Практикум по русскому языку в 10 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»
Advertisements

Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
У РОК – ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ : «О Т АНАЛИЗА ТЕКСТА – К СОЧИНЕНИЮ »
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
От анализа текста к сочинению УМЕТЬ: - ВЫПОЛНЯТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА; - СОЗДАВАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
1. Над каким вопросом размышляет автор? (проблема текста) 2. Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (комментарий) 3. Как автор отвечает на.
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Транксрипт:

Практикум по русскому языку в 10 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Что должны уметь?Что должны знать? Основные этапы работы с текстом для создания сочинения Выполнять различные элементы комплексного анализа, создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту

(I) Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2) Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пленили воображение. (3) Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4) Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ. (5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей. (7) Созданные более века назад, "Севастопольские рассказы" наглядно свидетельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. (8) Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, являющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». (9) Казалось бы, всё очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10) На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, какой является правда. (11) Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал её в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует ещё гораздо больше точности... чем наука». (13) Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый серьёзный писатель или думающий читатель. (14) Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный принцип: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. (15) А спокойствие - душевная подлость». (16) Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле? (410 слов) (По В.Быкову)

огромный талант и художническое мужество вся жизнь Толстого - непрестанные поиски он обладает неиссякаемой щедростью ума «Чтоб жить честно, надо рваться...» В чем секрет уникальности Л.Н. Толстого?

Определите, какой частью речи является слово неповторимые (предложение 2). прилагательное (какой?, качество предмета) «...неповторимые образы героев...» т.е. незабываемые.

Из предложений 3,4 выпишите все наречия. читать и перечитывать нелишне влиять постоянно Х как? Х

Определите способ образования слова самоуспокоенность (предложение 17). Самоуспокоенность – самоуспокоенный + ость (суффиксальный)

Из предложений 17,18 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. Утрат – утрат-и-ть, путём усечения суффикса и

Определите количество морфем в слове впервые (предложение 1). впервые (3 морфемы)

Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством (предложения 17,18). «Несмотря на ряд поражений и утрат...» обстоятельство уступки

Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание. весьма плодотворным Х как?

Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные (предложения 9,10,11,12). «Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть...» «На деле же нет больших забот у пишущего...»

Укажите номер сложного предложения с однородным подчинением придаточных частей (предложения 4,5,6,7). 7) Созданные более века назад, "Севастопольские рассказы" наглядно свидетельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе.

Среди предложений укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора. (11) Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности... чем наука».

Анализ текста по группам задание 1 Определить тип речи. Определить стиль речи. Доказать правильность ответа. Какова проблематика текста? Найти: 1) среди предложений 1-7 ряды однородных членов; 2) эпитеты, метафоры; 3) окказионализмы; 4) риторический вопрос. В каких предложениях раскрыты основные мысли автора. 1 гр.2 гр.

В данном тексте используется рассуждение, в нём автор передаёт нам своё отношение к творчеству Л.Н. Толстого. Стиль текста публицистический, так как В. Быков воздействует в нём на читателя и слушателя, рассуждает о величии Л.Н. Толстого рассказывает о том, к чему должен стремиться любой человек.

Проблема поиска цели в жизни, её смысла…

Итак, в данном тексте используются: 1) ряды однородных членов (неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого (предл. 2), неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять (предл. 4), Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала (предл. 6)); 2)эпитеты, метафоры (добротворное чтение, духовная сокровищница; вещий смысл и др.); 3) окказионализмы (искательство, художническое) 4) риторический вопрос (Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?). Мысли автора раскрываются в предложениях 4, 6, 11, 14 и др.

Заполним таблицу Автор ПроблемаПозиция автора Своя позиция (2 аргумента) Стиль ТипИзобразительны е средства

Автор ПроблемаПозиция автора Своя позиция (2 аргумента) Стиль ТипИзобразельные средства В. Быковпоиск самого себя, цели в жизни, её смысла по мнению автора, Л.Н. Толстой является одним из самых ярких примеров для подражания невозможно жить с чувством «душевной самоуспокоенности», необходимо постоянно работать над собой; Жизненные примеры? И Примеры из произведений художественной литературы? публицистический рассуждение ряды однородных членов; эпитеты, метафоры; окказионализмы; риторический вопрос

Задание 2 Составление композиционных частей сочинения Написать начало сочинения. Сформулировать одну из проблем. Сформулировать позицию автора текста по заявленной проблеме. Написать заключение 1 гр.2 гр.

Вспомним композицию сочинения: При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной. В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов: Общая характеристика темы и проблематики текста. Комментарий к одной из проблем. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме. Выражение собственной позиции, ее аргументация (2 – 3 аргумента).

Композиционная соразмерность: Вступление (1/3 всего объема работы) Основная часть Заключение (1/3 всего объема работы)

Начало сочинения собственно определение темы текста; формулировка основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста; лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой. Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (... Так завершается статья... очерк... рассказ).

Как передать позицию автора? Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)... По мнению автора,.... Публицист убежден в том, что... Автор заставляет задуматься о... Автор текста доказывает свою точку зрения...

Завершение сочинения в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения- рассуждения: концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения); концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения); концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).

Алгоритм выполнения задания «С»: 1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем (основную) предложенного текста. 2. Определить и сформулировать позицию автора. 3. Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме. 4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух)

Домашнее задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный и читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.

Ресурсы: КИМы 2014; /index.php?year=2009 &num=08 - Газета "Русский язык" и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» /index.php?year=2009 &num= Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык«

Желаю успехов! Свои сочинения присылайте по адресу Обещаю дать подробный анализ каждой работы, согласно критериям оценки сочинений на ЕГЭ