Способы отслеживания результатов педагогической деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческая самореализация личности школьника в условиях модернизации системы образования.
Advertisements

Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Образовательная технология «Портфолио » кафедра ООТ МИОО.
Актуальность. Проблемы. Реализация. Необходимость… Теоретические основы технологии портфолио.
Папка личных достижений ("Портфолио"). Портфолио Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Ф ИРСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
ПОРТФОЛИО КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ (материалы для дня открытых дверей ГОУ СОШ 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева)
«Портфолио» индивидуальные достижения учащихся. Portfolio – предмет для хранения и переноски письменных работ, документов. Портфолио – это способ фиксирования,
Портфолио обучающихся основной школы. П роблема п ерехода о т о ценки з наний, умений и н авыков к о ценке д остижений школьников я вляется о дной и з.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ,
Папка личных достижений ("Портфолио") выпускника основной школы.
Оценка образовательных результатов студентов: Портфолио.
«Портфолио» как форма мониторинга успешности кадета.
Портфолио Курс DigiTiiger, koolitaja Svetlana Dõtšenko 2007.a.
Page 1 Выполнила: магистрант 1 курса ИППС ПП10-58М Кудимова Александра Ивановна.
«Портфолио ученика- как часть профориентационной работы в школе» Харисова Е.В., руководитель лаборатории психологической поддержки, профориентации, социализации.
Семинар - практикум « Портфолио школьного библиотекаря» 2008 год.
Портфолио ученика. Портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений школьников.
Транксрипт:

Способы отслеживания результатов педагогической деятельности

Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения за объектом, оценка его состояния на основе ограниченного набора показателей с целью предупреждения нежелательных тенденций развития и осуществления эффективного управления Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения за объектом, оценка его состояния на основе ограниченного набора показателей с целью предупреждения нежелательных тенденций развития и осуществления эффективного управления Информационное обеспечение управления – это совокупность процессов сбора данных, формирования потоков информации, ее накопления (хранения), обработки, анализа, выработки управленческих решений и получения информации об их выполнении Информационное обеспечение управления – это совокупность процессов сбора данных, формирования потоков информации, ее накопления (хранения), обработки, анализа, выработки управленческих решений и получения информации об их выполнении

Принципы организации мониторинга научности – означает такую организацию слежения, которая построена на научно- обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейскойй-бытовой подход к их оценке; научности – означает такую организацию слежения, которая построена на научно- обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейскойй-бытовой подход к их оценке; непрерывности – означает взгляд на мониторинг как процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет определять моменты перехода одного качества в другое; непрерывности – означает взгляд на мониторинг как процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет определять моменты перехода одного качества в другое;

Принципы организации мониторинга педагогической целесообразности – мониторинг выступает средством изучения и инструментом управления образовательным процессом, педагогической целесообразности – мониторинг выступает средством изучения и инструментом управления образовательным процессом, в использовании методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие ущерб интересам, достоинству личности ребенка и других участников образования; в использовании методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие ущерб интересам, достоинству личности ребенка и других участников образования; целостности и преемственности – результаты мониторинга должны стать основой для планирования деятельности, принятия управленческих решений, а педагогическая практика – критерием проверки истинности диагностических заключений и оценки эффективности принятых управленческих решений; целостности и преемственности – результаты мониторинга должны стать основой для планирования деятельности, принятия управленческих решений, а педагогическая практика – критерием проверки истинности диагностических заключений и оценки эффективности принятых управленческих решений;

Принципы организации мониторинга диагностической направленности –полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании разработанных параметров и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной моделью образовательного процесса; диагностической направленности –полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании разработанных параметров и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной моделью образовательного процесса; прогностической направленности – смысл мониторинга не только в том, чтобы получить картину состояния образования в определенный момент, но и в том, чтобы выявить тенденции развития той или иной стороны образовательного процесса и предвидеть возможные мероприятия, направленные на поддержку положительных и блокировку, трансформацию нежелательных явлений. прогностической направленности – смысл мониторинга не только в том, чтобы получить картину состояния образования в определенный момент, но и в том, чтобы выявить тенденции развития той или иной стороны образовательного процесса и предвидеть возможные мероприятия, направленные на поддержку положительных и блокировку, трансформацию нежелательных явлений.

Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения за объектом… Объект = качество образования качество образовательных услуг качество образовательных услуг качество образовательной подготовки выпускника качество образовательной подготовки выпускника (психолого-педагогический словарь)

Качество образовательных услуг - совокупность характеристик образовательного процесса (содержание образования, педагогические технологии, формы, методы обучения и воспитания, режим учебно- воспитательного процесса), Качество образовательных услуг - совокупность характеристик образовательного процесса (содержание образования, педагогические технологии, формы, методы обучения и воспитания, режим учебно- воспитательного процесса), а также его ресурсное обеспечение (нормативно- правовое, кадровое, материально-техническое..). а также его ресурсное обеспечение (нормативно- правовое, кадровое, материально-техническое..). Качество образовательной подготовки выпускника – совокупность полученных (освоенных) воспитанником в ходе образовательной деятельности знаний, умений и навыков, сформированных ценностей, качеств личности, моделей поведения и т.д. Качество образовательной подготовки выпускника – совокупность полученных (освоенных) воспитанником в ходе образовательной деятельности знаний, умений и навыков, сформированных ценностей, качеств личности, моделей поведения и т.д.

С другой стороны, качество образования определяется как степень удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательных услуг (С.В. Шишова, В.А. Кальней), а также, в более узком смысле, как мера достижения поставленных целей и задач образования…(М.М. Поташник)

Мониторинг - оценка состояния объекта на основе ограниченного набора показателей … Оценочная деятельность всегда опирается на критериальный ряд, адекватный сущности исследуемого предмета Оценочная деятельность всегда опирается на критериальный ряд, адекватный сущности исследуемого предмета

Уровень образовательного учреждения Программа информационного обеспечения управления качеством образования: набор параметров (мониторинговых индикаторов) оценки достижения образовательных результатов (на уровне деятельности учреждения, педагогического коллектива и воспитанников), набор параметров (мониторинговых индикаторов) оценки достижения образовательных результатов (на уровне деятельности учреждения, педагогического коллектива и воспитанников), обозначение методов и средств сбора информации, обозначение методов и средств сбора информации, определение сроков, ответственных и формы представления информации, определение сроков, ответственных и формы представления информации, определение движения информации (форма хранения, потребитель информации, управленческое решение). определение движения информации (форма хранения, потребитель информации, управленческое решение).

Мониторинговые индикаторы качества образования п/п п/п Параметры оценивания 1 Ресурсное обеспечение качества образования (управленческий мониторинг) 2 Уровень развития образовательного и личностного потенциала воспитанников (психолого-педагогический мониторинг) 3 Профессионально-педагогический потенциал учреждения (профессиографический мониторинг) …...

Мониторинговый индикатор: Уровень развития образовательного и личностного потенциала воспитанников Параметры оценивания Мотивация к познанию и творчеству Мотивация посещения объединения Мотивация посещения объединения Познавательная активность Познавательная активность Наполняемость групп, сохранность контингента воспитанников Наполняемость групп, сохранность контингента воспитанников Освоение содержания образования Уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков Уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков Уровень освоения содержания образования Уровень освоения содержания образования Результативность участия в конкурсных мероприятиях Результативность участия в конкурсных мероприятиях

Мониторинговый индикатор: Уровень развития образовательного и личностного потенциала воспитанников Параметры оценивания Личностные особенности воспитанников Способности в избранной сфере деятельности Способности в избранной сфере деятельности Позитивная «Я-концепция» (самооценка, самоактуализация личности) Позитивная «Я-концепция» (самооценка, самоактуализация личности) Социализированность личности (соц. адаптированность, активность, автономность, нравственная воспитанность) Социализированность личности (соц. адаптированность, активность, автономность, нравственная воспитанность) Ценностные ориентации воспитанников (гуманистическая ориентация личности, креативность…) Ценностные ориентации воспитанников (гуманистическая ориентация личности, креативность…)

Уровень объединения Методы педагогического исследования (психолого- педагогическая диагностика): Наблюдение – непосредственное восприятие изучаемых фактов или процессов. Наблюдение – непосредственное восприятие изучаемых фактов или процессов. Наблюдение может дать объективные результаты, если оно имеет четко поставленную цель, проводится планомерно и в течение определенного времени, данные его фиксируются, описываются и анализируются. Наблюдение может дать объективные результаты, если оно имеет четко поставленную цель, проводится планомерно и в течение определенного времени, данные его фиксируются, описываются и анализируются. Инструментарий: программа наблюдения, карта наблюдения, на выходе – информационная (аналитическая) справка. Инструментарий: программа наблюдения, карта наблюдения, на выходе – информационная (аналитическая) справка.

Методы педагогического исследования (психолого-педагогическая диагностика) Анализ продуктов творческой деятельности – изучение, определение уровня поделок, рисунков, музыкальных номеров, исследовательских работ. Определяется в рамках выставок, соревнований, конкурсов различного уровня, дает информацию по параметру результативности участия в конкурсных мероприятиях. На выходе - свидетельства, грамоты, дипломы. Анализ продуктов творческой деятельности – изучение, определение уровня поделок, рисунков, музыкальных номеров, исследовательских работ. Определяется в рамках выставок, соревнований, конкурсов различного уровня, дает информацию по параметру результативности участия в конкурсных мероприятиях. На выходе - свидетельства, грамоты, дипломы. Необходимо также, чтобы данные фиксировались и были проанализированы, причем важно при анализе сравнивать уровень работ ребенка с его же предыдущими результатами, а не результатами других воспитанников Необходимо также, чтобы данные фиксировались и были проанализированы, причем важно при анализе сравнивать уровень работ ребенка с его же предыдущими результатами, а не результатами других воспитанников

Методы педагогического исследования (психолого-педагогическая диагностика) Опросы: беседа, анкетирование, тестирование, экспресс- методики («настроение», «мишень», «цветопись»). Опросы: беседа, анкетирование, тестирование, экспресс- методики («настроение», «мишень», «цветопись»). При проведении опросов важна четкость, доступность формулировок вопросов. В рамках анкетирования, тестирования вопросы бывают трех типов: - открытые, - открытые, - закрытые (выбирается ответ из ряда предложенных вариантов), - закрытые (выбирается ответ из ряда предложенных вариантов), - полузакрытые (можно выбрать ответ и дать свой). - полузакрытые (можно выбрать ответ и дать свой). Инструментарий : анкеты, тесты, опросники, рабочие тетради, дневники и пр. На выходе информационная (аналитическая) справка.

Методы педагогического исследования (психолого-педагогическая диагностика) Портфолио воспитанника форма оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности форма оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности альтернативный способ оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) альтернативный способ оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен)

Портфолио Позволяет решить две основные задачи: проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников; проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников; оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними). оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

Портфолио помогает поддерживать и стимулировать учебную мотивацию учащихся; поддерживать и стимулировать учебную мотивацию учащихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся; содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся; создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Основные типы портфолио «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачетную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио (дипломы, грамоты, свидетельства и др). «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачетную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио (дипломы, грамоты, свидетельства и др). Преимущества данного варианта: Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Ограничения данного варианта: Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Основные типы портфолио «Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. «Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Преимущества данного варианта: Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения данного варианта: Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Основные типы портфолио «Портфолио отзывов» включает оценку учеником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные педагогами, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. «Портфолио отзывов» включает оценку учеником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные педагогами, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр. Преимущества варианта: Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения варианта: Сложность формализации и учета собранной информации. Сложность формализации и учета собранной информации.

Основные типы портфолио Результаты эксперимента показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио, причем основным рабочим инструментом в экспериментальных территориях стал портфолио документов. Результаты эксперимента показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио, причем основным рабочим инструментом в экспериментальных территориях стал портфолио документов.

Профессиональное мастерство педагога уровень развития педагогической рефлексии (Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать свои переживания) (Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать свои переживания) Компоненты профессионального сознания: «актуальное Я», «актуальное Я», «ретроспективное Я», «ретроспективное Я», «идеальное Я», «идеальное Я», «рефлексивное Я» «рефлексивное Я»

Этапы аналитической деятельности: 1. определение объекта анализа, 2. сбор необходимой информации, 3. собственно анализ (хар-ка различных сторон объекта анализа, выделение сильных позиций и проблем, противоречий, выявление причинно- следственных связей, формулировка выводов (оценка / самооценка, проектирование способов устранения выявленных недостатков, разрешения противоречий), 4. оформление анализа в устной или письменной форме, 5. обсуждение анализа, его корректировка, утверждение (по необходимости).

Типы анализа анализ формы работы (воспитательное мероприятие, учебное занятие); анализ формы работы (воспитательное мероприятие, учебное занятие); анализ реализации задач; анализ реализации задач; комплексный анализ (анализ работы по итогам полугодия, года, летней кампании) комплексный анализ (анализ работы по итогам полугодия, года, летней кампании)

Комплексный анализ (итоговый) Анализ решения поставленных педагогом задач: четкая, конкретная формулировка задач; четкая, конкретная формулировка задач; определение показателей, критериев уровня решения задач; определение показателей, критериев уровня решения задач; составление перечня использованных педагогических средств с целью решения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение; составление перечня использованных педагогических средств с целью решения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение; сбор информации для выявления их эффективности; обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем и т.п.; сбор информации для выявления их эффективности; обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем и т.п.;

Комплексный анализ (итоговый) Анализ общих результатов педагогической деятельности (в отряде, лагере): личностный рост воспитанников( развитие социально-значимых качеств, динамика мотивации, изменение поведения и поступков); личностный рост воспитанников( развитие социально-значимых качеств, динамика мотивации, изменение поведения и поступков); развитие коллектива воспитанников, изменение отношений в коллективе (м/у детьми, педагогами и детьми); развитие коллектива воспитанников, изменение отношений в коллективе (м/у детьми, педагогами и детьми); эффективность используемых педагогических средств (наиболее эффективные и действенные / малоэффективные, бесполезные факторы, средства, формы) эффективность используемых педагогических средств (наиболее эффективные и действенные / малоэффективные, бесполезные факторы, средства, формы)

Комплексный анализ (итоговый) Выводы о реализации поставленных задач: правильность, актуальность поставленных задач с позиции сегодняшнего дня; правильность, актуальность поставленных задач с позиции сегодняшнего дня; какие задачи успешно решены, что об этом свидетельствует; какие задачи успешно решены, что об этом свидетельствует; какие задачи не выполнены и почему; какие задачи не выполнены и почему; целесообразность запланированной работы педагога и детского коллектива, соответствие ее целевым установкам целесообразность запланированной работы педагога и детского коллектива, соответствие ее целевым установкам 4. Оформление анализа

Формы предъявления результатов аналитической деятельности Анализ (устный / письменный, формализованный, по алгоритму, в свободной форме) Анализ (устный / письменный, формализованный, по алгоритму, в свободной форме) аналитическая справка (управленческий документ, предполагает сравнительный анализ), аналитическая справка (управленческий документ, предполагает сравнительный анализ), Обобщение, презентация опыта, Обобщение, презентация опыта, дневник, дневник, творческие формы творческие формы