Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий К.ю.н., доц.,ВШЭ ГУ - Жарова Анна Константиновна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наименование места происхождения товара. Определение 1. Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой либо содержащее современное.
Advertisements

IV Форум Корпоративных Юристов Елена Городисская адвокат, патентный поверенный, кандидат юридических наук Тел.: (+7495) Факс: (+7495)
Кафедра права интеллектуальной собственности Презентация на тему: ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ЕГО РЕГИСТРАЦИЯ студента 4 курса, 4 группы очной формы обучения Института.
Защита средств индивидуализации Фирменное наименование Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим.
Субъекты и объекты охраны товарных знаков © Дина Габайдуллина 201 группа 2012.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ( ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ) АСТАНА, 2013 MBA KazUHL д. ю. н., профессор Каудыров Т. Е.
© Галина Семенова 201 группа Общеизвестные знаки.
Практическое занятие 4 Тема: «Правила составления и подачи заявки на выдачу свидетельств на товарный знак и знак обслуживания». МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО.
Товарный знак и коммерческое обозначение. Преимущества и ограничения. Докладчик: Фархутдинова Светлана Должность: Ведущий специалист ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР»
Актуальные вопросы экспертизы товарных знаков в РФ Терещенко Ольга Ивановна.
Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент Третьякова Ирина Петровна.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ( НОУ-ХАУ И ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ) АСТАНА, 2011 MBA KazUHL д. ю. н., профессор Каудыров Т. Е.
ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица Подзаголовок.
Товарные Знаки. В России первым законом о товарных знаках стал Закон 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)", товарными.
Тема урока: «Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания» Подготовила : Кабанова С.Н., учитель технологии Урок технологии 11 класс 2015 г.
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
Особенности охраны и защиты общеизвестных товарных знаков на выставках. Докладчик: Глаголева Л. Н. Должность: Ведущий юрисконсульт ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР»
Каудыров Т.Е. д.ю.н., профессор ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ МАРТ – АПРЕЛЬ 2011 Г. АСТАНА Курс лекций для Центра МВА КазГЮУ.
Практическое занятие 6 Тема: «Правила составления и подачи заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара».
Товарный знак Товарные знаки и Знаки обслуживания индивидуализируют результаты деятельности предприятий и позволяют отличать товары и услуги одних производителей.
Транксрипт:

Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий К.ю.н., доц.,ВШЭ ГУ - Жарова Анна Константиновна

Понятие правовой охраны средств индивидуализации Группа объектов промышленной собственности, получившая название средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, состоит из двух родственных по выполняемым функциям подгрупп: 1. подгруппы средств индивидуализации продукции, товаров, услуг 2. подгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота.

Подгруппы средств индивидуализации Во-первых, подгруппа средств индивидуализации продукции, товаров, услуг, включает в себя товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения товаров. Во-вторых, подгруппа средств индивидуализации участников гражданского оборота состоит из таких средств индивидуализации, как фирменные наименования и коммерческие обозначения.

правовое регулирование средств индивидуализации 4 ч. ГК РФ 1. Федеральным законом РФ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (далее - Закон о конкуренции). 2. Федеральным законом РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ (далее Закон о рекламе). 3. Таможенным кодексом РФ от N 61-ФЗ

Виды средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий Фирменные наименования Коммерческое обозначение Товарные знаки и знаки обслуживания Наименование места происхождения товара

Фирменные наименования организационно-правовая форма + наименование юридического лица 1. ОАО Рога & копыта 2. ИП Рога & копыта 3. Товарищество Рога & копыта Фирменное наименование определяется в учредительных документах коммерческой организации и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица

Коммерческое обозначение Используется правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения. (ст ГК РФ) ГК РФ ч.4. определяет «коммерческое обозначение» через следующие признаки: 1. не является фирменным наименованием, 2. не подлежит обязательному включению в учредительные документы, 3. не подлежит обязательному включению в единый государственный реестр юридических лиц.

Виды Коммерческого обозначения Коммерческое обозначение может быть выражено в следующих формах: Словесные, изобразительные, звуковые, комбинированные и др. 1. Должно обладать достаточными различительными признаками, по которым потребитель определит предприятие, предоставляющее услугу или товар. 2. не должно вводить потребителей и партнеров в заблуждение относительно того, кому принадлежит данное предприятие и способствовать различению одного предприятия от другого. 3. должно быть известным в пределах определенной территории, на которой находится и осуществляет свою деятельность предприниматель (например, город, округ, район, муниципальное образование).

Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение не ограничен (например, сколько времени существует предприятие, столько и его коммерческое обозначение). Однако исключительное право прекращается, если обозначение не используется непрерывно в течение года (п. 2 ст ГК РФ). Коммерческое обозначение

Право использования коммерческого обозначения Право использования коммерческого обозначения, может быть передано другим субъектам, особенности передачи данного права раскрываются в Договоре коммерческой концессии. Только в составе самого предприятия

Товарные знаки и знаки обслуживания Главная функция товарного знака отличительная. При этом товарный знак помогает отличать не любые, а лишь однородные товары различных производителей. товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются Законом в правовом режиме по равенству условий и последствий их регистрации. Товарные знаки могут быть: - словесные; - изобразительные; - объемные; - другие обозначения или их комбинации.

Правовая охрана товарного знака и знака обслуживания Возможна только в том случае, если он зарегистрирован. При этом исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания определяется в отношении тех товаров и услуг, которые перечислены в свидетельстве на товарный знак или знак обслуживания. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак или знак обслуживания (правообладателю), принадлежит исключительное право: 1. использования данных знаков любым не противоречащим закону способом, действующим в отношении всех третьих лиц, 2. возможность распоряжения исключительным правом, 3. запрета на использование третьими лицами сходного с зарегистрированными знаками обозначения.

Регистрация товарного знака или знака обслуживания Во-первых, товарный знак или обозначение интенсивно используется в Российской Федерации. Во-вторых, в результате, данного использования они стали на указанную в заявлении дату широко известны в нашей стране. В-третьих, они широко известны, прежде всего, среди соответствующих потребителей именно в отношении товаров заявителя.

Его обладатель подает заявку в Международное бюро ВОИС в Женеве и в этой заявке указывает страны, в которых желает получить охрану. ВОИС перенаправляет заявку в страны, указанные в заявке. Эти страны проводят экспертизу заявки по своим национальным критериям, и каждая страна самостоятельно определяет вопрос о предоставлении правовой охраны товарному знаку на ее территории. На момент обращения в Международное бюро ВОИС заявитель должен иметь национальную регистрацию (или должна быть подана национальная заявка). Если в течении пяти лет национальная регистрация будет аннулирована, то это повлечет и автоматическое аннулирование международной регистрации, однако по истечении этого срока международная регистрация становится независимой от национальной и продолжает действовать даже в случае аннулирования регистрации в родной стране. Международная регистрация

Охраноспособность товарного знака Документ, выдаваемый на товарный знак, именуется свидетельством. Обязательным условием его выдачи служит, как и для выдачи патента на РИД (на изобретение, полезную модель, промышленный образец), регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. В качестве охранного документа свидетельство выполняет две удостоверяющие функции: 1) определяет приоритет товарного знака или знака обслуживания и 2) закрепляет исключительное право на товарный знак или знак обслуживания.

Исключительное право Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть отчуждено правообладателем другому юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, по договору об отчуждении товарного знака. Отчуждение товарного знака не допускается, если оно может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Правообладателем может быть предоставлено право использования товарного знака, по договору коммерческой концессии.

Коллективный знак Использование одного и того же товарного знака не одним лицом, а их объединением, может осуществляться, если такой знак является коллективным. Коллективный знак регистрируется по заявке, подаваемой в федеральный орган по интеллектуальной собственности. Главная особенность государственной регистрации коллективного знака связана с заявкой на него, к которой в обязательном порядке должен быть приложен устав коллективного знака.

Требования государственной регистрации КТЗ Во-первых, правом на государственную регистрацию коллективного знака обладает не любое объединение лиц, а лишь такое объединение, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано. Например, в России такими объединениями являются ассоциации и союзы юридических лиц. Во-вторых, предназначенность для обозначения товаров, производимых или реализуемых лицами, входящими в соответствующее объединение. В-третьих, указанные товары должны обладать едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.

Общеизвестный ТЗ товарный знак или обозначение, которые в результате интенсивного использования стали широко известным Российской Федерации среди соответствующих потребителей. Товарный знак признается общеизвестным по заявлению заинтересованного в этом лица.

Три категории товарного знака, которые могут быть признаны общеизвестными. Во-первых, знак, который лицо, использующее его или другое обозначение в качестве товарного знака, считается общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком; Во-вторых, это товарный знак; охраняемый на территории РФ на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором РФ; В-третьих, это обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ.

Перечень обозначений, которые не могут быть зарегистрированы как ТЗ Во-первых, в качестве товарных знаков обозначения, не обладающих различительной способностью, например, знаки пунктуации и препинания точки, запятые, тире и т.п., а также линии; геометрические фигуры, отдельные буквы и цифры, не несущие никакой информационно- смысловой нагрузки. Точно так же не обладают различительной способностью сами по себе наименования видов товаров (мебель, компьютер, книги, брюки, посуда и т.п.), слова и знаки, указывающие на особенности стирки и глажения отдельных видов одежды. Во-вторых, не допускается государственная регистрация обозначений, состоящих полностью из элементов, являющихся общепринятыми символами и терминами, такими символами, как, например, знак остановки «Stop».

Перечень обозначений, которые не могут быть зарегистрированы как ТЗ Не регистрируются обозначения, элементы которых исключительно характеризуют, т.е. оценивают товары как таковые, указывая на их вид (туфли, цемент, стеклопакет), качество (прочный, надежный, яркий), количество (тонна, литр, кубометр), свойство (твердый, водоотталкивающий, несгораемый), назначение (кровельный, консервный, зимний), ценность, а также на время, место и способ производства или сбыта товаров (в том числе названия и адреса фирм-производителей и поставщиков). В-третьих, если товарный знак состоит только из элементов, представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Например, компьютер, стол.

Перечень обозначений, не могут быть зарегистрированы В-четвертых, товарных знаков, состоящих только из элементов, представляющих собой: государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки. Например, ООН, ЮНЕСКО, Международный олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения; Официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, награды и другие знаки отличия. Например, эталон гири, орден Почета, погоны полковника Вооруженных Сил РФ; Обозначения, сходные до степени смешения с выше перечисленными элементами.

Перечень обозначений, не могут быть зарегистрированы В-пятых, обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Категория общественных интересов включает интересы как всего общества, всего населения, так и их отдельных слоев или групп. Обозначения, подпадающие под это основание запрета, как правило, связаны с антигосударственными, антирелигиозными, антидемократическими и (или) националистическими лозунгами, символами (вроде свастики) и иными изображениями, оскорбляющими патриотические, религиозные и тому подобные чувства.

В-шестых, изображения культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, на использование которых в качестве товарных знаков, отсутствует согласие собственников или лиц, уполномоченных собственниками. В-седьмых, тождественного промышленному образцу, знаку соответствия В таком случае условием запрета служит возникновение прав на эти объекты ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Кроме того также установлен запрет для обозначения товарного знака, тождественного имени, псевдониму или производимому от них обозначению, портрету или факсимиле известных людей в Российской Федерации на дату подачи заявки. Для использования таких обозначений требуется согласие лица или его наследника. Перечень обозначений, не могут быть зарегистрированы

В-восьмых, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара. Понятие тождественности определить достаточно сложно. Под тождественностью «не может пониматься полное соответствие художественного изображения в произведении искусства и в товарном знаке, в этом отличие тождественности одного товарного знака, заявленного для регистрации или уже зарегистрированного, от ранее заявленного товарного знака». Перечень обозначений, не могут быть зарегистрированы

Оценка знака вводящего в заблуждение зависит от субъективных знаний отдельных потребителей об определенном товаре, его производителе и месте нахождения последнего. Например, если лицо не знает, что машины «Saab» производятся в Швеции, то для него указание г. Нижний Новгород как места их производства явится фактором, вводящим в заблуждение. В целях приведения законодательства РФ в соответствие с требованием ст. 23 Соглашения ТРИПС в ст включены нормы, не допускающие регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств участников указанного соглашения. Степень смешения

Обозначения, позволяющие идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории данного государства (производимые в границах его географического объекта). Указанные правила касаются, прежде всего, таких охраняемых обозначений, как «Коньяк» «Шампанское», «Русская водка», «Шотландское вино» Исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак, действует в отношении только тех товаров, которые указаны в самом свидетельстве. Перечень данных товаров определяется в соответствии с правилами Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, урегулированной Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Например, Степень смешения

Неиспользование товарного знака его обладателем в течении трех лет. Не имеет значение, в какие из трех лет после государственной регистрации товарного знака и установленного срока его охраны имело место неиспользование, главное, чтобы эти три года длились непрерывно. Такие действия со стороны обладателя права на товарный знак, могут привести как к полному прекращению правовой охраны товарного знака (в отношении всех товаров), так и ограниченному (в отношении части товаров), для индивидуализации которых знак был зарегистрирован. Досрочное погашение правовой охраны