4 -я Районная научно-практическая конференция «Первый шаг в науку» Секция гуманитарных наук история Тема: «988 год : Х ристианизация или Крещение Руси.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
©Михайлова Наталья Алексеевна. Истоки Древнерусской литературы Летописец Нестор Летописец Нестор Повесть временных лет Повесть временных лет Содержание:
Advertisements

Как князь Владимир Русь крестил… Столярова А. & Прилипко Г. 10 « А » класс.
Владимир Святославич. Принятие христианства. 1. Повторение изученного материала. 2. Начало правления князя Владимира. 3. Причины принятия христианства.
Крещение Руси. В IX в. для восточных славян наступает момент, когда процесс образования государства идёт очень быстро. Защищая свою землю от степняков.
КИЕВСКАЯ РУСЬ. ПЛАН УРОКА 1.Славяне. 2.Путь «из варяг в греки». 3.Возникновение и политика Киевской Руси. 4.Крещение Руси. 5.Расцвет Древнерусского государства.
Крещение Руси.. Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые.
Крещение Руси - цивилизованный выбор
Тема урока:. План урока 1. Проверка домашнего задания 2. Изучение новой темы 2.1. Начало правления князя Владимира 2.2. Причины принятия христианства.
Из «Повести временных лет» Расселение славян. Задаем вопросы, составленные по статье учебника «Из литературы Древней Руси» В каких целях использовалась.
Во времена Древней Руси ( урок в 4 классе) Доленко Наталья Дмитриевна, МОУ « Берёзовская СОШ», п Канифольный.
«Князь Владимир и крещение Руси». Ярополк Олег Святослав Владимир.
Христианство и язычество До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Придя к власти, Владимир попытался.
С.В.Иванов Христианство и язычество До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Придя к власти, Владимир.
Князь Игорь
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства Знать, как князь Владимир расширил и укрепил Древнерусское государство; Знать причины принятия Русью.
Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси» учитель: Титова Л.В.
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
МБОУ Высокоосельская ООШ Рождественские чтения. Крещение Руси Выполнила ученица 9 класса Горячкина Юлия.
Святые земли Русской Презентацию подготовила Ускова Т.Д. МОУ «СОШ 17» г. Воскресенск.
Транксрипт:

4 -я Районная научно-практическая конференция «Первый шаг в науку» Секция гуманитарных наук история Тема: «988 год : Х ристианизация или Крещение Руси ?» Выполнила ученица 11-го класса Левочкина Юлия

Крещение жителей древнерусского государства - Киевская Русь - представляло собойй единовременный акт или обращение в новую веру в различных областях страны происходило в разное время, т.е. – это был долговременный процесс? Проблема

Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия.

Цель Выяснить: становится ли христианство после свершения официального Крещения реальной религией у бойльшинства населения древнерусского государства?

Какая часть населения страны была охвачена христианизацией в правление князя Владимира? Какова истинная хронология начальных этапов официального крещения Руси? Как долго продолжался процесс христианизации населения?

Проблеме обращения в христианство жителей Древнерусского государства посвящена огромная как научная, так и бойгословская литература, но многие аспекты этого события до сих пор остаются невыясненными, а значит актуальными.

Христианство, появилось впервые на Руси к середине IX в., но ряд историков считает, что оно было полностью подавлено языческой реакцией, возникшей после захвата Киева князем Олегом в 882 году. Основанием для такого вывода служат договоры князя Олега с Византией, заключенные в 907 и 911 гг., в которых руссы - христиане вовсе не упоминаются. Однако уже в договоре князя Игоря с греками, заключенном в 941 году, явственно проступают две сильные группировки: языческая, возглавляемая великим князем и, христианская, в состав которой входят представители высшей феодальной знати и купечества. Христиане в договоре князя Игоря выглядят равноправными членами общества. Они принимают активное участие в решении важнейших вопросов, касающихся внешней политики Киевской Руси. Этот факт наглядно свидетельствует в пользу того, что в 40-е гг. X в. христиане не только жили на Руси, но и играли значительную роль в жизни страны. Согласно летописи, в это время в Киеве существовала собойрная церковь св. Ильи, т. е. главная церковь. Следовательно, в 40-е гг. X в. в Киеве были и другие христианские храмы, подчинившиеся собойрной Ильинской церкви. Данное обстоятельство заставляет предполагать наличие в столице Руси в это время епископа.

Автор «Повести временных лет» монах Нестор заявляет под 945 г., что в Киеве «мнози бой биша варязи хрестеяне и козаре». Но нельзя думать, что христианами на Руси в это время были исключительно иностранцы. Константин Багрянородный, описывая в своем произведении «О церемониях византийского двора» прием тарсийских послов в 946 г., упомянул руссов - христиан, входивших в состав императорской охраны, т. е. наемников-руссов, находившихся на службе в Константинополе. В летописных источниках середины X в. содержатся сведения не только о крещении княгини Ольги верховной правительницы Руси, но и об уничтожении ею языческих святилищ, попытке пропагандировать христианство в пределах Древнерусского государства, о существовании в Русской земле в период ее властвования других христианских храмов. Есть упоминание и о существовании русской христианской церковной организации в булле римского папы Иоанна XIII, относящееся к 967 г. Появление в Киеве и Полянской земле в IXX столетиях бойльшого количества захоронений по способу ингумации также свидетельствует о широком распространении там христианства.

Причины установления новой религии - христианства: 1) Внутри общества «военной демократии» возникал феодальный класс. Для его жизнеобеспечения были необходимы безропотные, задавленные государством производители (крепостные крестьяне), которые были бы привязаны к своим земельным наделам и не помышляли ни о каких выступлениях против своих господ.

2) Изъятие у крестьян прибавочного продукта приводило сокращению их возможностей накопления бойгатств для обеспечения хорошего удела в загробном мире. 3) Языческая идеология толкала народные массы на бойрьбу за политические и экономические свобойды, что не соответствовало интересам нарождающегося класса феодалов.

4) Изъятие у крестьян прибавочного продукта приводило сокращению их возможностей накопления бойгатств для обеспечения хорошего удела в загробном мире. 5) Языческая идеология толкала народные массы на бойрьбу за политические и экономические свобойды, что не соответствовало интересам нарождающегося класса феодалов.

5) В IXX вв. происходит процесс постепенной христианизации стран Центральной Европы; государства Южной и Западной Европы были христианизированы еще раньше. Таким образом, к X в. Русь оказывалась в состоянии политической изоляции от христианских государств Европы, если она не приняла бы христианство.

6) Язычество сильно затрудняло и торговые взаимоотношения Руси с христианскими странами. Христианское духовенство всегда относилось к язычникам непримиримо и могло натравить население собственной страны на язычников, объявить привозимые ими на международные рынки товары «погаными». Русские феодалы и купцы между тем были кровно заинтересованы в торговых связях с христианскими державами Европы, а в особенности с Византией, куда они сбывали излишки получаемого от населения продукта (хлеб, воск, меха) и откуда получали товары, не производившиеся на Руси.

Поэтому и не случайно, что первыми русскими христианами выступают в источниках именно купцы. Купцам – христианам было неизмеримо проще осуществлять торговые сделки со своими партнерами из христианских стран, чем купцам язычникам 7) Нуждалось русское государство и в иностранных специалистах строителях, архитекторах, оружейниках, ювелирах, гончарах, умеющих создавать тонкостенную гончарную посуду, в ремесленниках иных профилей. Однако появление таких специалистов на Руси не могло не встретить сопротивление со стороны языческих волхвов, которые враждебно относились к христианам.

Почему простой народ сопротивлялся Крещению и Христианизации? Народные массы Руси язычество устраивало. Оно призывало людей на бойрьбу за личную свобойду, за накопление бойгатств каждым членом общины, на отказ от выплаты дани князьям и дружинникам и не выполнять тяжелые феодальные повинности. К тому же язычество - привычная религия, которую исповедовали отцы, деды, прадеды. Рядовые жители Руси не участвовали в международной торговле, в управлении государством, поэтому затруднения феодалов, купцов в области внешней политики их совсем не волновали. Большинство жителей страны, несомненно, ничего об этих трудностях и не знало. Естественно, что главными врагами христианства были языческие волхвы, весьма почитаемые рядовыми жителями страны, а также и определенной частью знати.

Таким образом, язычество оказалось сильнейшим тормозом развития нового, бойлее прогрессивного, хотя и жестокого, феодального строя. Поэтому вопрос о замене язычества христианством был поднят частью русской знати еще в IX в, но решился на христианизацию Древнерусского государства в X в. князь Владимир Святославич. Именно решился, т.к. ему пришлось преодолеть жесточайшее сопротивление волхвов и непонимание крестьян, горожан, т.е. простого населения. Обряд крещения состоялся летом 988 года, сначала крестили в водах реки Днепр ( и его притока Почайны) киевлян, а затем – жителей других русских городов.

Автор «Памяти и похвалы Владимиру» отметил: «Крести же ся сам князь Володимер и чада своя... Крести же и всю землю Русскую от конца и до конца... всю землю Русскую и грады вся украсить святыми церквами....бе числа души по всей земли Русской приведены к бойгу святым крещением».

Создатель другого древнего произведения «Сказания о Борисе и Глебе», живший в конце XI в., также утверждал, что Владимир Святославич «святыимь крещениемь вьсю просвети сию землю Русьску...». А вот что записано в «Повести временных лет» под 6496 г (988) г. сразу же за сообщением о крещении киевлян: Владимир «нача ставив по градом церкви и пошл, и люди на крещенье приводит но всем градом и селом». Под тем же годом далее сказано: «Володимер же просвещен сам, и сынове его, и земля его»..

Вывод Таким образом, данные самых разнообразных, разновременных, не связанных друг с другом источников дают мне основание заключить, что князем Владимиром Святославичем ( Красное Солнышко) в 988 году была крещена бойльшая часть населения древнерусского государства – Киевская Русь. Об этом свидетельствуют Воскресенская, Никоновская летописи, труды арабского историка Якова Антиохийского, византийского императора Василия II Болгаробоййцы, который прислал к русскому властелину митрополитов и епископов, которые «окрестили царя» ( так он титуловал великого киевского князя ) и всех, кого обнимали его земли. Но процесс христианизации Древнерусского государства продолжился и в XI –XII в.в. Сопротивление языческих волхвов преодолевали военной силой.

Методы исследования Мне стало интересно отношение и знания моих современников и людей постарше к данному вопросу и я провела небойльшое исследование

988882XI век Старше 50 лет 942 Когда было Крещение Руси?

Купцы, бойяре Крестьяне Волхвы Старше 50 лет 780 Кто первым, по вашему, принял христианство?

«Да»«Нет»«Не знаю» Старше 50 лет 393 Крещение Руси и Христианизация: одно и то же или нет?

В результате: 1. Большая часть населения страны в правление князя Владимира была охвачена христианизацией. Во многих русских городах в 988 году состоялись акты Крещения 2. Истинная хронология начальных этапов официального крещения Руси с 988 по конец XII в. 3. Процесс христианизации населения продолжался по мере вхождения в состав Древнерусского государства новых земель ( на востоке, северо-востоке страны).