Программирование на языке программирования Borland Pascal Учебный курс Презентацию подготовила учитель информатики гимназии 56 Боговкова Н.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
класс-ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ « ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ » 8 КЛАСС.
Advertisements

Тема урока Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
Базовые алгоритмические конструкции. Выделяют три базовые структуры алгоритмической конструкции: - Линейные алгоритмы (последовательное выполнение); Линейные.
Операторы в Turbo Pascal. Общие сведения Оператором называют специальную совокупность служебных слов, идентификаторов и специальных знаков выполняющих.
Язык программирования Паскаль (Pascal). Структура программы на Паскале Заголовок программы Соглашения Описание меток Описание констант Описание переменных.
Знакомство с языком Паскаль Структура программы Ветвление на Паскале Циклические программы Пример линейной программы Пример программы с ветвлением Пример.
Ключи к тесту CABABCA. Данные Данные - общее понятие всего того, с чем работает компьютер. Программа, написанная на языке Паскаль, обрабатывает.
Правила записи программы. Турбо Паскаль Язык программирования был разработан Никлаусом Виртом в годах как учебный язык для студентов. Современный.
Алгоритмическая структура цикл Алгоритм циклической структуры - это алгоритм, в котором происходит многократное повторение одного и того же участка программы.
Тест по теме «Линейный алгоритм». 1.Определите значение целочисленной переменной а после выполнения фрагмента алгоритма. а:=247; b:=(a div 100)*10+9;
Программирование Задания В2, В5. Оператор присваивания в языке программирования Задание В2 – базовый уровень, время – 2 мин.
Основы программирования в Pascal. Структура программы.
Основные этапы решения задач на компьютере. Первый этап – постановка задачи. На этом этапе участвует человек, хорошо представляющий предметную область.
Язык программирования Pascal. Программа это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи. Языком программирования называют систему.
Организация повторений в Паскале. Найди ошибки: Program new Uses crt; Var a, b, c integer Begin clrscr Readln(a,b); C:=a*a+b*b Wreteln(c); End.
Язык программирования Паскаль. Блез Паскаль ( ) Французский философ. Писатель, математик, физик. Имя Паскаля носит целый ряд фактов, установленных.
Язык программирования высокого уровня TURBO PASCAL.
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЦИКЛ АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЦИКЛ В TURBO PASCAL Условие Оператор ДаНет Учитель информатики: Коваленко Татьяна Викторовна
Презентация на тему: «Программирование циклических структур». Составила: учитель информатики Чура Н.А. Составила: учитель информатики Чура Н.А.
1 Прикладное программирование Kafmi21. ru – учеба – заочнику – прикладное программирование.
Транксрипт:

Программирование на языке программирования Borland Pascal Учебный курс Презентацию подготовила учитель информатики гимназии 56 Боговкова Н.Н.

В современном мире существует языков высокого уровня (ЯВУ): Язык Assembler (машинно-зависимый) Язык Fortran (для математических и научных расчетов) Язык Cobol (для экономических расчетов) Язык Ada ( система наведения ракет) Язык Basic ( базовый – для начального обучения языкам программирования) Язык Algol (универсальный язык для решения алгоритмических задач) Язык Си (близок к Assembler – аппаратно-независимый язык) Язык Prolog (банки знаний) Язык Occam (искусственный интеллект) Язык Lisp (медицинская система, статистика) Язык Pascal (взамен Basic с учетом убирания недостатков в последнем. На нем можно писать легкие универсальные программы: для прикладных программ (игра, курсовая работа, Word документы) Язык Delphi: Си, Pascal

Трансляторы – программа, которая переводит из языка программирования (или ЯВУ) в машинные коды (и центральный процессор будет это выполнять) Трансляторы делятся на: интерпретаторы и компиляторы Интерпретатор – просматривает каждую строку, переводит в машинный код и сразу её выполняет ( не проверяя, если в программе дальше ошибки). Так выполняет до ошибки и начинает всё сначала. Недостатки: 1. Скорость работы невысока. 2. Необходимо иметь программу интерпретации. 3. Большие программы написать сложно. 4. Сложность с переносом с одного ПК на другой. Компилятор – также просматривает и переводит строчки в машинные коды, но только всю программу и только после этого её выполняет. Достоинства: 1. Более быстрое выполнение программы. 2. Быстро производится перенос с одного ПК на другой. Поэтому, все программы пишутся на компиляторе. Разные фирмы выпускают разные компиляторы. Компиляторы Boland Pascal пользуются популярностью.

Алгоритмом называется последовательность четких однозначных указаний, которые, будучи применены к определенным имеющимся данным, обеспечивают получение требуемого результата. Данными называются все величины, участвующие в решении задачи. Данные, известные перед выполнением алгоритма, являются начальными, исходными данными. Результат решения задачи – это конечные, выходные данные. Данные : константы (не изменяются в процессе выполнения программы) и переменные (значения возникают и могут изменяться в процессе выполнения программы). Типы переменных: 1) Целый тип – Integer (значение изменяется от до 32767). Целой считается переменная, если удовлетворяет этому условию. Если целое число превышает это значение, то оно воспринимается ПК как вещественное и должно быть описано Real. 2) Вещественный тип – Real( числа с запятой). Операции, используемые для работы: сложение + (2) ; вычитание - (2); умножение * (1); деление / (1)- для вещественного типа div - целая часть от деления (1) mod – остаток от деления (1) (1) и (2) – приоритеты для выполнения действий, т.е 1- в первую очередь и 2 – во вторую.

Программа, написанная на Паскале, состоит из следующих частей: - заголовок программы - описания переменных - составной оператор - символ конца программы – точка Пример 1: Составим программу, в которой два числа считываются и полученная сумма выводится на печать. Program сумма(Input, output); var a, b, s: Integer; begin read (a); read (b); s:=a+b; write (s); end. Первая строка – заголовок программы. Он начинается ключевым словом Program, за которым следует выбранное имя программы (подсказка). В нашем случае имя программы – сумма. Рекомендуется выбирать имя программы таким образом, чтобы оно отображало смысл описанных в программе действий. Cлова Input и output, сопровождающие имя программы, указывают, что в программе используются операторы ввода ( read) и вывода (write) соответственно.

var nteger a, b, s Вторая строка – описание переменных программы. За ключевым словом var перечисляются имена всех используемых в программе переменных. Слово Integer говорит о том, что в ходе выполнения программы переменные a, b, s могут принимать только целочисленные только целочисленные значения. Благодаря описанию переменных ПК узнают о типе каждой используемой переменной. Это позволяет отвести для хранения значения переменной необходимое место в памяти ПК и определить операции, которые можно выполнять с данными такого типа. Включить новую переменную в программу можно только предварительно описав тип её возможных значений. Следующий раздел программы – составной оператор, который объединяет все операторы программы. Обратите внимание на пунктуацию: все разделы программы отделяются друг от друга точкой с запятой (;), конец программы отмечается точкой(.). Пример 2: Напишем программу, которая подсчитает количество часов, минут и секунд в заданном числе суток и напечатает результат: Program время (Input, output); var сут, час, мин, сек: Integer; begin read (сут); час:=24*сут; мин:=60*час; сек:=60*мин; write (час,мин,сек); end.

Типы данных I. Целочисленные данные Тип Byte Shortint (короткое целое) Word (целочисленные значения) Integer Longint (длинное целое число) II. Вещественные данные Real (будем пользоваться только этим) Single (одинарный) Double (двойной) Extended (расширенный) Comp III. Символьные данные Char String IV. Логический тип Boolean (логический) Эту таблицу надо знать наизусть!!! Диапазон/размер (в байтах) 0…255 / 1 байт (в операт. памяти) - 128…127 / 1 - 0…65536 / …32767 / ,1 млрд / 4 1* …10 38 / 6 Символ одиночный / 1 Строка символов от 0 до 255 / 256 True - истина / 1 False (ложь) / 1

Алгоритмы с линейной структурой Пример 3: Составить программу на сложение двух целых чисел с выводом результата на экран (это второй вариант записи программы - см.пример 1 на 5 слайде): var a,b,sum:integer; begin writeln ('1 chislo'); readln(a); write('2 chislo'); read(b); sum:=a+b; writeln (sum); end. Теперь набираем данную программу, используя на рабочем столе программу Pascal ABC и если нет ошибок, то пункт меню Программа - Выполнить и в нижней части экрана откроется диалоговое окно. Если программа набрана с ошибками, то необходимо эти ошибки устранить (мигает курсор). Самостоятельно: Написать программы для следующих вычислений с выводом на экран: - Ввести два целых числа и найти их частное (используя операторы mod или div) - Ввести три целых числа и найти их произведение - (А+В)*С

Программирование ветвлений на Паскале В языке Паскаль имеется оператор ветвления. Другое его название – условный оператор. Формат неполного оператора ветвлений: if then Формат полного оператора ветвлений: if then else Пример 4: Программа на применение теоремы неравенства треугольника Var X,Y,Z,SUM:Integer; begin writeln('Pervoe storona'); readln(x); write('Vtoroe storona'); readln(y); write('Tretie storona'); readln(z); if(x+y>z)and(y+z>x)and(x+z>y) then begin sum:=x+y+z; writeln('Perimetr=',Sum); end else writeln('Perimetr nevozmozno') end.

Пример 5: Составить программу, вычисляющую значение У, если У= var x,y:real; begin writeln ('vvedite x= '); readln (x); if x<=16 then y:=12*x*x else y:=3*x-x*x*x; writeln (y); end. Желательно набрать программы из учебника с выводом на печать. Самостоятельно написать следующие программы: - Нахождение наименьшего из трех чисел; - При заданных коэффициентах а и b решите линейное уравнение ах+b=0. 12 х 2, если х<=16, 3 х-х 3, если х>16.

Операторы цикла В языке Паскаль имеется 3 различных оператора цикла с помощью которых можно запрограммировать повторяющиеся фрагменты программы: 1. Оператор цикла с параметром; 2. Оператор цикла с постусловием; 3. Оператор цикла с предусловием. Операторы цикла: В языке Паскаль имеется 3 различных оператора цикла с помощью которых можно запрограммировать повторяющиеся фрагменты программы:1. Оператор цикла с параметром FOR for перем:= нач.значение to конечное значение do Пример 6: Нужно ввести некоторые числа и их просуммировать Var I,K:Integer; A,B,Sum:Longint; begin writeln('summa neskolkif chisel'); writeln('kolich chisel'); readln(K); sum:=0; for I:= 1 to K do begin writeln ('vvedite chislo'); readln(A); sum:=sum+A; end; writeln('Resultat', Sum); end. Если нужно исправить программу, чтобы она суммировала только положительные числа необходимо перед строчкой sum:=sum+A необходимо вставить строчку if A>0 then

1. Пример 7: Ввести много целых чисел в диапазоне от 10 до 100. Найти сумму этих чисел, если сумма больше 1120 и вычислить утроенную их сумму (используя датчик случайных чисел Random) Var A, B,C,Sum: Integer; begin writeln('summa neskolkif chisel'); writeln('kolich chisel'); readln(B); sum:=0; for C:= 1 to B do begin A:=Random (91)+10; writeln ('vvedite chislo',A); sum:=sum+A; end; if sum >1120 then begin sum:=3*sum; writeln ('Utroennaya summa', sum); end; end. Самостоятельно: напишите программу и выведите на экран сумму квадратов чисел о т 1 до 100.

II. Оператор цикла с предусловием: wrile (если не знаем количество шагов) while do Cлужебное слово while означает «пока», do – «сделать», оператор, стоящий после слова do,называется телом цикла.Тело цикла может быть простым или составным оператором, т.е. последовательностью операторов между служебными словами begin и end. Пример 8: var a, b, c: integer; begin a:=7; b:=4; while a>b do begin write ('pervoe chislo'); readln (a); write ('vtoroe chislo'); readln (b); c:= a+b; writeln ('resultat',c); end; end. Цикл выполняется до тех пор пока условие истинное. Цикл выполняется хотя бы один раз.

III. Оператор цикла с постусловием. Пример 9: При заданных коэффициентах a и b решите линейное уравнение ax+b=0 var a,b: real; begin readln (a,b); if a=0 then if b=0 then writeln (Множество всех действительных чисел') else writeln (' Нет решений') else writeln ('x= ', b/a:6:2); end.