Резьба по кости Составитель Большаков С.В. Север нельзя представить без искусства резьбы по кости. Центром ее развития считают Холмогорский район Гребень.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народные промыслы 4 класс. МОУ Первомайская СОШ учитель начальных классов Погодаева Татьяна Валентиновна.
Advertisements

Сказочная Гжель Её трава шелковая, Её цветы весенние И мастерство волшебное Достойно восхищения.
Урок Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных.
Абрамцево - кудринская резьба. Абрамцево - кудринская резьба, художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях.
Гжельская роспись. Как расписывали гжельскую посуду? Как расписывали гжельскую посуду? Из какого материала ее изготавливали? Из какого материала ее изготавливали?
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски.
Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.
Чукотка- уникальное место, где обитают разнообразные представители животного мира: медведи, бакланы, моржи, олени, песцы, белки, горностаи,чайки,совы,нерпы,лемминги,куроп.
Каргопольская глиняная игрушка Составитель Большаков С.В.
Росписи Северной Двины Автор Вологдина М.В. Учитель начальных классов МБОУ СОШ 11 Балахнинский район 3 класс УМК «Планета знаний»
Роспись народов севера Занятие по декоративно-прикладному искусству Муниципальное бюджетное учреждение Муниципальное бюджетное учреждение «Городской методический.
5 класс Урок изобразительного искусства Карепова Н.А.
Раздел: Природа России Тема урока: В зоне Арктических пустынь.
Казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 18 VIII вида» Презентация «Городецкие картинки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 2 п. Эльбан Хабаровского края Амурского района Урок изобразительного искусства.
Декоративно-прикладное искусство Городецкая роспись Алексеева Елена Владимировна.
Народное искусство Народное искусство Народное искусство изначально связанно с трудовой деятельностью человека. Народное искусство изначально связанно.
Каменные сказы. Пермская роспись по дереву. Лялина Наталия Васильевна учитель начальных классов г. Пермь МАОУ «СОШ 101»
Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами.
Золотая Хохлома и Петриковская роспись ГБОУ СОШ 72 ГБОУ СОШ г. 3 класс А Толстых Екатерина.
Транксрипт:

Резьба по кости Составитель Большаков С.В

Север нельзя представить без искусства резьбы по кости. Центром ее развития считают Холмогорский район Гребень. Бивень мамонта XVII в. МНИ (Музей народного искусства, Москва)

Ларец. XVII в. МНИ В первой половине ХVII века в г. Холмогоры насчитывалось до ЗО первоклассных ремесленников косторезов. Они обрабатывали моржовую и скотскую кость. Изделия косторезов: шахматные фигурки, резные и гладкие гребни, узорные шкатулки и ларцы.

Крышка коробочки. XVII в. МНИ Кость как материал, из которого создавались изделия, добывалась в разных местах. Жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана охотились на моржей около Мезенского берега, у острова Вайгач и мыса Колгуев, у Новой Земли и Мурманского берега, и устья реки Печоры.

Г. Е. Петровский. Бивень мамонта г. МНИ Одновременно с этим в районе вечной мерзлоты добывали ископаемую, мамонтовую кость. Ею особенно славилась суровая Якутия, а также острова в море Лаптевых, Мангазея.

Зимой, поморы резали кость - моржовую, мамонтовую, слоновую, или обычную «животную». Традиции резьбы по кости шли из глубины веков. Резная шкатулка Холмогорской работы

Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей В деревнях вблизи Холмогор большая часть населения занималась ремеслом художественной резьбы из кости в свободное от сельскохозяйственных работ время. Вещи, исполненные холмогорскими косторезами, расходились по всей России и за её пределами, они пользовались большим успехом на выставках, мастера получали награды и премии.

Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей Наиболее удачными были работы, в которых отражались сюжеты, связанные с природой Севера. На фоне тончайшего ажурного орнамента, состоявшего из холмогорских завитков, мастера изображают северных животных, а также сюжетные сцены поездку на оленях, охоту на медведя, элементы пейзажа, напоминающие то северное сияние, то снежные вихри.

Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей В основе орнаментальных решений лежат конкретные растения, цветы, ягоды, которыми так богата природа Севера. Передавая в тонкой миниатюрной резьбе узкие, остроконечные листья рябин, гроздья ягод, мастер подчеркивает изящество при родных форм, сообщает их поэтический характер.

Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей Поэтизация основное средство создания художественного образа в искусстве современной холмогорской резьбы. Стремление авторов воспеть природу Севера находит выражение в условных формах, мотивах растительного орнамента, красоте изображений птиц, оленей, белок, собак.

Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей Активную роль в создании образа вещи играет материал. Его белый цвет вызывает ассоциации с заснеженными просторами, а зеленые, желтые тона напоминают о заливных лугах, пышном разнотравье. И, конечно, сама резьба, ее изящество, пластичность, отточенное мастерство резчиков, «работает» на создание лирического поэтического образа природы.

Излюбленные сюжетные мотивы охота, рыбная ловля, сель сельскохозяйственные работы, поездка на санях окрашиваются поэтическим видением автора. В прихотливых изгибах ветвей и трав, очертаниях цветов, грациозной игре птиц, легком беге оленя, изящных движениях белки во всем проявляется радость жизни, гимн всему живому.

Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей Творчески воспринимая наследие своего промысла, холмогорские резчики развивают художественные приемы и принципы образной, поэтической трактовки окружающей природы, разнообразных явлений жизни. Многозначность гуманистического содержания, поэтизация, виртуозность все это составляет ярко выраженный национальный художественный стиль холмогорской резьбы.

В 1921 году В Архангельске были организованы курсы резчиков по кости. В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Её первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.

Изделия холмогорских косторезов знамениты на весь мир

Изделия фабрики имени М. В. Ломоносова

Уголок музея В селе Ломоносово в музее М. В. Ломоносова собраны также изделия холмогорских косторезов.

Кубок и ваза работы П. Черниковича

А. Е. Штанг Кубок «Жизнь Севера» 1945 г. МНИ Н. Д. Буторин Нож птицы 1977 г. МНИ

Литература 1. Архангельская область. Фотоальбом. – М.: Советская Россия, Колбасенко М. Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1-4 классы (региональный компонент). - Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Митлянская Т. Б. Холмогорская резная кость. – Архангельск. Северо-Западное книжное издательство, 1991.