План урока. 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. 3. Древнекитайская философия: как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Домашнее задание : § 2 до с. 20 © Ковалькова Н.Н 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия О чем эта притча ? Как вы думаете,
Advertisements

Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Древние мыслители о мире и человеке. План 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство.
Домашнее задание : § 2, закончить таблицу © Ковалькова Н.Н 1. Философия Древней Греции.
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя (полная) школа 2 г. Белоярский» Урок обществознания в 10 классе(профильный уровень).
Нефедова Елена Владимировна учитель биологии первой категории 40 лет Тарасова Галина Леонидовна учитель обществознания второй категории 37 лет МОУ «Гимназия.
10 класс обществознание урок 2. Рассмотреть, как проблемы обществоведческого и философского характера нашли свое отражение в древнейших учениях.
«Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях» «Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем»
Философия Древнего Китая и Индии. Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом.
Древние мыслители о мире и человеке.. Мифы древности. Мифология-миф(предание) логос(учение)
Человек и общество в первых философских учениях. Древние мыслители о человеке.
Древние мыслители о мире и человеке. Человек есть, к сожалению, всего лишь человек; иногда и того меньше. Европейское изречение.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В РАЗНЫХ МИФАХ И ПЕРВЫХ ФИЛОСОВСКИХ УЧЕНИЯХ.
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЭТИКА РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Философия Платона
Философия Древнего Востока. План изучения нового материала 1. Периоды развития и культурные истоки древней индийской философии. 2. Философские школы Древней.
Варны и касты в Древней Индии. Варны и касты Исторически индийское общество разделено на социальные слои – варны (их четыре) и касты (подслои), которых.
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Тема 1 Раннефилософские знания в Древнем мире. План 1. Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне 1. Предфилософские знания в Древнем.
Транксрипт:

План урока. 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. 3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». 4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

На раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание. Мифы о происхождении мира Идея творения Идея развития Основные тематические циклы мифов. космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества; мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ; эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.

Веды Ригведа Брахманы Шатапатхабрахмана Упанишады

I. мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь». II. мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии: брахманы - мудрецы, толкователи Вед; кшатрии - воины и правители; вайши - класс земледельцев и скотоводов; судры - слуги. III. мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.

1. Существование человека неразрывно связано со страданием. 2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. 3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. 4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь: Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий. Правильное решение -- решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяты заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки. Правильное стремление. Правильное внимание. Правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.

1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости». 2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени: самообладание; овладение дыханием при определенных положениях тела; изоляция чувств от внешних влияний; концентрация хмысли; медитация; отторжение - освобождение от телесной оболочки.

Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изменении, все непостоянно и конечно). Даосизм Природа Космос Человек

Основные идеи учения Конфуция: 1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. 2. Изначальное понятые - «порядок» (ли). Порядок благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми. 3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. 4. Порядок наполняется добродетелью (дэ). «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям». 5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку. 6. Чтобы быть человечным, следуй правилам: Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь. Чего не желаешь себе, того не делай другим. 7. Философ отождествлял общество с государством. 8. Для него правильное государство - это государство, где высшее положение занимают император, слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами. 9. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».

Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.

«Кто разумен - создает законы, кто глуп - законами ограничен. Кто способен - изменяет порядок, кто неспособен - тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях».

Философское мировоззрение имеет следующие особенности: 1. Опора не на фантазию, а на знания. 2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий. 3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается. 4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Вопрос Философ Гесиод АнаксимандрАнаксимен Из чего произошел мир? Как возник мир? Как возникли небесные тела? Общее:

Источник теории Основные положения Мифы древности Древнеиндийские Веды Даосизм Конфуцианство Платон Аристотель