Стилистический анализ Громова В.И., к.ф.н., доцент кафедры филологического образования СарИПКиПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Advertisements

Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Стилистика Языковые средства стилей Стили литературного языка. Типы речи 9 класс Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Стили речи русского языка. Стили речи Разговорный Научный Художественный Публицистический Официально - деловой.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля. Д.Свифт.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ Стили речи merelenko-su.uCoz.ru. Научный стиль Где используется научный стиль? Учебник Статья Доклад Диссертация Научная монография Энциклопедическая.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Научный стиль
Транксрипт:

Стилистический анализ Громова В.И., к.ф.н., доцент кафедры филологического образования Сар ИПКиПРО

Стиль это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.

Научный стиль Доминанта - понятийная точность. Цель функционирования - сообщение и, может быть, общение, фиксация результатов познания. Сфера функционирования - сфера науки и обучения.

НС Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. В научном стиле выделяются несколько подстилей: собственно-научный, научно- популярный, научно-учебный.

НС на уровне лексики: насыщенность терминами данной науки; использование слов с абстрактным значением (закон, число, предел, свойство), отглагольных существительных со значением действия (переработка, приземление, использование); употребление слов в прямых значениях, отсутствие образных средств; частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей (сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому);

НС на уровне морфологии: редкое использование личных местоимений Я и ТЫ и глаголов в форме 1-го и 2-го лица ед. числа; специальные приемы авторизации авторское «мы», неопределённо-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...); использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

на синтаксическом уровне: употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений; отсутствие восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений; частые цитаты, ссылки; использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

НС Основные типы речи – рассуждение, описание. Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия. НС

Деловой стиль Доминанта - точность, не допускающая инотолкований; громоздкость Цель функционирования - функция сообщения Сфера функционирования - сфера социального регулирования, сфера документов

ДС Официально-деловой стиль используется в сфере правовых, служебных, производственных отношений. Основные внеязыковые особенности официально-делового стиля - точность; стандартизированность; долженствующий, предписывающий характер.

ДС а) на лексическом уровне: - активное использование слов в их прямом значении, - активное употребление стандартных оборотов, устойчивых словосочетаний без эмоциональной окраски;

ДС б) на морфологическом уровне: употребление отглагольных существительных в форме родительного падежа, использование кратких прилагательных, отыменных предлогов и союзов, использование существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии;

ДС в) на синтаксическом уровне: активное использование осложненных простых предложений (наличие однородных членов предложения, обособленных оборотов), г) отсутствие образных средств языка.

Публицистический стиль Доминанта - социальная оценочность Цель функционирования - воздействие и сообщение Сфера функционирования - речь публичная, как правило, рассчитанная на массовую коммуникацию

ПС Публицистический стиль используется в текстах, имеющих общественно-экономический, политический и культурологический характер. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

ПС на уровне лексики: широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики; использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной; использование образных средств; акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации; частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках).

ПС на уровне морфологии и синтаксиса: активное использование личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола; неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями; употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов; использование обращений;

ПС частые лексические и синтаксические повторы; активное употребление существительных в родительном падеже в роли несогласованного определения; использование сложных синтаксических конструкций; наличие вводных слов и предложений. Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

Художественный стиль Доминанта - образность и эстетическая значимость каждого элемента текста Цель функционирования - воздействие (но особое) Сфера функционирования - сфера словесного искусства

ХС используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Задача – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Художественный стиль включает в себя и языковые, и внеязыковые особенности всех стилей речи.

Разговорный стиль Доминанта - минимум заботы о форме выражения Цель функционирования - общение Сфера функционирования - сфера повседневного, бытового общения

РС используется в устной разговорной речи. Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Задача этого стиля – общение, обмен впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, в разговоре – использование мимики и жестов.

РС на фонетическом уровне: высокая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ'ас], здравствуйте [(з)драс'т'и]); разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

РС на уровне лексики и словообразования: преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов; экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный); частое использование фразеологизмов;

РС на уровне морфологии: частое употребление личных местоимений; преобладание глаголов над существительными; редкое использование причастий, кратких прилагательных, деепричастий; несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур; употребление частиц, междометий; использование лица, времени и наклонения глагола в несвойственной ему форме и значении;

РС на синтаксическом уровне: употребление односоставных и неполных предложений, бессоюзных сложных предложений; частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений; употребление обращений; отсутствие сложных синтаксических конструкций; частое использование релятивов (да, нет, конечно).

Разговорная речь 1. то же, что разговорный язык; 2. любая речь, проявляющаяся в устной форме: научный доклад, лекция, выступление по радио, TV, бытовая речь, городское просторечие, территориальные диалекты; 3) любая устная речь городского населения; 4) бытовая речь городского и сельского населения.

Ошибки в сочинениях учащихся, обусловленные влиянием РР

Лексические ошибки 1. Лексическая бедность и отсюда частая повторяемость одних и тех же слов 2. Нарушение лексической сочетаемости 3. Употребление нелитературных и разговорных слов 4. Ненормативное словообразование

Морфологические ошибки 1. Объединение в однородный ряд полного и краткого прилагательного 2. Излишнее употребление местоимений, приводящее зачастую к непониманию 3. Неправильное образование притяжательного местоимения 3 л.мн.ч. 4. «Несогласование времен»

Синтаксические ошибки 1. Ненужная парцелляция 2. Недопустимая неполнота 3. Замена книжных конструкций разговорными 4. Использование разговорного порядка слов 5. Отрыв определительного придаточного с союзным словом который от определяемого существительного 6. Использование лишних местоимений

Стилистический анализ

Схема стилистического анализа 1. Какова сфера создания и применения текста (научно-технические учреждения и учебные заведения; управленческая; устные публичные выступления, газеты и журналы; искусство; обиходно-бытовая)?

Схема стилистического анализа 2. Какова форма изложения текста (письменная или устная; рассуждение; деловой документ; публичное выступление; беседа) и содержание (например: определение понятия или описание чего-нибудь; закон, протокол; политическое освещение; повествование, рассказ о чем-то; характеристика; сообщение о бытовых делах)? Схема стилистического анализа

3. Какова функция (назначение) текста (для чего написан текст: сообщения; сообщения и общения; сообщения и воздействия; воздействия; общения)?

Схема стилистического анализа 4. Назовите стиль текста и его разновидность (научный – научно- популярный, научно-художественный; деловой – правительственные постановления, законы; публицистический – передовая, очерк, ораторская речь; художественная речь – рассказ, повесть, поэма; профессиональный или обиходный разговор, просторечие). Схема стилистического анализа

5. Укажите характерные особенности в содержании и стиле текста (логичность и отвлеченность; трафаретность и предписывающий характер; убедительность и экспрессия; образность и субъективность; субъективность и неточность).

Схема стилистического анализа 6. Перечислите языковые средства достижения этих особенностей (фонетические, лексические, синтаксические средства и речевые приемы). 7. Заключение. Схема стилистического анализа