Фольклор в нашей жизни Руководитель: Глинчикова М.А., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фольклор в нашей жизни. Цели проекта 1.Показать необходимость различных жанров фольклора в современности. 2.Развивать интерес к фольклорному наследию.
Advertisements

Детский фольклор пестушки считалки колыбельные песни заклички дразнил ки.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») поначалу охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную.
Литература Тема урока: Устное народное творчество.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГАЛКИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ МОУ «ООШ с. Междуречье»
Жизнь человека в русском фольклоре. Малые жанры фольклора (младенчество, детство). Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Пионерский Авдеева.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 города Кирово-Чепецка Муниципальное.
ФОЛЬКЛОР – народное творчество. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР Народное творчество для детей разного возраста – от самого их рождения.
Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.
Устное Народное Творчество. Фольклор Искусство народа, или фольклор (происходит от английских слов folk- народ, lore- мудрость, знание, то есть народное.
М АЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. Фольклор – в переводе с англ. «народная мудрость» – устное народное творчество. Термин введён в 1846 г. английским археологом.
Детский фольклор Работа : Шарофеевой Кати 7 В. Виды детского фольклора Пестушка - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Солнышко» «Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» Логопед Колпакова.
Опыт работы воспитателя: Гребневой Натальи Владимировны.
Устное народное творчество. Колыбельные Потешки Пестушки Скороговорки Считалки Зазывалки Загадки Пословицы ЗАДАНИЕЗАДАНИЕ.
Краткосрочный проект «Народный фольклор Южного Урала» (младшая группа) Краткосрочный проект «Народный фольклор Южного Урала» (младшая группа) воспитатель.
Малые жанры фольклора.. Колыбельная песня. Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые.
Устное народное творчество. (Фольклор) folk – «народ», lore – «знание, мудрость» Устно-поэтическое творчество народа, передаваемое из уст в уста; Все.
С.С.Хайбрахманова МБОУ «СОШ 10» Тема урока -повторить малые жанры фольклора; показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их.
Тема урока: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО». Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 241 Ларченко Светлана Валерьевна сентябрь.
Транксрипт:

Фольклор в нашей жизни Руководитель: Глинчикова М.А., учитель русского языка и литературы

Цели проекта 1. Показать необходимость различных жанров фольклора в современности. 2. Развивать интерес к фольклорному наследию нашей страны.

Основополагающий вопрос Жив ли фольклор в современном мире?

Гипотеза исследования Хотя термины «фольклор», «устное народное творчество» кажутся относящимися к глубокой древности, на самом деле большинство из нас постоянно, на протяжении всей жизни слышит, исполняет, а иногда и сочиняет фольклорные произведения.

Организация работы над проектом: 1. Знакомство с научно-популярными, художественными изданиями, интернет- ресурсами по теме проекта. 2. Сбор необходимых материалов для составления опросного листа. 3. Анкетирование учащихся 1 А,5А, 7А, молодых мам. 4. Определение наиболее актуального для школьников направления. 5. Посещение фольклорного ансамбля «Горница». 6. Наблюдение за тем, какую роль играют пословицы и поговорки в современной жизни. 7. Подведение итогов работы над проектом. 8. Оформление брошюры.

Социологический опрос: Что такое устное народное творчество? Какие жанры фольклора Вы знаете? Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни? Может ли быть интересно устное народное творчество Вашим ровесникам? Нужно ли нам изучать фольклор? Исполняют ли фольклорные произведения Ваши родственники, друзья? Возможно ли счастливое детство без народных сказок? Часто ли Вы читаете сказки? Назовите 2-3 сказки. Какие малые жанры фольклора Вам известны? Приведите любой пример колыбельной, считалки и др. жанров. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама? Возможны ли русские праздники без народных песен? Как вы думаете, нужен ли в современной жизни фольклор?

Фольклор -по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение впервые в одной из своих статей употребил в 1846 году английский историк Вильям Томсон. Термин приняли и в других странах.

Смеховые формы (пародии, анекдоты Детский фольклор Народный театр Лиричес. необрядовые песни Эпос (былина,бал- лада,сказка, ист.песня) Неска- сочная проза ( предания,легенды, бы- лички) Малые формы(пословицы,поговорки, загадки) Обряды (песни, заговоры, заклинания) Жанры УНТ Жанры УНТ

Характерныечерты фольклора Характерные черты фольклора Устная форма Коллективность Народность Вариативность Сочетание с другими видами искусства Непосредственный контакт исполнителя и слушателя

Глава 1 Детский фольклор Детский фольклор народное творчество для детей разного возраста от самого их рождения. Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а это жанр фольклора. Мы подрастали, начинал играть, используя песенки, считалки, загадки… Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли. У молодых родителей очень много дел. Ежедневно приходится совершать массу процедур, гулять, купать, кормить, развивать малыша. Каждый их день со временем становится похож на расписание. Как разнообразить их жизнь?

Колыбельные песни. Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. Киса, кисонька, коток, Киса-серенький хвосток. Приди, киса, ночевать. Приди Васеньку качать Уж как я тебе, коту, За работу заплачу – Дам кусок пирога И кувшин молока.

Пестушки. Подрастет ребенок, а его уже ждут новые приговорки и песенки – пестушки. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. «Потягунюшки, Порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки - ходунюшки А в ручки - хватунюшки, А в роток - говорок, А в головку - разумок».

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»). Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что вы ели? Кашку. Пили? Простоквашку. Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Попили, поели, шу-у-у… Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь

В.И. Даль писал: «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки Зимой и летом Одним цветом.

Наблюдая за явлениями природы и животными, малышу можно петь маленькие песенки или стихотворные приговорки - это заклички. Если вы наблюдаете с ребёнком за дождиком, расскажите ему такую закличку: Дождик, дождик, Лей ты пуще, Дам тебе я гуще, Земелюшка добра, Вырасти гриба! Если вы хотите рассказать малышу про животных, используйте следующие заклички: 1) Улитка, улитка, Покажи свои рога, Дам кусок пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепёшки. 2) Божья коровка, улети на небо, Принеси нам хлеба, Чёрного и белого Только не горелого!

Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить. От топота копыт Пыль по полю летит. На дворе трава, На траве дрова.

Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки. На золотом крыльце сидели: -царь, -царевич, -король, -королевич, -сапожник, -портной. Скажите, пожалуйста, кто вы такой?

Сказки – это короткие истории фантастического характера. Волшебные сказки

Возможно ли счастливое детство без народных сказок?

Домашний кукольный театр

Пословицы и поговорки Вся жизнь славянского народа, семейный быт и уклад запечатлелись в пословицах и поговорках. В одной строчке, порой, заключается уникальные данные.

Как вы думаете, что это?

Пословицы и поговорки на прихватках и варежках

Пословицы и поговорки на салфетках

. Но фольклор – это не только сказки для детей и взрослых, это и многочисленные песни. В них отразился весь колорит жизни крестьянина. А русские праздники не мыслимы без народных песен. Песни пели и когда работали в поле, и когда собирались на вечерние посиделки, и когда занимались рукоделием.