«Основы психологии семьи и семейного консультирования» Выполнила: Опришко М.В., гр 993 у/д 2011 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Advertisements

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, психокоррекции имеющихся отклонений 2) помощь ребенку в развитии личности, социализации,
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Психолого- сопровождение раннего возраста. Основные концепции воспитания родителей: Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей(религиозных,
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
КГКОУ Детский дом 4 Социальный педагог Ю.А. Хмиль Социальный педагог Т.А. Головкова.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Психологическое сопровождение в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения Ободовская Л.А., педагог-психолог МОУ «СОШ 27», 2009 г.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
ПРОГРАММА индивидуального развития ребёнка «Мы вместе» Автор: Григорьева Наталия Олеговна, учитель начальных классов учитель начальных классов МОУ «Гимназия.
Коучинг – это партнерское взаимодействие коуча и клиента, способствующее клиенту в достижении его цели.
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи Работу выполнила учитель начальных классов МООШ 2 Паршакова Татьяна.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
« Совместная деятельность разных людей - это проблема, напоминающая эффект Вавилонской башни». Г. П. Щедровицкий.
Транксрипт:

«Основы психологии семьи и семейного консультирования» Выполнила: Опришко М.В., гр 993 у/д 2011 год

Основы семейного консультирования «Консультация» – это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое даёт такие советы «Консультироваться» – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу

Основы семейного консультирования «Психологическое консультирование» – как синоним психологического сопровождения клиента (личности или семьи) в сложные периоды жизни (В.А. Бинас, Б.М. Мастеров и др.)

Тема 1: «Добрачное и предбрачное психологическое консультирование»

Виды психологического консультирования добрачной и предбрачной пары Консультирование как информирование Консультирование по телефону доверия Индивидуальное психологическое консультирование Групповое психологическое консультирование

Консультирование как информирование Главная задача информирования, или психологического просвещения, - устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнёром.

Консультирование как информирование Формы Лекции, беседы Выставки психологической литературы Просмотры и обсуждения видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц Дискуссии Семинары

Консультирование как информирование Иногда используется во время индивидуального психологического консультирования – в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу: Соответствующая информация Специальная литература Посещение лекций Посещение групповых занятий

Консультирование как информирование. Ограничения Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия

Консультирование по телефону доверия Обеспечивает: Оперативность общения Щадящие условия и психологическую поддержку Анонимность Доверительность Пространственно-временные особенности Право клиента на прерывание контакта Ограничение коммуникации аудиальным каналом

Консультирование по телефону доверия. Ограничения Исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование

Индивидуальное психологическое консультирование. Этапы работы психолога 1 этап – «С какой проблемой столкнулся клиент?» Вопросы клиенту: 1. Какими качествами, на ваш взгляд должен обладать будущий идеальный для вас супруг? 2. Как Вы представляете себе распределение ролей в семье? 3. Как далеко Вы собираетесь жить от родителей? И т.д.

Индивидуальное психологическое консультирование. Этапы работы психолога 2 этап – «Поиск решения проблемы, выбор эффективных методов консультирования». Эффективным может быть использование методов позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана. Цель – мобилизация потенциала и способностей клиента.

Метод позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана. Актуальный конфликт Тело Деятельность, карьера, успех, разум Фантазии, духовное, будущее Контакты, семья Четыре сферы разрешения конфликта (актуальный конфликт)

Метод позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана По мнению автора, человеку необходимо достичь баланса этих четырёх сфер, которые являются широкими категориями и понимаются каждым человеком в зависимости от собственных представлений, желаний и конфликтов

Метод позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана. Базовый конфликт Схема базового конфликта ЯТы Мы Пра- мы

Групповое психологическое консультирование Основным в этом виде консультирования является: Групповая динамика Мастерство тренера проводящего занятие Правильно подобранные психотехники

Групповое психологическое консультирование. Преимущество Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в решении межличностных конфликтов вне группы

Тема 2: «Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми Семья для ребёнка – первый и важнейший социально- педагогический институт «Формирование высшей психической деятельности ребёнка происходит в ходе его культурно- исторического развития, основы которого первоначально закладываются в родительской семье» Л.С. Выгодский

Основные блоки родительских запросов, возникающих в ходе консультирования по проблемам, связанным с воспитанием и развитием детей 1. Проблемы, связанные с воспитанием детей 2. Проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей 3. Интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста 4. Личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении

При проведении психологического консультирования детей с родителями необходимо принимать во внимание специфические особенности возраста

Первый год жизни. Советы специалиста На первом году жизни ребёнка родители чрезвычайно редко обращаются за консультацией к психологу. А жаль! Поскольку именно в этот период специалист может уберечь родителей от последующих ошибок в воспитании, заложить основы гармоничного личностного развития ребёнка

Ранний возраст (1 – 3 года). Советы специалиста Задача родителей – направить познавательную активность малыша на знакомство со свойствами объектов и с их функциональным назначением («Что с этим можно делать?» «Как с этим можно пользоваться?). Помните детский стишок: «Это стул. На нём сидят. Это стол. За ним едят»?

Дошкольный возраст (3 – 7 лет). Советы специалиста В этом возрасте целесообразно познакомить детей с приёмами систематического ухода за собственным телом («В здоровом теле – здоровый дух») Ребёнка 5-6 лет нужно научить правильному согласованию числительных с существительным (один стул; два стула), прилагательных с существительным (жёлтая груша, красный лист), правильному пониманию и употреблению предлогов (на столе, под стулом)

Дошкольный возраст. Советы специалиста В плане развития познавательной деятельности взрослый должен удовлетворять потребность ребёнка в признании его достижений (не искать промахи и недостатки в рисунках и поделках, а привлекать внимание к красивым сочетаниям цветовых оттенков, к к гармонично размещённым изображениям, формируя тем самым у ребёнка чувство самодостаточности и гордости за результаты работы

Дошкольный возраст. Советы специалиста Взаимодействие взрослого с детьми должно пробуждать и стимулировать возникновение у ребёнка Я – позиции, т.е. осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствовать формированию познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности)

Дошкольный возраст. Советы специалиста К концу дошкольного возраста многие дети овладевают счётом, чтением и письмом. Эти знания должны опираться не на абстрактные представления о знаках – буквах, цифрах, символах, а на оперирование с конкретными предметами и их множествами. Во время прогулки можно собрать с ребёнком разные листья, сгруппировать их по цвету, форме, выложить от самого большого к самому маленькому или наоборот, потом поискать деревья, с которых они упали, поиграть в игру «узнай дерево на ощупь».

Игры с дошкольниками. «Цветная мозаика»

Дошкольный возраст. Советы специалиста В старшем дошкольном возрасте возникает очень важная составляющая личностного развития ребёнка – соподчинение мотивов, т.е. способность выбирать из множества одновременно действующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, что будет определять его поведение и деятельность. Пример родителей и близких людей становится основой для детского подражания

Специфика детской агрессивности Э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности». Выдающийся психолог и философ, основоположник «гуманистического психоанализа» Агрессия Злокачественная Доброкачественная

Специфика детской агрессивности «Злокачественная» – «страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать» «Доброкачественная» - «поведение, связанное с самообороной и с ответной реакцией на угрозу». Общепринятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественная агрессия, которая представлена псевдо агрессией (непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение) и оборонительной агрессией

Способы коррекции детской агрессивности усилиями специалиста Основные усилия специалистов в области преодоления детской агрессивности направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом Фазы работы специалиста: Представить детям практически приемлемые методы для выражения подавленного гнева. Помочь им подойти к реальному восприятию чувства гнева, которое они могут сдерживать. Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно тому, кому следует сказать. Обсуждать с ними проблему гнева: что заставляет их гневаться, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время

Способы коррекции детской агрессивности усилиями родителей Необходимо помнить, что: Личная агрессивность взрослых способствует возникновению и закреплению у детей агрессивного поведения. На агрессию никогда нельзя отвечать агрессией, взрослый должен показать ребёнку пример конструктивного разрешения возникшего конфликта

Способы коррекции детской агрессивности усилиями родителей За агрессию нельзя строго наказывать – это закрепляет негативные формы поведения, но и потакать агрессивному поведению ребёнка тоже не следует

Обучение родителей способам купирования агрессивных выходок детей – это одна из задач консультанта, помогающего родителям в разрешении проблем, связанных с воспитанием детей

Личностная и профессиональная позиция консультанта в процессе оказания помощи родителям и их детям Выслушать жалобы. Чётко выделить проблему, которая заявлена родителем или выявлена в ходе совместного обсуждения. Психологическая помощь не должна быть постоянной Успешность решения психологом проблем определяют ведущие факторы: Наличие у консультанта собственной экцистенциональной позиции о своём месте и роли в системе оказания психологической поддержки семье или конкретному человеку. Высокая теоретико-методическая подготовка, позволяющая чётко понимать, в рамках какого направления психологической науки рассматриваются проблемы клиента – деятельностного подхода или психоанализа. Технологическая вооружённость, обусловленная активно применяемыми профессиональными знаниями и навыками работы с клиентами

Формы работы с родителями Групповые формы психолого- педагогической поддержки родителей: Родительские собрания Индивидуальное психологическое консультирование: Включает в себя несколько этапов. На каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие приёмы Групповые формы работы: Семинары-практикумы Тематические консультации Психологические тренинги «Школа молодого родителя» и др.

Принципы работы с родителями Систематичность проведения. Целевое планирование мероприятий. Тематическая связь с родительскими запросами. Ориентация на конечную цель. Учёт социально- психологических установок родителей, коррекция в ходе взаимодействия. Наличие конкретного исполнителя и специалиста, ответственного за эту работу

Тема 3: «Консультирование в ситуации развода»

Консультирование в ситуации развода Любой развод, даже желанный, - серьёзная травма, которая усугубляется необходимостью полной реорганизации жизни и переживается иногда долгие годы. Основная проблема – обустройство жизни после расставания

Консультирование в ситуации развода. Терапевтическое сопровождение Информационно- консультативная поддержка Психотерапевтичекая поддержка

Направления системы работы с семьями Помощь отдельному человеку, внимание к его личным проблемам Изучение конфликтующих социальных групп, представленных в конкретной семье (В. Сатир)

Тенденции психотерапии в ситуации развода Работа специалиста с человеком, обратившимся за помощью Работа с «расширенной семьёй» (может включать родственников, знакомых, друзей)

Консультирование, ориентированное на «сеть» Это не альтернатива существующим концепциям терапии и консультирования, а – их дополнение и дальнейшее развитие Первый уровень – это содержательный анализ, диагностика взаимоотношений клиентов с окружающими людьми. С помощью карты сети можно зафиксировать переплетение отношений личности, чтобы лучше понять их совокупность, проанализировать структуру долженствований в отношениях, провести диалог об их качестве и различных функциях в жизни личности (Ф. Штраус, А. Ленц). Задача психолога - научить клиента понимать свои страхи и затруднения, подвести его к осознанному критическому анализу своей биографии

Консультирование, ориентированное на «сеть» Второй уровень – включает методы вмешательства в структуру повседневных, обыденных отношений человека, обратившегося за помощью; они направлены на улучшение защитного взаимодействия или структурных изменений его социальных отношений.

Цель сетевой поддержки Стимуляция собственных сил и возможностей клиента. Помочь клиенту осознанно использовать и мобилизовать социальные ресурсы для преодоления своих проблем. Помочь клиенту обнаруживать и строить новые отношения

Формы терапевтического сопровождения Индивидуальная терапия для каждого из супругов Парная терапия Терапия для детей разводящихся супругов

Рекомендуемая литература Тема Кратохвил С. Психотерапия семейно – сексуальных дисгармоний. – М., Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.; Воронеж, Немцов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. – М., Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., Сидоренко Е. Терапия и тренинги по Альфреду Адлеру. – СПб, 2000.

Рекомендуемая литература Тема Берн Э.Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М., Берне Р. Развитие я-концепции и воспитание. – М Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1998., Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. – М., Квинн В.Н. Прикладная психология. – СПБ., Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., Руднстам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. – СПб., Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / По ред И.В. Дубровиной. – М., Скиннер Р., Кпиз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М., Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2000.

Рекомендуемая литература Тема 3. 1.Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., Витакер К. Танцы с семьёй. – М., Дементьева И.Ф. Развод и дети. – М., Сатир В. Семейная психотерапия. – М., Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., Шморина Е.В. О методах консультативной работы в ситуации развода // Психология зрелости и старения. –