Организация занятий физической культурой с учащимися разных медицинских групп.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексная оценка состояния здоровья обучающихся.
Advertisements

Особенности работы с учащимися с ослабленным здоровьем Галанцева М.А., учитель физической культуры.
Обзор программ дошкольного образования СМГ при заболеваниях разного характера Выполнил: Магистрант 1 курса ФР Андрей Максимов.
Подготовительная медицинская группа. В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся,
Автор : Козулин Даниил, 5 класс МОУ СОШ 12 с УИОП с УИОП Научный руководитель : Хромова Ирина Евгеньевна, учитель биологии СКОЛИОЗ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
ГБОУ ВПО ЧГМА Состояние здоровья студентов 1 Курса педиатрического факультета по результатам медицинского осмотра за г. Преподаватель кафедры.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 63» Проект программы «Здоровье детей – забота семьи и школы»
Особенности проведения уроков физической культуры с детьми, отнесенными по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.
Выполнили ученики 8 «В» класса МОУ «СОШ 82» ОСАНКА. Заболевания ОДС и их профилактика.
Лечебно-оздоровительная физкультура Бессмертных Елена Борисовна Учитель физической культуры МОУ Октябрьская СОШ.
Осанка, её профилактика, методические рекомендации.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе I ступени обучения. Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе I ступени обучения.
Кружок «Хатха-йога» Инструктор по физической культуре МКДОУ Бутурлиновский д/с общеразвивающего вида 1 Тузикова С.В.
Как средство профилактики заболеваний опорно - двигательного аппарата.
Понятие «Осанка» ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
1 Занятия лечебной физкультурой в кружке «Здоровейка» в условиях детского сада общеразвивающего вида. Исполнитель: Инструктор по физической культуре Рочева.
Презентация Выполнил ученик 3 «А» класса Данилов Даниил.
Модели работы по организации дифференцированного обучения физической культуре школьников, отнесенных по состоянию здоровья к различным медицинским группам.
Выполнил а : Инзер Е.Г. Учитель физической культуры МОУ «Гимназия 10» г. Твери.
Транксрипт:

Организация занятий физической культурой с учащимися разных медицинских групп

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие: Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля диагностируемых болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, лет – 3 диагноза, лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Разделение учащихся на медицинские группы Медицинские группы для занятий физической культурой в ОУ Основная 1-2 группа здоровья 80-86% Подготовительная 2 группа здоровья 10-11% СМГ 3 группа здоровья 3-7% Освобожденные 4 группа здоровья 1-2%

Характеристика медицинских групп учащихся при занятиях физической культурой Характеристика медицинской группы Допустимая физическая нагрузка и основные рекомендации Основная (I-II) Обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии и физической подготовленности Занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме; занятия в одной из спортивных секций; участие в соревнованиях и тестовых испытаниях, соответствующих возрасту Подгото- витель- ная (II) Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья Занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплексов двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. Дополнительные занятия для повышения уровня ОФП. Сдача контрольных испытаний и норм без учета времени. При отсутствии противопоказаний разрешаются тестовые испытания, участие в соревнованиях учебного заведения и посещение с разрешения врача спортивной секции со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок

Характеристика медицинских групп учащихся при занятиях физической культурой Характеристика медицинской группы Допустимая физическая нагрузка и основные рекомендации Специаль ная (III) Подгруппа «А» – дети и обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера после травм и перенесенных заболеваний, требующие ограничения физических нагрузок, но допущенные к выполнению учебной и производственной работы в учебных заведениях с последующим переводом в подготовительную группу по показаниям здоровья и физического развития Занятия в учреждениях образования по специальным учебным программам, утвержденным директором и согласованные с органами здравоохранения (кабинетом лечебной физкультуры, врачебно- физкультурным диспансером и др.). Наполняемость групп не должна превышать человек (Письма Минобразования 2514 (0127) и 34-М от г. «О снижении наполняемости в спецмедгруппах» СПЕЦИАЛЬНАЯ «Б» – дети и обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенные к теоретическим учебным занятиям Занятия в кабинете ЛФК местной поликлиники, врачебно-физкультурном диспансере, а также индивидуально по согласованию с лечащим врачом

Распределение учащихся 700 ОУ России по медицинским группам в 2003 г.

Основная группа Уроки физической культуры (учителя физкультуры) Спортивные секции и кружки в ОУ (учителя физкультуры, тренеры, педагоги ДО, общественники) Группы в ДЮСШ, ДЮКФП и ДТ (тренеры, педагоги ДО) Участие в соревнованиях (учителя физкультуры, тренеры, педагоги ДО, общественники) Группы корригирующей гимнастики в ОУ (учителя физкультуры, инструкторы ЛФК)

Подготовительная Уроки физической культуры (учителя физкультуры) Группы ОФП и здоровья в ОУ (учителя физкультуры педагоги ДО, общественники) Группы ОФП и здоровья в ДЮКФП и ДТ (педагоги ДО) Группы корригирующей гимнастики в ОУ (учителя физкультуры, инструкторы ЛФК)

СМГ Обязательные: на уроках ФК или в СМГ (учителя физкультуры) Дополнительные: ЛФК в лечебных и профилактических учреждениях (инструкторы ЛФК) Дополнительные: в группах корригирующей гимнастики в ОУ (учителя физкультуры, инструкторы ЛФК)

Освобожденные ЛФК в лечебных и профилактических учреждениях (инструкторы ЛФК)

Специальной медицинской группой (СМГ) называется группа детей, выделенных из общего числа учеников класса для занятий физической культурой по отдельной программе, на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, препятствующего занятиям физическими упражнениями по общей программе (они составляют 10-15% от общей численности учащихся) Инструктивное письмо МО РФ от 31 октября 2003 г. N /123

Организация занятий с учащимися СМГ Занятия планируются в расписании и проводятся до или после уроков из расчета 2 раза в неделю по 45 мин, или 3 раза в неделю по 30 мин Группы учащихся, отнесенных к СМГ, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача и оформляются приказом директора школы. Минимальное число учащихся в группе – 10 человек (инстр. письмо МП СССР от г. 34-М «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах школьников для занятий по физической культуре») (Метод. письмо 105/33-24 от г.) Сборник приказов и инструкций МП СССР 21 за 1987 г.

К проведению занятий с учащимися СМГ привлекаются учителя физической культуры, имеющие физкультурное образование и прошедшие специальные семинары, организуемые на базе институтов повышения квалификации работников образования и физкультурных диспансеров Оплата труда учителей должно производиться в соответствии с их тарификацией по ставкам заработной платы Расходы на проведение указанных мероприятий в пределах имеющейся экономии денежных средств по фонду заработной платы учителей школы

Возможно также проведение занятий с учащимся СМГ на уроках физической культуры вместе со школьниками основной и подготовительной группы по индивидуальным программам (с учетом показаний и противопоказаний при заболеваниях каждого ученика) Для чего необходимо разработать систему индивидуальных (групповых) карточек-заданий

Некоторые обязанности учителей, ведущих занятия с учащимися СМГ: систематически вести наблюдения за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления, по ЧСС; в плановом порядке проводить контрольные испытания для учета эффективности занятий; приучать школьников к систематическому ведению дневника самоконтроля и проверять его заполнение

ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНИХ ПРИЗНАКОВ УТОМЛЕНИЯ Внешние признаки утомления Небольшое утомление Среднее утомление Выраженное утомление (переутомление) Окраска кожи Легкая гиперемия Значительная гиперемия Побледнение и синюшность Потливость НезначительнаяБольшая Чрезмерная Выражение лица Спокойное НапряженноеСтрадальческое Характер дыхания Учащенное, ровное Учащенное, периодические глубокие вдохи и выдохи Резкое учащенное, поверхностное и аритмичное Координация движений, внимания Четкое, бодрое выполнение команд Неуверенные движения, покачивания, нечеткое выполнение заданий Дрожание конечностей, частые покачивания, отставание в ходьбе от группы Жалобы Нет На усталость, боль в мышцах, сердцебиение На головокружение, головную боль, шум в ушах, тошноту, слабость

Документы, регламентирующие работу с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) Методические рекомендации «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе» (Метод. письмо 105/33-24 от г.) Сборник приказов и инструкций МП СССР 21 за 1987 г. Методические рекомендации по оцениванию и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой (Письмо Минобразования России от 31 октября 2003 г. N /123 Рипа М. Д., Велитченко В. К., Волкова С. С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе/Под ред. М. Д. Рипы – М.: Просвещение, – 175 с.

Показания и противопоказания при различных заболеваниях школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе Заболевания Противопоказания и ограничения Рекомендации Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением Общеразвивающие упражнения (ОРУ), охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) Упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания, особенно удлиненного выдоха Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) Значительно снижается объем и интенсивность упражнений, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение При проведении ОРУ особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин – первый год обучения, мин – второй год обучения Нарушения нервной системы Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии, на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д. Дыхательные упражнения, водные процедуры, упражнения аэробного характера Органы зрения Исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове Гимнастика для глаз, аэробные упражнения Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки

Группы корригирующей гимнастики - это дополнительные занятия для всех детей, в том числе и относящихся к основной медицинской группе здоровья, но имеющих отклонения в опорно- двигательной системе. - это занятия специальной гимнастикой, развивающие, укрепляющие и доводящие до автоматизма способность к длительному удержанию тела в правильном положении, их необходимо проводить (организованные педагогом и самостоятельные) ежедневно

Соотношение третьеклассников, занимающихся в группах корригирующей гимнастики и ЛФК к числу учащихся, имеющих отклонения в ОДС

Нарушения ОДА у современных школьников Специалисты НИИ травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера (А. А. Потапчук, М. Д. Дидур, 2001) наблюдая за ленинградскими школьниками в 1963 г.выявили нарушение осанки только у 26,4% детей. За последние 30 лет количество таких школьников резко увеличилось (сейчас их от 60 до 80% по данным разных исследований). Распространенность плоскостопия составляет сегодня 40%, что также в 3 раза больше, чем в начале 60-х годов (15%). Г. Б. Чижевский и Н. Н. Сайкинова (2002) проверяя состояние ОДА у детей г. Перми в динамике с 1991 по 1999 гг. отмечают, что распространенность дефектов осанки среди учащихся возросла в 2,7 раза.

Н. О. Сапунова, Н. А. Скоблина (2002) в г. Долгопрудном Московской области отмечали среди обследованных дошкольников у 66% детей нарушение осанки, у 29% - уплощение стопы и у 24% - плоскую стопу. М. А. Степкина и соавт. (2002), обследуя школьника г. Омска выявили, что среди детей младшего школьного возраста только 19,5% не имеют отклонений в состоянии ОДА. Г. И. Стунеева, В. А. Кирюшин (2002), обследую более 14 тысяч школьников г. Рязань, выявили, что болезни костно- мышечной системы занимали третье ранговое место среди всех патологий.

Организация занятий в группах корригирующей гимнастики Организованные занятия проводятся во внеурочное время 2 раза в неделю по 45 мин Посещать группу ребенок может в течение года, полутора лет, или постоянно, все зависит от состояния его ОДС (от назначения врача) Группы корригирующей гимнастики вполне могут посещать и те дети, кто занимается в спортивных секциях и группах, но имеет нарушение осанки

В школьные группы корригирующей гимнастики чаще всего попадают дети, имеющие нарушения осанки, т.е. нефиксированные изменения опорно- двигательного аппарата (предболезнь) Дети, имеющие статические деформации опорно-двигательного аппарата, соответствующие наличию необратимых или трудно обратимых нарушений осанки (болезнь) должны заниматься ЛФК в лечебно- профилактических учреждениях и могут быть направлены для занятий в СМГ (и дополнительно в школьную группу корригирующей гимнастики) врачом после необходимых положительных изменений в состоянии здоровья

Нефиксированные изменения опорно- двигательного аппарата Нарушения осанки во фронтальной плоскости: одно- и двухстороннее (С или S); измененный отдел позвоночника (шейный, грудной, поясничный, крестец); нарушение положений таза и разновеликость ног. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости: увеличение физиологической кривизны позвоночника (сутулая спина, круглая спина, кругловогнутая спина); уменьшение физиологической кривизны позвоночника (плоская спина, плосковогнутая спина).

Функциональная недостаточность стоп: вальгирование (прогибание внутрь) стоп под нагрузкой; слабость мышц свода стопы (определяется по пробам); ухудшение эластических свойств связок (определяется по результатам пассивного исследования объема движений в суставах стоп); ощущение тяжести в ногах; пастозность (отечность) голени; болевые ощущения.

Статические деформации опорно- двигательного аппарата: Сколиоз (сколиотическая осанка, сколиотическая болезнь). Кифоз (юношеский кифоз, болезнь Шейерманна- Мау). Лордоз (спондилолистез). О и Х-образные деформации ног (в области тазобедренного, коленного и голеностопного суставов). Анатомическая разновеликость ног; Признаки соединительно-тканных дисплазий; Плоскостопие.

Занятия в группах корригирующей гимнастики следует проводить с использованием элементов современных видов гимнастики оздоровительно-кондиционной направленности (Ю. В. Менхин, А. В. Менхин, 2002): ритмической гимнастики (1-11 классы); аэробики (8-11 классы – для детей основной медицинской группы), шейпинга (10-11 классы - девушки), атлетической гимнастики (10-11 классы); при наличии в образовательном учреждении бассейна – водной гимнастики («аквааэробики», «акваданс») (1-11 класс, кроме детей подготовительной и СМГ, имеющим противопоказания к занятиям в бассейне); восточных систем оздоровительной гимнастики (1-11 класс); оздоровительного фитнеса (10-11 класс) и фитбол- гимнастики (А. А. Потапчук, М. Д. Дидур, 2001).

Проведение занятий в группах корригирующей гимнастики оплачивается дополнительно, как работа факультатива, и оформляться приказом по школе Занятия в группах корригирующей гимнастики (как и занятия с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к спецмедгруппе) должны проводить только учителя, имеющие специальное (физкультурное или медицинское) образование и прошедшие курсы повышения квалификации (1 раз в 5 лет) При прохождении курсов повышения квалификации они должны получить подготовку по ведению занятий в группах корригирующей гимнастики и/или СМГ.

Занятия с детьми в группах корригирующей гимнастики не дадут положительного эффекта без привлечения к оздоровительной работе родителей. В первую очередь это будет просветительская деятельность. Они должны иметь понятие об осанке и ее нарушениях, о функциональной недостаточности стоп, знать методы профилактики нарушений осанки у детей.

Правильный статико-динамический режим (А. А. Потапчук, М. Д. Дидур, 2001) Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком». Приходя из школы, ребенок после обеда, должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа, для того чтобы нормализовать статус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положения обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий – 20 минут, оптимальная – 40.

Необходимо правильно организовать рабочее место, освещение должно быть рассеянным и достаточным. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям: высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза; высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол в 90º; желательно иметь опору для шейного и грудного отдела позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме.

Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Основные требования для рабочей позы во время занятий – максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени над стулом на одном уровне (в голеностопный, коленных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом или небольшим тупым углом); равномерная опора на обе половины таза; между грудью и столом – расстояние от 1,5 до 2 см; предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола – около 30 см; при письме тетрадь повернута на 30º, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме – когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза – когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушению осанки. Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статической позой. Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».

Возобновление занятий физической культурой после перенесенного заболевания Сроки возобновления занятий представлены в таблице (В. П. Войтехович и соавт., 1998). После окончания срока освобождения от физической культуры учащиеся временно занимаются в подготовительной группе на уроках в своем классе. Время пребывания в подготовительной (или СМГ, если назначена) определяется врачом, как и перевод школьника из группы в группу.

Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после некоторых острых заболеваний Наименование болезни Сроки с начала посещения ОУ Примечание Ангина 1-2 недели В последующий период опасаться охлаждения (лыжи, плавание) Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей 1-2 недели Острый отит 2-4 недели Пневмония 1-2 месяца Плеврит 1-2 месяца Грипп 1-2 недели Острые инфекционные заболевания 1-2 месяца При удовлетворительных результатах функциональной пробы ССС (20 приседаний) Острый нефрит 1-2 месяца Гепатит инфекционный 6-12 месяцев После 6 месяцев вопрос решается индивидуально в зависимости от тяжести заболевания Аппендицит (после операции) 2 недели – месяц Перелом костей конечностей 1,5-3 месяца и более при переломах костей нижних конечностей Обязательно продолжение ЛФК, начатой в период лечения Сотрясение мозга 1-2 месяца и более, до года В зависимости от тяжести состояния и характера травмы

Комплексный подход к здоровьесбережению включает целый ряд необходимых компонентов: Соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса. Проведение физкультурно-оздоровительной работы. Соблюдение рационального режима дня школьников. Организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам. Мониторинг состояния здоровья. Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.

Оценивание и аттестация учащихся СМГ «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». Письмо Министерства образования Российской Федерации от г /13.7.

Список рекомендуемой литературы: Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолого- социальный институт, – 240 с. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования/Под ред. М. М. Бузруких, В. Д. Сонькина. – М.: московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, – 380 с. Лапицкая Е.М. Физкультура для детей/под ред. М.М. Безруких. – М: Эксмо, 2009 г.(Растим первоклашку). – 176 с. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб.: Речь, – 166 с. Рипа М. Д., Велитченко В. К., Волкова С. С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе/Под ред. М. Д. Рипы – М.: Просвещение, – 175 с. Каинов, А. Н. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп [Текст]: рекомендации, планирование, программы / А. Н. Каинов, И. Ю. Шалева. – Волгоград : Учитель, 2009.

Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лекарства мира не в состоянии заменить действия движения Симон Андре Тиссо

Благодарю за внимание! Вопросы и предложения по сотрудничеству можно направлять на эл. адрес: или по телефону: служ./факс: моб.: