Русская литература серебряного века Кончался XIX век, золотой век русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 класс Составитель: учитель МОУ СОШ 4 Герасина Татьяна Александровна.
Advertisements

Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Русская литература XX века.
Дорогие ребята ! Мы шагаем в проект «Среди миров».
Дидактический материал к уроку литературы Тест по поэзии Серебряного века для 11 класса Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Морозова.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
«Серебряный век». Особым прорывом в поэзии и других видах искусствах стал «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» - конец 19 – начало 20 века, русский Ренессанс. Это было верхушечное,
Русская культура в начале ХХ века Литература. Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; ) первое стихотворение, по ее признанию, написала.
Особенности символизма Автор работы: Тарасенко С. И. учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 11 класс. Подготовила Берестовая Н. Г.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ: Сентиментализм Классицизм Романтизм Реализм Символизм Акмеизм Футуризм.
«В. Я. Брюсов – удивительный поэт, переводчик и человек» ( )
АКМЕИЗМ Акмеизм(франц. acmēisme, от греч. akmē - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях.
Транксрипт:

Русская литература серебряного века Кончался XIX век, золотой век русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем серебряного века. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало серебряного века относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Русская поэзия серебряного века Кончался XIX век, золотой век русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем серебряного века. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало серебряного века относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов.

Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов- символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта.

Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме огромна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры.

В. Брюсов становится признанным метром символизма, воплотивший в своих стихах не только формальные новаторские достижения этого течения, но и его идеи. Своеобразным творческим манифестом Брюсова стало небольшое стихотворение Юному поэту, которое воспринималось современниками как программа символизма. Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.

Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.

Символисты рассматривали жизнь как жизнь Поэта. Сосредоточенность на самом себе характерна для творчества замечательного поэта-символиста К. Бальмонта. Он сам был смыслом, темой, образом и целью своих стихов. Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа.

Новое литературное течение - акмеизм - возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души. Акмеизм, по мысли Гумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира.

В поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов. ГУМИЛЕВ, НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ( ), русский поэт и критик, основатель литературного течения акмеизма (греч. akme, цветущая сила) В 1912 Гумилев организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили его тогдашняя жена Анна Ахматова, С.М.Городецкий, О.Э.Мандельштам и другие. Когда разразилась Первая мировая война, пошел на фронт добровольцем, участвовал в боевых действиях, был дважды награжден за храбрость и получил офицерское звание. Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистской революции 1917, однако эмигрировать отказался. В 1921 был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 25 августа Первый сборник стихов Гумилева Путь конкистадоров (1905) был опубликован еще в студенческие годы. За ним последовали Романтические цветы (1908), Жемчуга (1910), Чужое небо (1912), Колчан (1916), Костер (1918), Огненный столп и Шатер (оба 1921). Он был первоклассным переводчиком и опубликовал полный стихотворный перевод книги Т.Готье Эмали и камеи (1914), названный "чудом перевоплощения". В прозе проявил себя великолепным стилистом, сборник его рассказов Тень пальмы был опубликован посмертно в 1922.

Ранние стихи Гумилева поражают романтической мужественностью, энергией ритма, эмоциональной напряженностью. В его знаменитых Капитанах весь мир предстает как арена борьбы, постоянного риска, высшего напряжений сил на грани жизни и смерти. Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса – Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса.

Акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению - футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений. С футуризмом было связано раннее творчество Маяковского

ЛЕФ (ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ) литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до Возглавлял ЛЕФВ. Маяковский. Членами группы были писатели и теоретики искусства. Н.Асеев, С.Третьяков, В.Каменский, Б.Пастернак(порвал с Лефом в 1927), А.Крученых, П.Незнакмов, О.Брик, Б.Арватов, Н.Чужак (Насимович), С.Кирсанов(начинал в Юго-Лефе, с центром в Одессе), В.Перцов, художники конструктивистыА.Родченко, В.Степанова, А.Лавинский и др. Близок к Лефу была.Шкловский, тогда теоретик ОПОЯЗа (Общество изучения поэтического языка). Леф, по мнению его создателей, новый этап в развитию футуризма. ("Леф есть объединение работников левого фронта, ведущих свою линию от старых футуристов", Маяковский; "Мы,"Лефы ведем свое начало от "Пощечины общественному вкусу", Третьяков; "Мы футуристы", Брик). Теоретики Лефа утверждали, что футуризм есть не просто определенная художественная школа, а общественное движение. "Желтая кофта" рассматривалась ими как своеобразный прием борьбы с буржуазным бытом. Футуристические требования революции художественной формы мыслились не как смена одной литературной системы другой, а как часть общественной борьбы футуристов. "Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту… Пропаганда нового человека, по существу, является единственным содержанием произведений футуристов" (Третьяков). Наиболее рьяные приверженцы футуризма прямо соотносили его с марксизмом. "Футуризм (революционное искусство) так же, как и марксизм (революционная наука) предназначен по своей природе питать революцию", утверждал Н.Горлов, один из лефовских теоретиков. После октября 1917 футуристы пересмотрели свой "инвентарь": выбросили "желтые кофты", устрашающие маски все, что было рассчитано на эпатаж старого общества. Авторы лозунга "стоять на глыбе слова "мы среди моря свиста и негодования" теперь заявляют, что с радостью растворят свое"маленькое "мы в огромном "мы коммунизма".

Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

ИМАЖИНИЗМ (от фр. и англ. image образ) литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. 29 января 1919 в Московском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. На следующий день вышла Декларация в воронежском журнале "Сирена" ( 4) и позже в газете "Советская страна" (М., 1919, 10 февр.), в которой были провозглашены принципы творчества "передовой линии имажинистов". Под ней подписались поэты С.А.Есенин, Р.Ивнев, А.Б.Мариенгоф и В.Г.Шершеневич.

Я гражданин из Веймара И приехал сюда не как еврей, А как обладающий даром Укрощать дураков и зверей. Я ругаюсь и буду упорно Проклинать вас хоть тысячи лет……..

По-разному сложились судьбы замечательных поэтов серебряного века. Кто-то не смог вынести жизни на неприветливой родине, кто-то был расстрелян без вины, кто-то до последних своих дней остался на родной земле, пережив с ней все беды и горести, кто-то поставил точку пули в своем конце. Но все они создали в начале XX века настоящее чудо - серебряный век русской поэзии.