Методика подготовки к ЕГЭ по литературе Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н., зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Advertisements

Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен по литературе в 2011году.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Характеристика структуры и содержания КИМ по литературе ГИА 9 класс.
Изменения КИМ ЕГЭ 2012 года и системы оценивания аттестационных работ выпускников по литературе Санкт-Петербург.
Афанасий Афанасьевич Фет ( ). На заре ты ее не буди На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
2 Софья Львовна Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ А.С. ПУШКИНА «К ЧААДАЕВУ» Подготовила ученица 9 «А» класса Машукова Ксения.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Сочинение по литературе 2015 МКОУ «ИГАЛИНСКАЯ СОШ»
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
ЛИТЕРАТУРА © Иванченко Татьяна Ильинична, ЛИТЕРАТУРА Жанры литературы Роды художественной литературы Язык художественной.
Транксрипт:

Методика подготовки к ЕГЭ по литературе Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н., зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО 2010

Содержание КИМов Кодификатор 2010 года в полном объеме содержит элементы проверяемого содержания, названные в обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования, включенного в стандарт профильного уровня.

Перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор 2010 г. (профильный уровень) В раздел «Сведения по теории и истории литературы» добавлены следующие термины и понятия: художественное время и пространство, поэтика, авторский замысел и его воплощение, постмодернизм, песня, фабула, внутренняя речь, сказ, дольник, акцентный стих, верлибр, литературная критика.

2. В раздел «Из литературы первой половины XIX века» добавлены следующие стихотворения: - А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»; - М.Ю. Лермонтов. «Валерик». 3. В раздел «Из литературы второй половины XIX века» добавлены следующие произведения: -Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней...», -М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение); -Н.С. Лесков. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого). 4. В раздел «Из литературы конца XIX – начала XX веков» добавлен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой». 5. В раздел «Из литературы первой половины XX века» добавлены следующие произведения: - Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов); - А.П. Платонов. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого); - А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Структура заданий: 3 части.

Часть 1 Анализ художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения): 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов; 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2), требующие написания ответа в объеме 5 – 10 предложений.

Часть 2: Анализ художественного текста (лирическое произведение): 5 заданий с кратким ответом (В) 2 задания с развернутым ответом (С3 – С4) в объеме 5–10 предложений.

«Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме)». /из текста задания/

Часть 3 Письменный развёрнутый аргументированный ответ на один из трех предложенных проблемных вопросов (в жанре сочинения объемом не менее 200 слов).

Время на выполнение - 4 часа (240 минут). Рекомендация: на части 1, 2 – не более двух часов, на часть 3 – два часа.

Текст 1 части (демоверсия 2010 г.) Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца. Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем... Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: "Ага, чертов фриц, заблудился?" Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: "Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру". Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника –

. командира дивизии К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: "Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде". А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: "Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть". Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: "Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить". И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения. (М.А. Шолохов, «Судьба человека».)

Вопросы 1 части В1 Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в "Судьбе человека". реализм В2 Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова. рассказ ВЗ "Судьбу человека" называют "свернутым эпическим полотном". Назовите шолоховский роман-эпопею, представляющий собой "большой" эпос и также отображающий судьбу человека в Истории. «Тихий Дон» В4 В приведенном фрагменте повествование ведется от лица героя, речь которого насыщена элементами разговорного стиля. Как называется такой персонаж? рассказчик

В5 Эпизод встречи героя с командиром дивизии перекликается со сценой у лагерь фюрера Мюллера, назвавшего Андрея "настоящим русским солдатом". Как называется резкое противопоставление различных жизненных явлений в художественном произведении? антитеза В6 Описывая события, герой передает свой разговор с молодым солдатом и с командиром дивизии. Укажите соответствующую форму общения между персонажами в художественном произведении. диалог B7 Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении ("упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем", "губы дрожат, не повинуются" и т.п.)? психологизм

Задания С1 и С2 С1 Как автору удалось передать особенности русского характера в приведенном фрагменте «Судьбы человека»? C2 В каких произведениях русской классики звучит тема солдатского подвига и в чем эти произведения можно сопоставить с шолоховским произведением?

Текст 2 части ВЕЧЕР Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, – Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. (А.А. Фет, 1855 г.)

Вопросы 2 части В8 «Далеко, в полумраке, луками //Убегает на запад река...". Как называется художественное описание природы в литературном произведении? пейзаж В9 К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака"? сравнение В10 Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"? Метафора /или олицетворение/ B11 Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "рощей немою" и т.п.). эпитет В12 Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер"? анапест

Задания С3 и С4 C3 Почему А.А. Фета часто называли "певцом мгновенья"? C4 Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?

Задание 3 части (1 из 3-х) Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. С5.1 Почему именно глава «Фаталист» завершает «историю души человеческой» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? C5.2 В чем близки и одновременно непохожи друг на друга Дикой и Кабаниха? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) C5.3 Что придает трагизм теме Родины в лирике С.А. Есенина?

Критерии оценивания заданий С1 и С3 Точность и полнота ответа Баллы а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют 3 б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста и/ или допускает одну фактическую ошибку 2 в) экзаменуемый упрощенно понимает задание,рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и /или допускает 2 фактические ошибки/ 1 г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок 0

Критерии оценивания заданий С2 и С4 Точность и полнота ответа Баллы а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей или называет не менее двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (две и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют 3 б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (1 позиция сопоставления), указывая произведение и автора; дает неполное обоснование сопоставления и/ или допускает 1 фактическую ошибку 2 в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (одна позиция), но приводит материал неполно (без фамилии автора или без названия произведения), и/или не дает содержательного обоснования, и / или допускает 2–3 фактические ошибки 1 г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей 0

Критерии оценивания заданий части 3 (С5.1,С5.2,С.5.3) Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка 2 выставляется «0» баллов. /…/ При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения; фактические ошибки отсутствуют 3 б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не во всех случаях подкрепляя суждения необходимыми доводами и выводами, и / или допускает 1–2 фактические ошибки 2 ) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3–4 фактических ошибки 1 г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей 0

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями Баллы а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов 3 б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала, не объясняет функциональной роли тех или иных литературных приемов 2 в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала 1 г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала 0

3. Обоснованность привлечения текста произведения а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) 3 б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом 2 в) текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария 1 г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0

4. Последовательность и логичность изложения Баллы а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов 3 б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания 2 в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе 1 г) грубые нарушения последовательности, необоснованные повторения, отсутствие связи между частями и внутри частей, и / или общей логики высказывания 0 5. Следование нормам речи а) допущена 1 речевая ошибка 3 б) допущено 2 – 3 речевые ошибки 2 в) допущено 4 речевые ошибки 1 г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) 0 максимальный балл 15

Изобразительно- выразительные средства в художественном произведении (кодификатор): эпитет, сравнение, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс

Формулировки в заданиях: Эпитет: образное, эмоциональное определение предмета; Сравнение - художественный прием, основанный на явном, открытом уподоблении предметов и явлений Метафора - прием внутреннего, скрытого сопоставления предметов и явлений, делающий картину образной, многомерной Олицетворение - перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы

Стиховедение (кодификатор): Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа.

Системы стихосложения: силлабическая силлабо-тоническая Тоническая

Стопа – «единица длины» стиха - повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе. Ритм - периодическое повторение каких- либо однородных элементов текста через равные промежутки.

Стихотворные размеры. Хорей - двухсложный с ударением на первом слоге: /- /- /- /- БУ ря мгл Ою н Ебо кр Оет… / - / - / - / - Ямб – двухсложный с ударением на втором слоге: -/ -/ -/ -/ ПорА, порА, рогА труб Ят… - / - / - / - /

Дактиль – трехсложный с ударением на 1-м слоге: /- - /- - /- ВЫрыта з Аступом Яма глуб Окая / - - / - - / - - / - - Амфибрахий – трехсложный с ударением на 2-м слоге: -/- -/- -/- В глуб Окой тесн Ине Дарь Яла… - / - - / - - / - Анапест - трехсложный с ударением на 3-м слоге: --/ --/ --/ Разъезж Аются г Ости дом Ой… - - / - - / - - /

Пиррихий – пропуск ударения в стопе: Белеет парус одинокий - / - / / - В тумане моря голубом!.. - / - / / Спондей – «лишнее» ударение в стопе: Что ищет он в стране далёкой? / / - / - / - / - Что кинул он в краю родном?.. / / - / - / - /

Гекзаметр – шестистопный дактиль с цезурой (паузой) после ударения в третьей стопе. Иногда – со стяжением в первой стопе: Гн Ев, бог Иня, восп Ой // Ахил Есса, Пел Еева с Ына / (-) - / - - / - - / - - / - - / -

Вольный (неравностопный) стих - разновидность силлабо-тонического стиха с непостоянным числом одинаковых стоп в стихе, причём стихи неравной длины сочетаются свободно (чаще всего «вольные ямбы» - в баснях и др.) Проказница-мартышка, - / / - Осел, - / Козел, - / Да косолапый Мишка / - / - Затеяли сыграть квартет… - / / - /

Дольник (паузник) - стихотворный размер, занимающий промежуточное положение между силлабо-тонической и чисто тонической системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием сильных и слабых слогов, но объём интервалов, в отличие от силлабо-тонических размеров, не постоянный и колеблется в диапазоне 12 слогов. Смуглый отрок бродил по аллеям, / - / - - / - - / - У озёрных грустил берегов, - - / - - / - - / И столетие мы (..) лелеем - - / - - / (-) - / - Еле слышный (..) шелест шагов. / - / - (-) / - - / (А.Ахматова)

Акцентный (тонический) стих - вид свободного стиха, его ритм основан на более или менее равном количестве ударений в строке при переменном числе безударных слогов между ними. Сл Ушайте, тов Арищи пот Омки, агит Атора, горл Ана-главарЯ. ЗаглушА по Эзии пот Оки, я шагнУ через лир Ические т Омики, как жив Ой с жив Ыми говорЯ. В.Маяковский

Белый стих стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: Приди открой балкон. Как небо тихо; Недвижим теплый воздух, ночь лимоном И лавром пахнет, яркая луна Блестит на синеве густой и темной, И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..» А далеко, на севере в Париже Быть может, небо тучами покрыто, Холодный дождь идет и ветер дует. А нам какое дело? слушай, Карлос, Я требую, чтоб улыбнулся ты... А.С. Пушкин "Каменный гость"

Свободный стих (верлибр) – стих, не имеющий размера, жёсткой ритмической и рифмовой композиции, делится на стихотворные строчки только по интонационному признаку. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют его от строгих стихотворных форм.

Она пришла с мороза, - / - / - / - Раскрасневшаяся, - - / Наполнила комнату - / - - / - - Ароматом воздуха и духов, - - / - / / Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. (А.Блок)

Рифма: точная, приблизительная богатая, бедная мужская – ударение на последнем слоге женская – ударение на предпоследнем слоге дактилическая – ударение на 3-м слоге с конца гипердактилическая - ударение дальше третьего от конца слова слога белый стих – стихи без рифмы

Рифмовка: смежная (парная) – аабб перекрестная – абаб охватная (опоясывающая, кольцевая) - абба

Строфа - группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.

Двустишие: простейший вид строфы из двух стихов, обычно синтаксически и интонационно законченных (отличать от двух строк со смежной рифмой в других строфах). Всех, кто утром выйдет на простор, Сто ворот зовут в сосновый бор. Меж высоких и прямых стволов Сто ворот зовут под хвойный кров. С.Маршак

Трехстишие: Терцет - трехстишие с видами рифмовки: ААА или ААБ ВВС ДДГ и т.д Терцетами написана «Божественная комедия» Данте: Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

Пятистишия - Четверостишие с удвоенным 3-м или 4-м слогом с рифмовкой АБААБ или АБАББ Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

Октава - восьмистишная строфа с системой рифмовки аб аб аб сс. Четырестопный ямб мне надоел: Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пущусь на славу! Ведь рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут. А.С.Пушкин

Онегинская строфа - 14-строчная строфа с рифмовкой: AAбб ВВгг ДееД жж (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными мужская).

Анализ поэтического текста Возможные варианты заданий

К ЧААДАЕВУ Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! 1818 Александр Пушкин

В8 Поэтическая мысль в стихотворении развивается от прошедшего через настоящее к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться? Глагол В9 С каким из слов первого четверостишия соотносится слово «упованье»? Надежда надежды В10 Укажите название синтаксического средства, которое используется в строках «Мой друг, отчизне посвятим», «Товарищ, верь: взойдет она» и делает стихотворение эмоциональным. Обращение В11 Выпишите из последнего предложения перифрастический оборот (перифразу), придающий речи особую выразительность. Звезда пленительного счастья В12 Определите жанр этого стихотворения. Для этого обратите внимание на название, на интонационные особенности последних двух предложений. Послание дружеское послание

С3 Какую роль в стихотворении Пушкина играет мотив сна и пробуждения? С4 Какие еще стихотворения о свободе вам известны и как они перекликаются со стихотворением «К Чаадаеву»?

Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец – Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец. 28 октября 1887 (А. А. Фет)

В8 В стихотворении сопоставлены реальный мир, для которого характерны такие образы, как «тоскливый сон», «бой бестрепетных сердец», «язык немеет», и чудесный мир поэтического творчества, которым владеет только «избранный певец». Для какого литературного направления характерно такое противопоставление реального и воображаемого миров? романтизм В9 В первой и третьей строках стихотворения можно заметить сходное синтаксическое построение предложений, создающее единый поэтический образ («Одним толчком согнать ладью живую…» и «Одной волной подняться в жизнь иную…»). Как называется такое сходное расположение элементов речи? параллелизм В10 В стихотворении многократно нарушается прямой порядок слов («ладью живую», «жизнь иную», «певец лишь избранный» и др.), что придает поэтической речи особую выразительность. Как называется такая стилистическая фигура? инверсия В11 Выпишите из первой строфы три слова-образа (в именительном падеже), которые созвучны стихотворению М. Ю. Лермонтова «Парус». ладья, волна, ветр ветер В12 В строке «Чужое вмиг почувствовать своим…» говорится о способности поэта передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Какому литературному роду свойственна эта черта? лирика

С3 В чем размышления А. А. Фета о поэтическом даре созвучны характерной для его лирики философии красоты? С4 Чем стихотворение А. А. Фета обогащает вечную для русской лирики тему поэта и поэзии?

Как бронзовой золой жаровень, Жуками сыплет сонный сад. Со мной, с моей свечою вровень Миры расцветшие висят. И, как в неслыханную веру, Я в эту ночь перехожу, Где тополь обветшало-серый Завесил лунную межу. Где пруд как явленная тайна, Где шепчет яблони прибой, Где сад висит постройкой свайной И держит небо пред собой г. (Борис Пастернак)

В8 Перед вами стихотворение о природе и человеке. Единственное действие героя обозначается в тексте стихотворения глаголом, который сразу же оказывается многозначным благодаря своей включенности во фразеологизм. Выпишите из текста этот фразеологизм (глагол поставьте в начальную форму). Переходить в веру В9 В стихотворении многократно использован прием сравнения, основанный на уподоблении одного явления или предмета другому. Обычно в сравнении используется союз как (как бронзовой золой жаровень, пруд как явленная тайна). Но в последнем четверостишии использована еще одна форма сравнения – без союза. Какой падеж существительного позволяет выразить это сравнение? Творительный В10 Выпишите из стихотворения два словосочетания, которыми поэтически обозначаются цветы яблонь (цветущие яблони). Миры расцветшие, яблони прибой В11 Как называется использование звуковых повторов с целью звукоподражания или создания слуховой картины (как, например, в первой строке стихотворения)? Звукопись В12 Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова в начале строк (где…, где…, где…, где…). Анафора; единоначатие

Издания для подготовки, рекомендованные ФИПИ: Единый государственный экзамен Литература. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Э.А. Красновский, Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин – М.: Интеллект-Центр, Единый государственный экзамен. Литература. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н. А. Попова – М.: Вентана-Граф, ЕГЭ-2007: Литература / ФИПИ авторы-составители: С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н. А. Попова – М.: Астрель, Сдаем единый государственный экзамен: Литература / ФИПИ авторы составители: С.А. Зинин, Э.А. Красновский, Л.Н. Гороховская – М.: Дрофа, ЕГЭ Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Литература/ ФИПИ автор-составитель: С.А. Зинин – М.: Эксмо, 2007,2008.

ЕГЭ Литература: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ, автор- составитель: С.А. Зинин – М.: Эксмо, Единый государственный экзамен Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин – М.: Интеллект-Центр, Зинин С.А., Новикова Л.В., Марьина О.Б. Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ. М.: Изд-во «Русское слово», 2009.