Формирование навыка грамотного письма Учитель начальных классов Завалишина Т.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Это написание, которое не устанавливается на слух.
Advertisements

Логопедическое обследование будущих первоклассников Фонематический слух Слоговая структура Звукопроизношение Норма 100 – 70 баллов Ниже возрастной нормы.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Аналитические упражнения. 1. Выделение слов из речевого потока. 2. Выделение нового звука. а) выделение из предложения звука–слова ( слово и из предложения.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Формирование орфографической зоркости 2012 год. Причины недостаточной орфографической грамотности Нет специального раздела орфографии Нет специального.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Учителя начальных классов Фотофудиновой Лидии Юрьевны МАОУ СОШ 29 Г. Калининград.
Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников.
Развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Р АБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Методы, приемы и средства выработки орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе Из опыта работы учителя русского языка и литературы Солодовник.
Логопедическая работа по коррекции дизорфографии Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
МБОУ « Родинская средняя общеобразовательная школа 2» Электронное пособие по русскому языку «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Автор : Белоус Дина.
Транксрипт:

Формирование навыка грамотного письма Учитель начальных классов Завалишина Т.А.

В чем причина бесконечных ошибок наших учеников? Многие ошибки идут из начальной школы. Поэтому, надо еще в начальной школе проводить работу по предупреждению ошибок.

6 этапов решения орфографической задачи по М.Р.Львову увидеть орфограмму в слове; определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило; определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

определить "шаги", ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи; решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и осуществлять самопроверку.

Две ступени орфографического действия: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом)

Наиглавнейшие задачи учителя: научить видеть орфограмму; научить думать при письме.

Факторы, способствующие формированию грамотного письма: зрительный; слуховой; руководительный; речедвигательный, т.е. артикулярный

Зрительный фактор Золотое правило ученика: никогда не спеши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку

а) письмо «дырками»; б) опорные схемы; в) самодиктант; г) просмотр текста диктанта перед его написанием (слабым детям); д) показ неправильного письма; Приёмы по предупреждению ошибок:

е) прием, заставляющий думать над написанием; ж) диктант с обоснованием; з) перед диктантом, изложением, сочинением : выписать трудные слова и включить их в работу на уроке; и) обратная связь - работа с сигнальными карточками.

Слуховой фактор а) " Найди опасное место". б) " Светофор" (красный сигнал в опасном месте). в) "Зажги маячок" (проведение звукового анализа с составлением схемы)

Рукодвигательный фактор Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, "запоминает" и затем пишет его автоматически.

Проговаривание Орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать.

Орфография Орфография – это совокупность правил, устанавливающих: 1) единообразное написание морфем (т.е. значащих частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний); 2) раздельное и слитное написание слов и их частей; 3) употребление прописных букв; 4) правила переноса слов; 5) непроверяемое написание (в случае затруднения следует прибегнуть к орфографическому словарю)

Дисграфия и дислексия- неспособность к письму и чтению у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие); он страдает фонетико- фонематическим недоразвитием речи (ФФН); появление специфических ошибок не связанных с применением орфографических правил русского языка.

Ошибки при письме 1) пропуск гласных и согласных букв (день-"днь", между-"межу"); 2) перестановка букв, лишние буквы (лужа-"нулжа"); 3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке-"дожке", тишина- "тишинына"); 4) замена гласных в ударном положении (задача-"задоча"); 5) замена йотированных гласных (идет-"идют") 6) замена согласных: 7) обозначение твердости-мягкости согласных на письме гласными (кругом-"крюгом", люди-"луди"); 8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки-"василки", большие-"болшие"); 9) недописывание слов (мышка-"мышк"); 10) замена слов, искажение слов (мишка-"книжка", лепечут- "требпечут"); 11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу-"полицу","столбом-"с толбом").

Ошибки при чтении пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; "застревание" на какой-либо букве, слоге, слове; недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; "угадывание" слов.

Дидактические игры по формированию и развитию ФФВ. "Телевизор" месяц

"Математическая грамматика" Выполните действия, указанные на карточке ("+","-") и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+том-м+лиса-са+ца=?

"Составь предложение" Дидактическая цель: закрепление умения составлять предложения с однородными членами и ставить знаки препинания при них. 1. пашут, собирают урожай, растят телят 2. в лесу, в поле, в саду, на огороде 3. утром. днем и вечером 4. реки, пруды и озера 5. глиняная, стеклянная, фарфоровая 6. сказки, рассказы, басни, стихотворения

Опорные таблицы На таблице ученик видит необходимое для ответа слово, учится давать с опорой на нее точные смысловые ответы. Одновременное слуховое и зрительное восприятие нового слова способствует осознанию и вхождению его в активный словарь ученика.

Используется в связи с теоретическими сведениями по фонетике и графике.

Таблица 2 Части слова: Приставка Корень Суффикс Окончание Стрела говор Стрелой разговор Перестрелка заговор Застрелил уговор Стрелок поговорим Стреляю говорливый

Таблица 3. наезд запись отъезд надпись подъезд пропись объезд перепись съезд зашел въезд прошел вошел надорвал обошел сбросил отошел сбежал пошел сделал сгорел сглупил сжал сдвинул сдавилсдунул сдал сжалился разжал расшил разговаривал расковал разбогател распилил раздавил растащи

4. Суффиксы Печка классный Столики связист Пальчики лыжник Домишко учитель Крылышко часовщик Юленька лисенок Людочка грачонок Водица хитрющий Больница большущий Лапище сладковатый Образовать слова с суффиксами: -ист журнал, фигуры, шахматы, баян, гитара, такси, машина, трактор. -ник грибы, печь, река, птица, колхоз. -тель учить, писать, читать, любить, заклинать, водить. -ищ лапа, нога, рука, нос, волосы, усы, когти, хвост, дом, волк. -щик нырял, чистил, носил, точил, курил, кладовая, угнал, кран. -еньк рыжий, черный, добрый, синий, Маша, Юля. - очк Люда, Юра, мама. -ечк подушка, Аня, Таня. -оват хитрый, кислый.

Таблица 5 В корне слова безударные гласные а, о, е, и, я проверяются ударением! Сосна – сосны Ножи – нож Дарил – дарит Одевает – одел Загляделся – взгляд Долина – долы Запах – пахнет Подобрать проверочные слова. Красивый, золотой, ходили, сажали, тропа, горячий, зерно, гнездо, спасает, украшает, сосна, охраняет. Грозовая, листы, молотилка, гроза, голодание, стрела, накатался, плита, доска, кора, пастух, поглядел. Замерзали, поспешили, оставалось, показали, веселый, дома, окно, подхватил, потянул, ночной, заслонила. Катает, качает, копает, гребет, одевает, мячи, болты, поля, семья, лицо, посидел, поседел, таскал, висит, плетет.

Таблица 6 В корне слова сомнительные согласные: б д г в з ж п т к ф с ш Проверяй гласной! Низко – низок Просьба – просить Дерзкий – дерзок Жуткий – жуток Лодка – лодочка Ловкий - ловит Подобрать проверочные слова. 1. Низко, близко, отряд, снег, сад, лук, ночлег, круг, травка, народ, ястреб, берег, грядка, лодка, луг. 2. Легкие, прорубь, назад, вперед, бег, город, разведчик, ходьба, варежки, пруд, шапка, сапожки, указка. 3. Дерзкий, просьба, молотьба, меткий, сладкий, резкий, шефский, посев, дуб, мед, друг, чиж, скользко. 4. Молод, молот, ловкий, плод, плот, дорожка, рот, род, соседка, березка, пруд, прут.

Таблица 7 В корне слова проверяй непроизносимые согласные! Солнце – солнышко Устно – уста Поздний – опоздал Лепестки – лепесток Ненастный – ненастье Праздник – празден Грустный – грустит Местность –место счастливый – счастье сердце – сердечко здравствуй – здравие звездный – звезды гигантские – гиганты радостный – радость чудесный – чудесен опасный – опасен вкусный – вкусен прекрасный – прекрасен ужасный – ужасен интересный – интересен

Таблица 8 Разделительные знаки. ъ ь пиши после приставки пиши перед окончанием и в корне объявление семья съездил веселье подъем вьет въехал пьет съемка вьюга необъятные предъюбилейный съезд соловьи подъезд воробьи въезд свиньи разъезд деревья объезд ульи отъезд ручьи съел муравьи объел братья подъел друзья взъерошенный перья съежился ненастье объединение чья? чьи? Я вью пью лью Ты вьешь пьешь льешь Он вьет пьет льет

Результативность работы