистемология предмета культурологического исследования. Эпистемология культурологии и актуальность Быстропреходящесть во времени. Политическая и ценностная актуальность. Те компетенции, которые транслируются выпускникам в связи с их потенциальной работой – умение быстро реагировать на происходящие вокруг ( культурные ) события и формулировать свои обоснованные предложения.

3. Эпистемология предмета культурологического исследования. Эпистемология культурологии и актуальность По мере устаревания исследовательского предмета ( условная « Леди Гага »), потери им актуальности, оформления исследовательского канона, не переходит ли этот предмет из домена культурологии ( как науки « об актуальном ( не только хронологически ) или искусства писания « честных и методически обоснованных » эссе ) в архивы традиционных гуманитарных дисциплин : истории, истории искусства и т. д.? Или каким - то образом это остается предметом культурологии и каких - то ее специфических методов ? Есть ли смысл в каком - то различении « культурологии » и « истории ( и теории ) културы »? Влечет ли за собой специфика понимания предмета культурологии ( как « актуального », причем не научной, а именно злободневной актуальностью ) соответствующую специфику в постановке исследовательских проблем и задач ?

3. Эпистемология предмета культурологического исследования. Эпистемология культурологии и актуальность Связана ли актуальность предмета в культурологии с поисками определения « культуры » ( играющего, пожалуй, большую роль для культурологии, чем определение прошлого для истории или определение литературы для филологии )? Заданная неокантианцами логика (« Культура все, что имеет смысл »), – она ли продолжает определять предмет культурологического исследования как все, что имеет отношение к актуальному ( и « достойный » предмет исследования – только в той мере, в какой он актуален )? Как это соотносится с тенденциями считать искусством только « актуальное искусство »?

4. Дисциплинарная генеалогия ( тех или иных эпистемологических решений культурологов ) Как распределяется влияние дисциплинарных стандартов ( и проблематизация этого влияния ) у разных поколений культурологов ? Старшее поколение ( историки, истматчики, история искусства ), среднее поколение ( к которому отношу и себя ; наверное, в первую очередь, характеризуется словами « методологически озабоченное »), студенты и аспиранты. Как стандарты культурологии соотносятся не только со « старыми » ( еще XIX века - история, социология, философия, филология ), но и с « новыми » дисциплинарными практиками (cultural studies, gender studies и т. п.)? Заметно ли уже что - то принципиально новое в х ?

Ситуация – противоречивая. Новая, постдисциплинарная академическая ? практика обречена ? втискиваться в рамки дисциплинарности. Что можно сказать после постановки вопросов ? Почему - то – перформативы : « Что делать нам, культурологам ?» Вместо « Все флаги в гости к нам » - четче осознавать собственные границы, выстраивать контроль качества (? – насколько это позволяют институциональные рамки ), дифференцировать ( в обучении студентов ) разные « ипостаси » культурологии.

Четче разграничивать « научную » культурологию от : 1. Учебной синтетической дисциплины ( своего рода гуманитарного ликбеза ). 2. Прикладной культурологии, ориентированной на быстрое обоснование принятия решений – прежде всего, в повседневной экономической и политической сфере. 3. Политической / полемической культурологии, ориентированной на обоснование ( прежде всего, в публицистике и шире говоря – в любых медиа ) мировоззренческих позиций. Поскольку подразумеваются иные требования к выпускникам, а значит, вероятно, и иные образцы, чем в « исследовательской » культурологии.

Слегка помечтать о « чистой науке ». 1. Зафиксировать канон ? широко признанный и закрытый реестр уважаемых образцов ( желательно, « незаигранный » в канонах других дисциплин ). исследования систем знания в традиции Фуко и, может быть, Бурдье ; критика социальных систем через то, как они представляют себя в знании, искусстве и массовой культуре ; visual studies и media studies.

Слегка помечтать о « чистой науке ». 2. « Истина » ( хотя бы « правдоподобность ») vs. обоснованность и интересность ? И особенно : штрафовать квалификационные работы, выстраивающие « рассказ об эмпирике в терминах ( чьей - то ) теории » и предпочитающих « обоснование при посредстве цитаты классического / актуального автора »

Всё вышесказанное – проблемы « культурологии » или качества российского гуманитарного знания ( и обуславливающих его социальных характеристик )? Оторванность от западного сообщества, плотного и конкурентного. Мало переводятся актуальные исследования. Катастрофическая ситуация с экспертизой ( нет peers, платные / непрестижные публикации, бюрократия, партийность ). « У нас не получается культурология » потому что « У нас не получается наука » потому что « У нас не получается ничего »? И можно ли всё - таки что - то делать :)