1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Управление (control, management) а) процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемого с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Advertisements

Информационные системы Тема: «Классификация информационных систем» Е.Г. Лаврушина.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Лекция 5. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ Понятие реструктуризации. Подходы к построению организационных структур. Организационный анализ компании.
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Тема 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ Подготовил Иванов А.Н.
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СОДЕРЖАНИЕ Понятие информационной системы Информационное обеспечение Технологические платформы ИС Централизованная платформа Децентрализованная.
Лекция 4 Классификация и характеристики КИС. Учебные вопросы 1. Классификация КИС 2. Классификация автоматизированных систем 3. Характеристики КИС.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах.
Преподаватель: Купченко Е лена Владимировна. Технология это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных,
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Технологии управления изменениями и совершенствования бизнес- процессов. Опыт применения. (Администрирование бизнес- процессов в архитектуре информационной.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Информационные системы. СистемаЭлементы системыГлавная цель системы ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров КомпьютерЭлектронные.
Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Транксрипт:

1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Управление (control, management) а) процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемого с целью его организации функционирования по заданной программе (схеме, технологии); б) под управлением будем понимать принудительное и обусловленное поведение субъекта и/или объекта. Технология управления (ТУ) - принудительное поведение субъекта и/или объекта, определенное системой логически обусловленных и взаимосвязанных методов, правил, приемов, навыков. ТУ- совокупность методов, операций, приемов, этапов и т.д., последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи, охватывающая все этапы, начиная с построения модели системы и заканчивая анализом эффективности внедрения результатов моделирования на практике.

3 Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Информационная технология управления может быть полезна на любом уровне управления.

4 СХЕМА ЭТАПОВ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ построение модели Вторая задача теоретическое исследование адекватности модели реальной системе Первая задача - изучение зависимости оптимальных решений от параметров модели анализ модели решение задачи синтеза оптимальных управляющих воздействий исследование устойчивости модели настройка модели управления имитационные эксперименты модели управления внедрение Модели управления

5 ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ Первый этап построение модели. Описание реальной системы в формальных терминах, т.е. задание целевых функций и множеств допустимых стратегий участников системы, их информированности, порядка функционирования и т.д. Второй этап анализ модели. Исследование поведения участников при тех или иных механизмах управления. Частными случаями механизмов управления являются: механизмы планирования (правило принятия решений центром определяется процедурой планирования, ставящей в соответствие сообщениям активных элементов (АЭ) назначаемые им планы; к этому классу принадлежат механизмы распределения ресурса, экспертизы и др.) и механизмы стимулирования (правило принятия решений центром определяется функцией стимулирования, ставящей в соответствие результатам деятельности АЭ выплачиваемые им вознаграждения).

6 Третий этап решение задачи синтеза оптимальных управляющих воздействий и поиск допустимых управлений, имеющих максимальную эффективность. Критерием эффективности управления является значение (максимальное или гарантированное) целевой функции управляющего органа на множестве решений игры. Четвертый этап - исследовать устойчивость, которое подразумевает решение, как минимум, двух задач. Первая задача - изучение зависимости оптимальных решений от параметров модели, то есть является задачей анализа устойчивости решений (корректности оптимизационной задачи, чувствительности, устойчивости принципов оптимальности и т.д.) в классическом понимании. Вторая задача специфична для математического моделирования и заключается в теоретическом исследовании адекватности модели реальной системе, подразумевающее изучение эффективности решений, оптимальных в модели, при их использовании в реальных АС, которые за счет ошибок моделирования могут отличаться от модели.

7 Пятый этап - настройка модели. Выполняется необходимая идентификация моделируемой системы. Исходными данными для идентификации системы служат обобщенные решения, которые ограничиваются информацией, имеющейся о реальной системе. Шестой этап - проведение серии имитационных экспериментов. Седьмой этап внедрение, на котором производится обучение управленческого персонала, внедрение в реальной АС разработанных и исследованных на предыдущих этапах механизмов управления с последующей оценкой эффективности их практического использования, коррекцией модели и т.д.

8 Создание продуктивно функционирующей системы управления хозяйствующего субъекта предполагает следующие мероприятия: 1. Выявить факторы, существенно влияющие на деятельность подразделения и расставить их приоритеты; 2. Определить направленность вертикальных процессов, обусловленных сбором и предоставлением информации; 3. Выбрать или спроектировать типовую организационную схему для каждого структурного подразделения по ролевому принципу (кадровые сведения, данные по продукции, данные по финансовым потокам и др.); 4. Определить направленность горизонтальных процессов (ГП), которые дополняют приоритетную направленность вертикальных процессов; 5. Спроектировать горизонтальные процессы с учетом ролевого подхода; Для сотрудников, успешно справляющихся с возложенными функциями по реализации ГП, предусмотреть формальные и неформальные способы активизации их деятельности.

9 Формальные способы, обеспечивающие поддержание продуктивного функционирования хозяйствующего субъекта. Документирование процедур и бизнес процессов. Основная цель - повышение эффективности работы сотрудников за счет регламентации их ролевых обязанностей и децентрализации принятия решений. Такой подход позволяет выработать внутренние стандарты для каждого сотрудника и узаконить порядок взаимодействия структурных подразделений, закрепив соответствующими регламентирующими документами. Оптимизация бизнес процессов и ключевых процедур принятия решений c целью повышения управляемости всех звеньев иерархической организационной структуры, начиная от отдельного исполнителя и кончая хозяйствующим субъектом в целом. Это достигается за счет сбалансированности ключевых корпоративных бизнес процессов и повышения устойчивости их функционирования

10 Создание интеллектуальных групп в рамках определяющих видов деятельности с целью генерации предложений по их перспективным направлениям. Организация коллектива сотрудников для реализации определенного проекта в рамках того или иного направления предметной деятельности. Эта деятельность является наиболее ответственной, так как коллектив обязан строго отслеживать расходование финансовых ресурсов и укладываться в установленные сроки, реализуя поставленные задачи. Кроме того, деятельность самого коллектива по реализации проекта должна выполняться в соответствии с намеченными этапами.

11 Характерные этапы реализации проекта для хозяйствующего субъекта: определение основных параметров, планирование работ, формирование группы разработчиков, организация работ по воплощению проекта, контроль хода реализации, окончание.

12 Обобщенная схема автоматизации управления организации Мотивировка решения по автоматизации управления Выбор критериев оценки Выбор методологии проектирования Выбор инструментальных средств и ресурсов Требования к разрабатываемой системе автоматизации управления Реализация задач и процессов управления

13 Определим управленческое звено организации как множество структурных подразделений и работников, обеспечивающих: составление перечня задач, решаемых в организации; их постановку; реализацию процессов решения поставленных задач; ресурсное, инструментальное и кадровое обеспечение каждого процесса; претворение в жизнь процессов и координацию их исполнения; повышение эффективности функционирования управленческого звена, обусловленного увеличением производительности труда работников при решении характерных задач без ущерба для достигнутых качественных показателей за счет автоматизации процессов управления.

14 решения об автоматизации управления Мотивом для принятия решения об автоматизации управления является стремление упорядочить внутреннюю среду функционирования организации с целью повышения производительности труда специалистов всех предметных видов деятельности, и в первую очередь, управленцев.

15 Автоматизация – это система мероприятий, имеющих своей целью повышение производительности труда индивидуума за счет передачи и выполнения его функций машинами и/или механизмами. Автоматизация управления это выполнение функций индивидуума программно-аппаратными средствами при реализации части или всего процесса решения той или иной задачи. Как правило, автоматизация управления отождествляется с наличием необходимой для этих целей информации. Это означает, что приступать к автоматизации управления следует при наличии реально существующих информационных процессов, поддерживаемых соответствующими документами.

16 Функционирование организации и его звена управления осуществляется на основании документов. Документы участвуют в решении производственных, кадровых, бухгалтерских, финансовых или иных задач. Таким образом, документ необходимо рассматривать как базовый компонент управления. Определим делопроизводство как процесс создания форм документов и исполнения на их основе процедур управления с целью решения определенного множества задач, обеспечивающих функционирование (возможно продуктивное) организации. Таким образом, автоматизация делопроизводства рассматривается как ведущий компонент системы автоматизации управления организации в целом.

17 Известны два подхода к процессу автоматизации системы управления организации. Первый подход рассчитан на автоматизацию существующей системы управления, основанной, как правило, на бумажном делопроизводстве. Второй - предполагает создание электронного делопроизводства под новую систему управления, которая обеспечивает максимальную автоматизацию всего процесса управления.

18 Под бумажным делопроизводством будем понимать процесс производства совокупности бумажных документов как основного носителя информации, необходимой для принятия решений, а в качестве исполнителя предполагается тот или иной специалист. В данном случае начинать разработку системы автоматизации следует с автоматизации существующего процесса управления, основанного, как правило, на системе бумажного делопроизводства. Такое решение обусловлено тем, что процесс управления существует де-факто, а организация реально функционирует. Напомним, что действующая система бумажного делопроизводства отражает уровень развития системы управления конкретной организацией, который понятен, привычен для её сотрудников и соответствует их квалификации. Поэтому безболезнен постепенный переход к автоматизации управления, когда меняется только носитель информации с бумажного на электронный, а привычный порядок исполнения процессов и процедур управления остается прежним. В этом случае надо формально описать существующую систему управления, основанную на базе бумажного делопроизводства.

19 Под электронным делопроизводством понимается такое производство дел, при котором в качестве базового носителя информации используется электронная форма документа, а исполнителями являются сотрудники, чьи рабочие места оборудованы компьютерами, которые, в свою очередь, могут быть объединены в информационную сеть. Отметим, что наряду с термином "электронное делопроизводство" будем употреблять термин "электронный документооборот". При этом бумажные документы выполняют вспомогательную роль.

20 Разработка системы автоматизации, основанной на проектной документации бумажного делопроизводства, сводится к проектированию схемы электронного делопроизводства. Перечислим главные отличия: основным носителем информации становится электронный документ; операции выполняются как над частями, так и над электронным документом в целом; ведение метаинформации электронного документа, являющейся неотъемлемой частью единого информационного пространства организации, возлагается на ИТ- специалиста и компьютер; обслуживание электронных документов (рассылка, репликация, подборка, тиражирование, копирование, хранение и т.п.) выполняется в рамках сетевой информационной среды.

21 Специализированное программное обеспечение Автоматизированные информационные системы Универсальное программное обеспечение К К о о м м п п л л е е к к с с н н ы ы й й п п о о д д х х о о д д к к а а в в т т о о м м а а т т и и з з а а ц ц и и и и Средства СУБД К К о о н н с с о о л л и и д д и и р р о о в в а а н н н н ы ы й й э э л л е е к к т т р р о о н н н н ы ы й й д д о о к к у у м м е е н н т т о о о о б б о о р р о о т т Основные направления и средства автоматизации предметной деятельности

22 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СТРУКТУРАМ

23 Контроль Целеполагание Планирование Исполнение Корректировка Формирование управляющего воздействия Анализ Обобщенная схема цикла управления

24 Иерархическая организационная модель

25 Виртуальная организационная модель

26 Гибридная организационная модель

27 ТИПИЧНЫЕ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

28 Руководство организации Отдел Линейно - функциональная структура

29 Головной офис (департамент) Отдел Руководство организации Отдел Департамент front office Отдел Департамент back office Двухуровневая дивизиональная структура

30 Руководство организации Департамент Управление Отдел Департамент Отдел Управление Департамент Управление Департамент Отдел Дивизиональная структура, ориентированная на проблему

31 Руководство организации Департамент Отдел Департамент Отдел Управление Департамент Управление Департамент Управление Отдел Управление Отдел Смешанная функционально - дивизиональная структура

32 Группа Менеджер проекта 1 Менеджер проекта 2 Менеджер проекта 3 Головной офис (департамент) Отдел Руководство организации Отдел Департамент front office Отдел Департамент back office Матричная структура

33 Информационный аспект проектирования организационных структур

34 Соотношение компонентов информационной составляющей и результатов Возникновение Съем и Предметная Преобразования Бизнес Бизнес информации фиксация сущность и структуризация процессы объекты Источники Данные Показатели Модели Правила Отношения компоненты информационной составляющей и их следование РЕЗУЛЬТАТЫ

35 Проектирование от функций: функции данные Проектирование от данных: данные принятие решений Проектирование от потребности: информационная потребность рыночно-конъюнктурная среда Проектирование организационных структур потребность - отношения - воздействие с учетом реальной среды ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

36 Деятельностные процессы Синхронизированные информационные процессы Результаты Потребители Воздействие Обратная связь Схема продуктивного функционирования организационной структуры

37 Характеристика процессов, обусловленных антропогенной деятельностью

38 Бизнес процессы процессы первичного учета процессы бизнес логики информационные процессы интерфейсные процессы Процессы, представленные в таблице, образуют естественную последовательность функционирования любой организационной структуры, которую схематично можно интерпретировать следующим образом:

39 Сущность функционирования ОРП, проявляющуюся через различные виды деятельности с характерными для них процессами и ресурсами, раскроем посредством следующих основополагающих принципов: Перечислимости означает определение всего необходимого и достаточного набора видов деятельности, функций, процессов и ресурсов. Актуализации видов деятельности, функций, процессов, обеспеченных соответствующими ресурсами, позволяет придать структуре ОРП и его элементам новые свойства. Совместимости означает возможность создания более сложные компонентов ОРП из множества базовых элементов. Непротиворечивости означает согласованность всех элементов и свойств процесса функционирования ОРП по времени, местоположению и их взаимодействию. Структуризации видов деятельности, функций, процессов определяет соподчиненность свойств и компонентов ОРП, а также характеризует степень их зависимости и вхождения.

40 Здесь: ФПD, ФПR - функциональный процесс по деятельности и ресурсам соответственно; при этом ФП=ФПD ФПR и ФПD ФПR=. ФИПD, ФИПR - функциональный информационный процесс по деятельности и ресурсам соответственно; здесь ФИП=ФИПD ФИПR, а ФИПD ФИПR =. MSD, MSR- минимальная управленческая ситуация по деятельности и ресурсам соответственно; при этом MS=MSD MSR, a MSD MSR =. МФИПD, МФИПR - минимальный функциональный информационный процесс по деятельности и ресурсам соответственно; при этом МФИП=МФИПD МФИПR и МФИПD МФИПR=. Макромодель функционирования ОРП

41 Схема системы информационно-вычислительного обеспечения ОРП Здесь: - блок возникновения ИП; L - информационная потребность; - блок формализации ИП; L`- актуализированная ИП; - блок средств реализации ИП; - блок анализа ИП; - блок непосредственного получения ИП; - блок принятия решения; - решения; Z - формализованная задача; ` - принятое решение; Z` - средство, реализующее задачу; ТЗ - Трансформационное Звено; S - вычислительная среда.

42 Отношения субъекта управления с объектом управления через элементы ОРП

43 система управления система информации 4 3 ОРП 1 СИВО 2 Cхема cоотношения между компонентами системы

44 Если обозначить собственную неопределенность страты n- го уровня через H с (n), то накопленную неопределенность этого уровня можно выразить следующей зависимостью: n-1 H(n) = H с (n) + H с (i), при n i. i =1 Формальная лексическая норма (ФЛН) : НП - неприемлемое, Н - низкое, Д - допустимое, В - высокое.

45 Технологическая платформа Технологическая платформа - совокупность серверов, хранилищ данных, средств телекоммуникаций, программного обеспечения, прикладных проектных решений, обеспеченная специалистами соответствующих предметных областей и конкретных видов деятельности

46 Под бизнес- процессом будем понимать интегрированный процесс, компонентами которого являются деятельностная технология, активно поддерживаемая синхронизированной информационной технологией, технологией организационного управления, технологией управления ресурсами, оказывающих системное воздействие и подчиненных единой цели – обеспечению конкурентного превосходства созданного и востребованного продукта (услуги) продуктивно функционирующим хозяйствующим субъектом.

47 Информационный менеджмент Информационный менеджмент это процесс предоставления нужной информации в нужном виде и в нужное время; информации, которая выделяется из данных, генерируемых многочисленными автоматизированными системами банковскими, управленческими, бухгалтерскими, учетными, складскими и др., а также предоставляется экспертными системами

48 Наиболее популярные трактовки понятия информационного менеджмента: информационное обеспечение (в широком смысле); информационные ресурсы и управление ими; информационные услуги и предпринимательство; информационные системы, их техническая поддержка и управление; организация научно-информационной деятельности; обработка и анализ информации; офис-менеджмент; организация коммуникаций; стратегическое планирование и менеджмент.

49 Понимание информационного менеджмента ограничим двумя значениями: управление информацией информационными потоками и информационными ресурсами, т.е. автоматизированная технология обработки информации в определенной предметной области; управление с помощью информации, т.е. управленческая технология, менеджмент в собственном смысле этого слова. Информационный менеджмент как научная дисциплина включает достижения нескольких смежных научных дисциплин по отношению к управлению информацией в организациях, что позволяет перейти к информационно- ориентированному типу организации, характерному для информационного общества. Информационный менеджмент как новая методология построения системы управления документацией имеет фундаментальное значение для организаций и в качестве мета концепции обладает значительным интегрирующим потенциалом

50 В последние десятилетия XX в. средства информатики существенно влияли на характер, объем, функции информационного менеджмента. Рассмотрим наиболее характерные этапы становления информационного менеджмента: Первый связан с феноменом ЭВМ как аппаратно-программного устройства, а также последовательным видоизменением их в мэйнфреймы (большие ЭВМ), мини-ЭВМ, персональные компьютеры, рабочие станции, серверы и т.п. При этом, системный менеджер становится не только работодателем по обработке данных и активным пользователем своей компьютерной рабочей станции, но и специалистом, способным к освоению новейших возможностей ЭВМ. Второй период связан с исследованием и пониманием структурной роли систем, использующих ЭВМ, в общей структуре систем и процессов управления. Кроме того, создана методология и стандарты разработки и внедрения таких систем, где менеджер выступает как заказчик и приемщик работ по созданию систем с ЭВМ и использованию результатов их функционирования

51 Третий период связан с освоением системным менеджером информационных технологий. Системный менеджер в зависимости от целей управления через системных администраторов сети и баз данных может обеспечить надежной информацией специалистов в процессе управления, полную наблюдаемость объекта управления, информационный комфорт личной работы. Системный менеджер как активный информационный технолог обеспечивает использование каналов адаптивного управления, соединяющего изучение и управление объектами. Тем самым возникла необходимость преодолеть комплекс невмешательства системного менеджера в информационную технологию

52 Функции системного менеджера в применении современных информационных средств и технологий: 1. визуализации данных, 2. кластерных структур серверов, 3. сетей ПК, где хранится вся информация системы управления, коммуникационных систем, 4. электронных помощников (мастера, агенты и др.), 5. информационных технологий интеграции средств визуализации с базами данных, 6. технологий развития систем управления за счет проектирования и реинжиниринга менеджерских информационных систем (МИС) 7. достижения информационного комфорта специалистами, 8. овладения понятиями и средствами офис-технологий

53 Задачи системного менеджера Создание и актуализация наблюдаемой информационной модели системы управления Визуализация сложных объектов управления, их отображение с высокой точностью в реальном масштабе времени Развитие менеджером ИС с опережением или в темпе возникновения изменений в объекте или системе управления Эффективное оснащение информационными технологиями процессов системного менеджмента

54 Средства системного менеджера Сети компьютеров и рабочих станций с серверами, объединенными в комплекс (кластер), корпоративная структура сетей Средства визуализации объектов управления, таких, как геоинформационные системы, объединенные с распределенными базами данных Средства проектирования и развития менеджерских информационных систем (МИС) Средства офис-технологий

55 Системное представление объектов управления предполагает интеграцию средств визуализации с единым информационным пространством Средства визуального отображения. Современный информационный менеджмент в составе МИС использует мощные средства визуального отображения объектов в процессах управления в сочетании с цифровыми и текстовыми данными. Интеграция средств визуализации с единым информационным пространством МИС предметных областей является ключевой для информационного менеджмента.

56 Системный менеджер должен быть знаком с возможностями современных систем визуализации баз данных на примере совместного использования традиционных инструментальных средств, геоинформационных систем (ГИС) и баз данных типа Oracle, Informix. В системном менеджменте зачастую складываются распределенные структуры управления, действуют субъективные факторы в выборе информации для руководства, по-разному оцениваются приоритеты в информировании служб менеджера, поэтому, прежде чем приступать к внедрению программ визуализации на каком-либо объекте, необходимо разработать концепцию построения и развития визуальной информационной системы в службах информационного менеджмента в масштабе предприятия.

57 Специалистам службы информационного менеджмента необходимо ответить на следующие вопросы: какие согласованные функции отображения объектов целесообразно автоматизировать; какие программы покупать или разрабатывать; какие требования предъявлять к визуальным информационным системам (ВИС); как синхронизировать потоки визуальных образов. Сегодня рынок ВИС представляет средства визуализации, обеспечивающие возможность интеграции с приложениями самых разных уровней от поддержки стандартных форматов данных до использования протоколов обмена (например, таких, как OLE, DDE, DLL и др.) на уровне операционных систем.

58 Возможности ПК и информационных технологий позволяют переходить от автоматизации отображения процессов решения отдельных задач или групп менеджмента к построению ВИС, ориентированных на повышение эффективности информационных обменов и системное управление в целом. Основа таких систем единое информационное пространство как единая база данных, обеспечивает оперативный доступ средств визуализации ко всей информации в режиме клиент-сервер. Визуализация объектов и процессов управления сопровождается текстами и данными.

59 При построении информационной системы по технологии клиент-сервер функции работы с образами управляемых объектов на программном уровне отделяются от задач управления. Программные средства решения задач организуются в виде клиентских приложений, устанавливаемых на рабочих станциях, которые обеспечивают решения различных задач визуализации. Обмен информацией между ними осуществляется через сервер. Это позволяет конфигурировать программы визуализации объектов управления для пользователей и делает систему открытой для расширения и изменений.

60 Для взаимодействия программ визуализации к программному обеспечению ВИС предъявляется требование хранения всех атрибутивных данных образов во внешней базе данных и работа с ними на языке запросов SQL. Ориентированный граф иерархической взаимосвязи образов управляемых объектов может создаваться средствами ВИС и передаваться в виде таблиц через ту же базу данных в другие приложения. Результаты запросов также предоставляются в виде образов объекта управления и могут быть помешены в таблицы баз данных и воспроизводиться средствами ВИС- приложений.

61 Примером могут служить ВИС, используемые системными менеджерами инженерных сетей, где средствами инструментальной ВИС WinPlan создают ВИС-приложения, образы, клиенты рабочих станций менеджеров. При этом системный менеджер действует в информационных технологиях клиент-сервер, карты и схемы образов управляемых объектов могут храниться в виде листов разных размеров и масштабов на сервере или в любых других доступных узлах компьютерной сети. Вся атрибутивная информация визуального образа хранится во внешней базе данных на SQL-сервере, на который могут быть загружены и другие базы данных (Oracle, Informix). Системный менеджер предприятий городских инженерных коммуникаций, способный работать в технологии клиент-сервер, используя мнемосхемы и диалоговые окна баз данных, может осуществлять на фоне визуализации объектов управления гидравлический и тепловой расчет сетей, ведение паспортов оборудования, учет потоков в сетях.

62 ВИС-технологии широко используются системными менеджерами для разработки прикладных программ управления потоковыми процессами (тепло- и электроснабжение), тепло-гидравлических расчетов систем и решения подобных задач в пакетном режиме. Топология тепловых сетей создавала целый ряд неудобств, связанных с поиском ошибок и со сложностью оценки результатов расчета из-за отсутствия наглядного представления инженерных сетей на карте объекта района или города (в общем виде как потоковые процессы). В связи с этим, возникла необходимость визуализации расчетных схем тепловых и других коммуникационных сетей, а для исключения ошибок, связанных с заданием топологии сетей, разработаны алгоритмы анализа потоков через связанные узлы сети. В то же время системный менеджер видит сети, привязанными к местности, плану квартала, города в виде растровой и векторной подложки (карты) с возможностью ее графического редактирования.

63 Используются ВИС-комплексы, позволяющие описать любую маркетинговую, рыночную или производственную техническую систему со сложной топологической и иерархической структурой, менеджер имеет возможность «подключить» математические модели расчета разных типов сетей и визуализировать результаты расчетов в виде графиков, диаграмм и текстов. За счет применения средств визуализации системное управление потоковыми процессами жизнеобеспечения существенно улучшается и упрощается.

64 Визуализация объектов и процессов управления. При внедрении системы визуализации необходимо согласовывать характеристики электронных карт и образов управляемых объектов, используемых разными менеджерами. Это особенно важно из-за больших объемов данных. Пользователи-менеджеры, не имеющие опыта работы с ВИС-приложениями, пытаются создать план- карты образов в малом масштабе. В то же время для решения задач информационного менеджмента, например, наладки тепловой сети, и для визуализации других управляемых сетей, необходимо для исключения систематической ошибки иметь образы большого масштаба. В развитии новых прикладных задач визуализации объектов управления для информационного менеджмента взаимодействие различных программных систем на основе ВИС-приложений образов объектов управления должно быть стандартизировано.

65 Положительный опыт внедрения подобного рода систем известен в мировой практике информационного менеджмента. При этом важнейшее условие успеха интеграция ВИС с системой отображения предметной области с помощью баз данных. Принципы визуализации объектов и процессов управления в теории управления связываются с фундаментальными понятиями. Такие возможности становятся доступны для системного менеджера. Уровень развития информационных технологий позволяет успешно решить подобные задачи даже для сравнительно небольших объектов управления. Руководители предприятий и системные менеджеры должны быть технологически готовы к проблемам информатизации, используя технологии визуализации объектов управления и их интеграцию с базами данных. Интеграция ВИС и баз данных путь к информационным технологиям системной наблюдаемости объектов управления в целом, что является решающим условием улучшения управляемости сложными объектами.

66 Продолжение Полное отображение данных предметной области для визуализации задач информационного менеджмента, объектов и процессов управления часто требует интеграции различных ВИС с помощью мощной системы управления базой данных (СУБД). Формируемые при этом банки данных предметных областей должны обеспечивать внутреннее корпоративное взаимодействие через сети типа Intranet и внешние взаимодействия через Internet. Примером могут служить решения для Оracle Internet/Intranet, которые позволяют работать с жизненно важными данными предметных областей независимо от местонахождения пользователя и расположения источника данных в сети, от вида или объема данных.

67 Открытые интерфейсы для Internet/Intranet дают возможность удобно обращаться как к корпоративным данным на основе Intranet, так и к множеству данных разных предметных областей, накопленных в Internet, пользуясь технологическими решениями мощных СУБД типа Оrас 1 е на основе универсальных структур сервера (Оrас 1 е Universal Server) и сервера для бизнес- приложений (Оrас 1 е Web Server). Это достигается благодаря объединению высоко производительной, многопоточной архитектуры и защиты, обработки баз данных предметных областей - основы для приложений Internet/Intranet следующего поколения.

68 Серверы бизнес-приложений задач информационного менеджмента могут быть полностью интегрированы с базой данных (Оrасlе) путем передачи динамических страниц на языке гипер­ текстовой разметки (НТМL). При этом разработчикам необязательно писать специальные программы и сценарии взаимодействия баз данных предметных областей благодаря трансляции и диспетчеризации запросов пользователя прямо на сервер с помощью языка запросов SQL. Приложения в такой технологии работают с базами данных предметных областей менеджера много быстрее, чем с другими Web-серверами.

69 Пользователь получает полный доступ ко всем поддерживаемым текстовым, реляционным и пространственным типам банков данных предметных областей и может передавать мультимедиа-приложения по Internet. При этом визуализация данных обеспечена полностью, в соответствии со стандартами интегрированных решений для существующих и новых корпоративных приложений Intranet и Internet.

70 Системная работа менеджера. Для системной работы менеджера важнейшую роль могут сыграть технологии коллективной работы на основе современных технологий Internet/Intranet (например, с помощью комплекса типа Оrас 1 е Interoffice). Эффективная организация базы данных предметной области объекта управления осуществляется на основе архитектуры клиент-сервер, объединяя разные операционные системы, аппаратные платформы и разнотипные сети. Такие системные информационные технологии обеспечивают менеджеру: передачу сообщений; организацию службы каталогов; планирование календаря; выбор участников, времени и места проведения совещаний; автоматическое назначение даты и времени совещаний на основе анализа свободного времени участников; поиск интервалов свободного времени участников совещания.

71 Управление документами системного менеджера (хранение документов в библиотеках, поиск по полнотекстовым единицам хранения, по атрибутам, выборка данных) и организация документооборота основаны на масштабируемой, надежной информационной технологии реляционных баз данных, позволяющей разделять данные по предметным областям и обмениваться сообщениями, используя различные типы средств передачи сообщений, в том числе осуществляет отправку и прием электронной почты с мультимедиа- приложениями, сохранение полученных сообщений на локальном диске, сортировку сообщений по разным атрибутам и их размещение по иерархическим папкам.

72 Различные почтовые системы предлагают менеджеру шлюзы, объединяющие различные источники данных, что позволяет управлять документами, публикуемыми на Word Wide Web, и одновременно осуществлять поиск и просмотр различных Web- узлов сети Internet. Современные возможности менеджерских информационных систем обеспечивают удовлетворение требований самых передовых технологий управления. Серверы баз данных предметных областей предоставляют менеджеру технологию, обеспечивающую надежность, функциональность, защищенность, производительность и согласованность потоков информации.

73 Системная работа менеджера обеспечивается контролем обработки транзакций в масштабе управляемого объекта в многопользовательских конфигурациях сетей ЭВМ. Это достигается за счет интеллектуального оптимизатора запросов, использования параллельных архитектур, взаимодействия систем защиты данных. Современные СУБД реализуют полномасштабную поддержку повышенной готовности информационных сетей кластерные структуры; поддерживают также базы данных горячего резерва, позволяющие с минимальными потерями времени продолжать работу после выхода из строя основного сервера.

74 Системный менеджер, используя распределенные базы данных предметных областей при формировании и модификации системы, может не делать никаких модификаций в приложениях. Если объект управления распределен на большой территории, а линии связи не всегда доступны или не очень надежны, системы управления базами данных решают эту проблему с помощью репликации или тиражирования данных предметных областей, а также любого их подмножества. При этом автоматически решается задача синхронизации тиражированных данных, осуществляется разрешение возможных конфликтов между разными серверами.

75 Управление в распределенной менеджерской информационной системе, когда базы данных предметных областей на разных серверах имеют своего администратора, должно строиться на основе технологии защиты данных. Решить такие проблемы можно, например, с помощью систем типа Оrас 1 е Еnterprise Manager. Пользуясь удобным графическим визуальным интерфейсом, администраторы баз данных со своей рабочей станции могут оперативно управлять любым сервером в сети, задавать расписания выполнения отдаленных заданий, получать извещения о событиях, происходящих на удаленных серверах, и оперативно реагировать на них. Все это позволяет системному менеджеру выполнить сколь угодно сложный (но при этом наглядный с помощью средств визуализации) мониторинг управляемого объекта, при необходимости осуществить его автоматическую настройку любого сервера с помощью экспертной системы. Помимо традиционных реляционных типов данных, базы данных менеджерских информационных систем поддерживают пространственные данные, неструктурированные тексты, видеофрагменты, видеоклипы, многомерные структуры данных, удобные для проведения оперативного анализа и принятия решений на любом уровне управления.

76 Комплекс средств проектирования и развития информационных систем для информационного менеджмента Важнейшая функция системного менеджера участие в развитии и модификации информационных систем. Кратко изложим возможности современных средств информационных технологий для этой цели. Знание их возможностей превращает системного менеджера в руководителя инновационных процессов в системе управления. В основе технологии сквозного проектирования МИС лежит использование САSЕ-инструментария.

77 САSЕ-технология представляет собой сочетание способов и средств построения формализованной модели проектируемой и развиваемой информационной системы, способов и средств получения из такой модели информационной системы программного кода, являющегося компьютерной реализацией проектируемой информационной системы для соответствующей платформы технических средств и пользовательского интерфейса. Совершенство САSЕ-технологии определяется степенью формализации и автоматизации всех этапов проектирования, выполняемых разработчиком совместно с пользователями под руководством системного менеджера.

78 Главные проблемы, решаемые с помощью САSЕ - средств: представление пользователем информационной модели системы (техническое задание, аван- проект, эскизный проект, рабочий проект и т.д.), в которой обеспечивается концептуальная целостность, непротиворечивость и полнота информационных решений проекта; выбор пользовательского интерфейса на этапе информационного моделирования; документирование проекта; анализ различных вариантов в процессе проектирования и реализации проекта; кодирование и соответственно документирование программного кода создаваемых приложений; внесение изменений в проект. САSЕ - технология совокупность нескольких компонентов, каждый из которых взаимосвязан с остальными и придает технологии проектирования и развития системы определенные свойства, ориентированные на удобство работы системного менеджера

79 Методология разработки информационной модели проекта МИС включает структурный подход и объектно- ориентированный подход. В информационной модели МИС выделяют модель данных, модель взаимодействия объектов, динамическую модель и модель поведения (функционирования) объекта управления. Определяются составляющие информационной модели, их взаимосвязь и последовательность разработки. Строится технологический маршрут разработки, выделяются отдельные этапы (фазы) процесса, устанавливаются структура и содержание исходных и конечных данных каждого этапа. Выполняются формальные процедуры семантического контроля выходных данных каждого этапа для отладки информационной модели и контроля процесса разработки проекта в целом. Технологический маршрут операций управления в системном менеджменте обусловливается действующими стандартами на разработку менеджерских информационных систем, в наибольшей степени детализирующих документирование проекта.

80 Интерфейс доступа к проектным данным обеспечивает внешнее представление проекта МИС, доступ к средствам редактирования компонентов информационной модели МИС, графическое представление компонентов модели МИС с помощью набора графических и текстовых редакторов. Графический интерфейс и метод диаграмм позволяет наглядно и с минимальной трудоемкостью описать объекты информационной модели проекта МИС, взаимодействие между ними, квалифицировать их свойства. Описания объектов, проекта свойств и связей между ними выполняются, объединяются в структуры (домены).

81 Средства хранения информационной модели проекта МИС обеспечивают управление версиями проекта и многопользовательским доступом к модели проекта. В составе САSЕ- средств имеются средства, ориентированные на корпоративную разработку информационных систем с единым хранением всего проекта (например, пакет Vantage Team Binder). При этом обеспечивается управление рабочими группами, администрирование проекта, поддержка версий, управление доступом к проектным данным. Версия проекта может быть закрытой от изменений. При этом его база данных выступает как депозитарий и служит хранилищем эталона проекта информационной системы на всех стадиях жизненного цикла, включая собственно проектирование, реализацию, внедрение, опытную эксплуатацию, плановую эксплуатацию, внесение изменений, модернизацию, авторский надзор.

82 Средства генерации схем проектируемой базы данных для конкретной информационной модели проекта МИС используют язык запросов (SQL- скрипт) для создания таблиц, хранимых процедур и триггеров, задающих семантику реляционных отношений объектов базы данных МИС. Генерация схем базы данных основана на открытых менеджеру интерпретируемых программах, представляемых обычно на специальных языках (например, на языке Тооls Command Language - TCL). При необходимости могут быть применяемы оригинальные реляционные отношения в базе данных предметных областей.

83 Средства документирования проекта информационной модели МИС обеспечивают интеграцию базы данных с текстовыми редакторами и издательскими системами, что позволяет публиковать его разделы для документирования проектных решений. Каждый элемент информационной модели проекта МИС снабжается текстовым описанием стандартной структуры проектного документа. Управляют форматированием проектного документа программы, которые при необходимости могут быть адаптированы под требования заказчика. Выходные форматы проектных документов МИС согласованы с популярными издательскими системами. Помимо документирования законченного проекта МИС САSЕ- средства обеспечивают оперативную выдачу многочисленных отчетов о состоянии разработки проекта, отдельных его подсистем объектов. Отчеты являются удобным способом контроля и управления разработкой проекта.

84 Средства САSЕ допускают и традиционный подход к разработке приложений менеджерских задач, обеспечивая наглядность и документируемость проекта, где основная трудоемкость определяется структурным анализом требований, их системным согласованием, разработкой программного кода приложения. Информационная модель проекта МИС представлена техническими требованиями, функциями системы, пользовательским интерфейсом (алфавитно- цифровой, графический), алгоритмами прикладных задач, структурой данных, составом программного обеспечения в соответствии с регламентирующими документами. Для управления разработкой больших программ МИС (гигабайты кода) используются различные способы стандартизации и автоматизации кодировки программ. Типовой пользовательский интерфейс для объектов предметной области менеджера позволяет представлять базу данных таблицами, обеспечивает оформление экранной формы, выполнение стандартного набора операций над отдельными объектами и отражает взаимодействия объектов проекта МИС в форме связанных таблиц.

85 САSЕ -технология обеспечивает создание программного кода, его тестирование, создание и хранение эталона разработанного программного кода для формирования программы любых однотипных объектов. В САSЕ- технологии структурный подход к проектированию использует как основной копирование эталонного программного кода с последующей глобальной заменой идентификаторов объектов базы данных, элементов экранных форм и программных переменных. Такой подход обеспечивает внесение значительных изменений в программный код и в табличные описания объектов, существенно отличающихся от эталонных.

86 Виды процедур Содержание работ Затраты рабочего времени менеджера, % Информацион ные Поиск, передача, обработка, хранение информации 50 Логические Разработка сценариев, выработка и принятие управленческих решений по разнообразным вопросам 30 Организацион ные Подбор кадров, постановка задач, планирование, организация бизнес- процессов, администрирование, контроль исполнения поручений 20 ИТОГО 100 Затраты на внедрение технологий информационного менеджмента

87

88 Разработка и совершенствование структуры управления сельскохозяйственным предприятием

89 Содержание 1.Миссия, цели и стратегия управления предприятием Миссия, цели и стратегия управления предприятием 2. Организационная структура предприятия Организационная структура предприятия 3. Производственная структура предприятия Производственная структура предприятия 4. Разработка структуры управления 5.Резюме

90 Миссия, цели и стратегия управления предприятием Предприятие было создано с целью обеспечения работников предприятия продуктами питания для собственного потребления или для выдачи заработной платы в виде натуральной оплаты труда. Основные цели хозяйства: Производство продукции, удовлетворение общественных потребностей, насыщение потребительского рынка и рынка услуг; Осуществление производственной, хозяйственной и посреднической деятельности, направленной на получение прибыли и реализация на её основе социальных и материальных интересов трудового коллектива.

91 Исходя из основных целей, сформулируем текущие цели для достижения лучшего результата в производстве продукции. Проанализировав полученный валовой сбор в базисном году, сделали вывод, что его нужно увеличить: картофеля за счёт применения органических удобрений на 20%; овощей открытого грунта за счёт применения сортовых семян, лучшей агротехники на 10% в течение 3-х лет. Увеличить производство молока на 10%-30% за счёт улучшения уровня содержания, и уровня кормления животных.

92 Организационная структура предприятия Организационная структура – это совокупность подразделений, служб, отделов и связей между ними. Предприятие Бухгалтерия Агрономический отдел Зоотехнический отдел Отдел по технике безопасности Отдел кадров Хозяйственный отдел

93 Производственная структура предприятия Производственная структура - совокупность отраслей, в которых заняты работники организации. Предприятие специализируется на производстве цельного молока, овощей открытого грунта и картофеля.

94 предприятие РАСТЕНИЕВОДСТВО Полеводство картофелеводство овощеводство Луговодство ЖИВОТНОВОДСТВО Скотоводство Молочного направления Производственная структура предприятия

95 Задачи реструктуризации структуры управления В условиях рыночной экономики реструктуризация структуры управления предприятием направлена на повышение эффективности работы организации. Главными показателями улучшения являются: сокращение затрат; рост прибыли; улучшение обслуживания покупателей; гибкий стиль управления; ускорение технического развития; кооперация в принятии и реализации управленческих решений.

96 В кризисный период изменения в структуре управления направлены на создание условий для выживания организации за счет: более рационального использования ресурсов; снижения затрат; сокращения численности сотрудников; более гибкого приспособления к требованиям внешней среды.

97 Структура управления предприятием Структура управления - это совокупность звеньев и отдельных работников управления, порядок их соподчинённости и взаимосвязи между собой. Структура управления фиксируется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, в положениях о структурных подразделениях в должностных инструкциях. В схемах структуры управления обычно отражается состав исполнителей, их подчинённость и взаимосвязь. В штатных расписаниях регистрируется численный состав исполнителей с указанием должностного оклада и общего фонда зарплаты. В положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях отражаются правовые вопросы каждого подразделения и исполнителя в частности.

98 Штаты специалистов и руководителей Наименование должностей Число руководителей и специалистов, чел. фактическоеплановое Руководитель 11 Старший инженер по охране труда-- Главный агроном-- Старший агроном на правах главного 11 Старший агроном и агрономы всех специальностей-- Главный зоотехник 11 Старшие зоотехники и зоотехники всех специальностей -- Главный ветеринарный врач 11 Старший инженер гидротехник 11 Главный инженер 11 Инженер по механизации трудовых процессов в животноводстве 11

99 Продолжение таблицы Главный экономист 11 Старший бухгалтер на правах главного 11 Заведующий мастерской 11 Заведующий авто гаражом или автомеханик--- Общее количество должностей (начальников)66

100 Распределение функций управления между штатными руководителями и специалистами предприятия

101 Распределение обязанностей руководителей и специалистов предприятия Функции управления Перечень должностных лиц, выполняющих функцию Общее (линейное) руководство Руководитель предприятия Оперативное управление производством Руководитель предприятия, гл. специалист, диспетчеры Планирование производством и экономический анализ Руководители, гл. экономист Технологическое руководство Гл. агроном, гл. технолог, старший зоотехник Техническая и конструкторская подготовка производства Инженерная служба, гл. инженер, ст. инженер Энергетическое обслуживание Гл. энергетик, гл. электрик Ремонтное обслуживание Зав. ремонтной мастерской

102 Продолжение таблицы Организация труда и зарплаты Гл. экономист, экономист по труду Финансовая деятельность Руководитель, гл. экономист, кассир Бухгалтерский учёт Гл. бухгалтер Материально техническое обслуживание и сбыт Гл. инженер, снабженческая служба Контроль качества продукции Руководитель, гл. агроном, гл. технолог, старший зоотехник Безопасность жизнедеятельности Инженер по ТБ Хозяйственное обслуживание Зам. председателя по хозчасти, завхоз Транспортное обслуживание Зав. авто гаражом Общее делопроизводство Сотрудники канцелярии и бухгалтерии Ветеринарное обслуживание Гл. зоотехник Организация защиты растений Агроном Правовое обеспечение Юрист

103 Структура управления предприятием

104 В результате проведенного исследования для данного предприятия наиболее приемлема дивизиональная структура управления. Дивизиональные структуры - структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно- хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

105 Принципы построения дивизиональной структуры управления На отделение возлагается ответственность за производство определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона предприятия высвобождается для решения стратегических задач. При этом оперативный уровень управления, концентрирующийся на производстве конкретного продукта отделяется от стратегического, отвечающего за рост и развитие предприятия в целом. Структуры характеризуются ответственностью руководителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений.

106 Достоинства дивизиональной структуры управления использование таких структур позволяет предприятию уделять конкретному продукту больше внимания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка; этот вид структуры ориентирует на достижение конечных результатов деятельности (производство конкретных видов продукции, удовлетворение потребностей потребителя, насыщение товарами конкретного рынка); отделение оперативного управления от стратегического, в результате чего высшее руководство предприятия концентрируется на стратегическом планировании и управлении; перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизиона.

107 Недостатки дивизиональной структуры управления дивизиональные структуры управления могут привести к росту иерархичности, т. е. вертикали управления; возможность возникновения межотделенческих конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов; ослаблены горизонтальные связи между отделений; неэффективное применение ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с тем, что они закреплены за конкретным подразделением; увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала.

108 Функции управления подразделениями предприятия и их регламентация Процесс управления сельскохозяйственными предприятием или отдельными его подразделениями осуществляется исходя из основных функций (мотивация, прогнозирование, планирование, организация, контроль), выполняемых руководителями, и конкретных (предметных) функций, осуществляемых специалистами.

109 РЕЗЮМЕ Для эффективной работы организации необходимы усовершенствованные методы управления. Сущность усовершенствования состоит в том, что каждый руководитель организации или нижней ступени управления был заинтересован в каждом работнике, в его личностном интересе. Это достигается разными способами: улучшение морального климата в коллективе, повышение квалификации кадров или их переквалификация, материальное поощрение, социальные меры (помощь семье, укрепление здоровья, моральный настрой). Необходимо разрабатывать текущие планы руководства и управления организацией с отражением текущих и длительных мероприятий по ее развитию: совершенствование стиля и методов работы, анализ собственных ошибок, организация труда и отдыха сотрудников.

110 БЛАГОДАРЮ ЗА ЗА ВНИМАНИЕ !