Обеспечение качества образования. ФГОС. Начальное общее образование Москва февраль, 2012 Проектирование учебного процесса: текущая и промежуточная оценка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт Москва февраль, 2012 Проектирование учебного процесса.
Advertisements

Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Переход на ФГОС ООО Проблемы и перспективы. Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в Документы, обеспечивающие.
Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО в рамках реализации ФГОС ООО Афанасова Л. В., учитель информатики г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
11 Разработка современных образовательных технологий ИКТ как инструмент реализации парадигмы деятельностного развития – важнейшей особенности ФГОС Т.И.Галишникова,
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Обеспечение качества образования в соответствии с ФГОС. Начальное общее образование 2012 Проектирование учебного процесса: Особенности учебных заданий,
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС?
Муниципальный семинар «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО» Н.В.Долинина, Методист МОУ ИМЦ г. Амурск Конструирование.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Подходы к диагностике учебных достижений по физике в рамках требований ФГОС Демидова М.Ю. Логинова О.Б.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
Транксрипт:

Обеспечение качества образования. ФГОС. Начальное общее образование Москва февраль, 2012 Проектирование учебного процесса: текущая и промежуточная оценка. Особенности учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий

2 Круг обсуждаемых вопросов 1. Смысл введения нового стандарта. Планируемые результаты и система оценки – новые механизмы обеспечения качества образования. 2. Что означает переход в системе оценки к модели «обеспечение качества образования» в практике работе учителя. Алгоритм проектирования учебного процесса 3. Особенности учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий

3 Смысл введения стандарта Планируемые результаты и система оценки – новые механизмы обеспечения качества образования Круг учебных задач, устанавливаемых требованиями ФГОС и планируемыми результатами 1

4 Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ «КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС

5 Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Портрет выпускника Ведущие целевые установки ООП или требования к результатам ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СИСТЕМА ОЦЕНКИ достижения планируемых результатов Учащиеся ОУ, педагоги Система образования В том числе - инфраструктура ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ

6 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний В чем проявляется достижение планируемых результатов? В чем проявляется достижение планируемых результатов?

7 … включают : Приобретение знаний Сотрудничество Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Развернутая коммуникация Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индивидуального прогресса в учении Навыки 21 го века … классы задач : Освоение системы знаний Освоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Сотрудничество Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия : Стандарт, 2010 Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Технологии Личностно- центрирован- ное обучение Создание учебных ситуаций, Дифференциция требований, Индивидуализа- ция обучения Интеграция Интеграция ИКТ в учебный процесс ИКТ - инструмент деятельности Расширение границ учебного процесса

8 Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы ЗНАНИЕВАЯДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Основа кодификатора Предмет оценки Обязательный минимум (ОМ) Планируемые результаты (ПР) Освоение всех элементов ОМ Способность к решению учебных задач классов Основные функции Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Ориентация учебного процесса Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого Контроль за достижением ПР

9 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» в практике работы учителя Алгоритм проектирования системы текущей и промежуточной (тематической) оценки Некоторые примеры 2

10 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта

11 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Практика работы учителя: ориентация на парадигму деятельностного развития Практика работы учителя: ориентация на парадигму деятельностного развития

12 Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009) На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки. По каждому из параметров свыше 50% ( для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код 1 ( самый низкий из возможных ). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.

13 Россия: LA и SW баллы Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий и практически всегда ниже последних. По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем. Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)

14 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Ориентация ежедневного учебного процесса – путем подбора учебных заданий и учебных ситуаций на последовательное «пошаговое» достижение итоговых планируемых результатов

15 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Необходимая последовательность действий при разработке/подборе учебных заданий и учебных ситуаций: 1) кодификаторы 2) тексты 3) критерии оценки

16 1 класс 2 класс 3 класс 11 класс … 4 класс ИТОГО- ВЫЕ ПР (предметные) Тематические результаты Формирующая (текущая) оценка Зачеты и итоговые работы проектирование системы тематических и текущих планируемых результатов (кодификаторы) Операционализация итоговых планируемых результатов с позиций их освоения детьми: этапы освоения трудности, типичные ошибки Пошаговое достижение итоговых планируемых результатов (1) Пошаговое достижение итоговых планируемых результатов (1)

17 подбор и конструирование заданий (тексты и критерии) 1 класс (и любой иной) ТЗ 1 Тематические результаты Текущая (формирующая и диагностическая) оценка Зачеты и итоговые работы ТЗ 2 Обучающие задания, учебные ситуации осознание отработка систематизация использование перенос Проверочные задания Задания должны допускать как формирование и оценку исполнительской компетенции, так и обеспечивать возможность развития, оценку осознанности и произвольности выполняемых действий с учебным материалом Оценка динамики диагностика Оценка уровня достижения Пошаговое достижение итоговых планируемых результатов (2) Пошаговое достижение итоговых планируемых результатов (2)

18 Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов устные, письменные, практические, «метапредметные»; для индивидуального, парного или коллективного выполнения; репродуктивные и продуктивные, в том числе – направленные на разрешение проблем для проектной и исследовательской деятельности; для стандартизированных работ и для текущей (формирующей и диагностической) оценки позволяющие оценивать достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность использования справочной литературы, допускающие возможность адаптации к индивидуальным особенностям учащихся.

19 включение учителей и учащихся в осознанную и целенаправленную формирующую и диагностическую оценочную деятельность по достижению текущих и тематических планируемых результатов, выделенных на основе проецирования итоговых результатов на данный отрезок (этап) учебного процесса Пошаговое достижение итоговых планируемых результатов (3) Пошаговое достижение итоговых планируемых результатов (3)

20 корректировка – в том числе индивидуализация, включая перефразирование текста – обучающих учебных заданий с учетом результатов «экспресс-диагностики», результатов формирующей и тематической оценки Пошаговое достижение итоговых планируемых результатов: (4) Пошаговое достижение итоговых планируемых результатов: (4)

21 Содержательно-временная схема учебного процесса: выделение этапов Содержание: темы, разделы Тема 1Тема 2 Тема 3 Тема 1Тема 2Тема 3Тема 4Тема 5 Календарные сроки: недели, месяцы, четверти Алгоритм проектирования системы тематической оценки: шаг 1 Алгоритм проектирования системы тематической оценки: шаг 1

22 Проецирование ИТОГОВЫХ планируемых результатов на выделенные этапы учебного процесса и их операционализация Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ планируемых результатов Системы проверочных заданий и тематических работ (зачетов) Алгоритм проектирования системы тематической оценки: шаг 2 Алгоритм проектирования системы тематической оценки: шаг 2 Системы обучающих заданий, учебных ситуаций

23 ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (1 кл., февраль) Тематические результаты: пример ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (4 кл): различать звуки и буквы дифференцировать звуки речи и другие звуки текущая оценка слышать начало, середину и окончание слов, включая сочетания звуков, вычленять отдельные звуки в словах текущая оценка определять последовательность и количество звуков в словах слышать и выделять ударные звуки правильно артикулировать гласные и согласные звуки, их сочетания в слове текущая оценка и зачет текущая оценка и зачет

24 Тематические проверочные задания: пример Тематические проверочные задания: пример Задание (базовый уровень). Подчеркни слова, в которых второй слог ударный: школа, урок, перемена, ученик, учитель, ответ слышать и выделять ударные звуки текущая оценка и зачет Правильный ответ: подчеркнуты слова: урок, учитель, ответ Критерий достижения базового уровня: правильно подчеркнуто не менее двух слов, при этом неправильных ответов нет

25 Работа с примерами Алгоритм проектирования системы тематической оценки Алгоритм проектирования системы тематической оценки

26 Алгоритм проектирования системы тематической оценки: шаг 3 Алгоритм проектирования системы тематической оценки: шаг 3 Оценка имеющихся обучающих заданий с позиций формирования УУД Выявление дефицитов

27 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы С ОТРУДНИЧЕСТВО, Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С АМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме Некоторые ориентиры и рекомендации (к шагу 3) Некоторые ориентиры и рекомендации (к шагу 3)

28 Основные компоненты учебного задания Ценностно-смысловые установки Начальные формы рефлексии Самоорганизация и саморегуляция Сотрудничество Коммуникация Разрешение проблем Самостоятельное приобретение знаний Использование ИКТ для обучения и развития 3 Особенности учебных заданий, направ- ленных на формирование и оценку универсальных учебных действий

29 Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов: составом учебных действий учебным материалом Форматом задания Критериальной частью оценки выполнения задания Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания?

30 характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выпол- нению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания Компоненты учебного задания

31 МЕНЯТЬ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ МОЖНО, ИЗМЕНЯЯ Мотивацион- ный блок (контекст задания и/или учебную ситуацию) Содержание (условие, вопрос, инструкцию) Критерии оценки Рекомендации по адаптации учебного задания Рекомендации по адаптации учебного задания

32 Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов: составом учебных действий учебным материалом Форматом задания Критериальной частью Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания?

Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок

34 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 8: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ (ЛР: 1, 3, 6, 7, 8, 10) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен- ной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

35 Наличие или отсутствие ценностно- смысловых установок в учебном процес- се проявляется, главным образом, в ценностно-эмоциональном компоненте: в наличии позитивного или негативного отношения к существующим и известным ребенку нормам; в принятии или неприятии этих норм Когнитивный компонент (знание ребенком норм) и поведенческий компонент (его поведение) имеют важное, но не определяющее значение Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий

36 Учебный материал Предметы родная история, история России ОМ, Лит. чт. и др. другие культуры ИЯ, Лит. чт., Иск. и др. семейные ценности ОМ, Лит. чт. и др. школьные ценности ОМ, Лит. чт. и др. эстетические ценности Лит. чт., ИЗО, Муз. и др. безопасный, здоровый образ жизни ОМ, Техн, Физ-ра и др. ценности труда Техн. и др. сохранность природы, материальных и духовных ценностей ОМ, Техн, Лит. Чт., ИЗО, Муз. и др. Ценностно-смысловые установки: анализ содержания учебного материала Ценностно-смысловые установки: анализ содержания учебного материала + ситуации сотрудничества, диалога на всех предметах

37 «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания

Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

39 Формирование познавательной – и в незначительной мере личностной – рефлексии у младших школьников связаны преимущественно с действиями контроля и оценки Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии: анализ состава учебных действий Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии: анализ состава учебных действий

40 «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; и(или) с критериями оценки; и(или) со способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; в идеале – постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий

41 Пример предметного задания (для работы в группе). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из му- зыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложи- те оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось? Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий

42 Пример метапредметного задания (для индивидуального выполнения). Заполните лист самооценки. Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции

44 Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции у младших школьников связано преимущественно с действиями по организации и мониторингу собственной деятельности Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий

45 «Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. т.е. задание должно быть многошаговым, рассчитанным на длительное время выполнения; включать критерии оценки или четкие требования к выполнению. Самоорганизация и саморегуляция: модели и формат заданий Самоорганизация и саморегуляция: модели и формат заданий

46 Пример предметного задания Прими участие в конкурсе на лучшую сказку. (Критерии оценки прилагаются.) Для участия в конкурсе тебе необходимо не только представить к нужному сроку написанную тобой самостоятельно или в соавторстве с друзьями сказку, но и заранее подготовить план работ по ее созданию. Ты можешь воспользоваться советами «Сочини сказку». Самоорганизация и саморегуляция: примеры заданий Самоорганизация и саморегуляция: примеры заданий

47 Пример метапредметного задания (для группового выполнения). В ходе работы заполняйте лист продвижения по заданию. Самоорганизация и саморегуляция примеры заданий Самоорганизация и саморегуляция примеры заданий

Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству

49 Формирование способности к сотрудничеству у младших школьников связано преимущественно с выполнением ими совместных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий

50 «Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий Сотрудничество: модели и формат заданий

51 Для костюмированного бала надо изготовить карнавальные маски. Найдите с помощью поисковой системы Интернета совет, как изготовить карнавальную маску. Обсудите в группе, какую маску лучше выбрать и почему? По результатам обсуждения подготовьте и представьте классу небольшую (не более чем на 3-4 слайда) групповую презентацию о том, какую маску вы выбрали и почему, как ее можно изготовить. При создании презентации предусмотрите возможность выступления с коротким устным сообщением каждого участника вашей группы. Сотрудничество: пример задания Сотрудничество: пример задания

Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений

53 Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или) виртуального общения, предполагающими вступление в диалог Коммуникация: анализ состава учебных действий Коммуникация: анализ состава учебных действий

54 Коммуникация: модели и формат заданий Коммуникация: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказыва- ния или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащи- мися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);

55 Коммуникация: пример задания Коммуникация: пример задания Эта фотография сделана в путешествии по тундре Представь, что ты тоже путешествовал по тундре. Расскажи другу о том, что ты увидел во время своей поездки. В своем рассказе обязательно укажи: – какие растения можно встретить в тундре; – какие животные там обитают – чем занимаются жители тундры.

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций

57 Разрешение проблем: модели и формат заданий Разрешение проблем: модели и формат заданий «Хорошее» задание предполагает наличие: проблемы (новой, ранее незнакомой, неожиданной), требующей самостоятельного принятия решения; как правило: нового взгляда на известный объект ; создания нового объекта, отвечающего заданным требованиям; «устранения неполадок»; ситуации неопределенности, требующей поиска приемлемого решения и (или) выбора одного из возможных альтернативных решений; воплощения принятого решения на практике

58 Разрешение проблемы: пример задания Разрешение проблемы: пример задания Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подбе- рите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самостоятельному пополнеию и интеграции знаний

60 Формирование способности к самостоятельному пополнению и переносу знаний связаны преимущественно с выполнением логических операций, действий по аналогии в новой ситуации и оценочных действий с опорой на базовые предметные и общенаучные понятия и закономерности Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий

61 Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного на основе: исследования/преобразования известного; использования познавательных и оценочных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания

62 Самостоятельное приобретение и интеграция знаний: пример задания Самостоятельное приобретение и интеграция знаний: пример задания Задание (для работы в паре) Придумайте каждый свою задачу о четверо- класснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своём листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике задачу соседа. Обсудите придуманные вами задачи и их решения; если нужно, измените условия ваших задач и решите их снова.

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития

64 Формирование способности к использованию ИКТ в образовательных целях связаны преимущественно с использованием учащимися ИКТ как инструмента своей текущей учебной деятельности, направленной на решение разнообразного круга учебных задач, включая формирова- ние собственной ИКТ-компетентности Использование ИКТ для обучения и развития: анализ состава учебных действий Использование ИКТ для обучения и развития: анализ состава учебных действий

65 Использование ИКТ для обучения и развития: модели и формат заданий Использование ИКТ для обучения и развития: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации, саморе- гуляции, рефлексии и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций

66 Использование ИКТ для обучения и развития: пример задания Использование ИКТ для обучения и развития: пример задания Конкурс на лучший рассказ (для работы в парах) Художник и писатель сочиняли рассказ, но всё перепута- ли, помогите им закончить рассказ. Вы можете выбрать героев своего рассказа и место собы- тий. Помещая своих героев на выбранные картинки, восстанови- вите последовательность событий в рассказе. Затем по этим картинкам вы составите связный рассказ и расскажете его соседу по парте. А ваши соседи будут слушать рассказы и записывать их на диктофон. Потом вы поменяетесь ролями. Когда все закончат составлять и записывать свои расска- зы, мы приступим к конкурсу. Сегодня на уроке прослушаем несколько рассказов, остальные послушаем на следующих уроках, а потом выберем лучшие рассказы. Обратите внимание на песочные часы. Вы должны уло- житься в отведенное время.

67 Модели заданий, направленных на достижение требований ФГОС, подробно представлены в материалах семинара «Конструирование учебных заданий: достижение личностных и метапредметных результатов» При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL)

68 Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова ОБСУЖДЕНИЕ:

69 ПРИЛОЖЕНИЯ

70 Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет. Прочитай предложенные ниже варианты обращений. Заполни таблицу: укажи знаком пра- вильно ли построено обращение – допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет. Устно исправь допущенные ошибки. Русский язык. Развитие речи. Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств в разных ситуациях общения ТЕКСТ ЗАДАНИЯ

71 Задание. В библиотеке проводил- ся опрос «Чтение в твоей жизни». Рядом приведены некоторые высказывания детей. Чью точку зрения ты разделяешь? Отметь одно или несколько высказываний, которые ты разделяешь. Объясни устно, почему ты выбрал именно это (эти) высказывания. Если среди приведен- ных высказываний нет ни одного, с которым ты со- гласен, выскажи своё мнение. Ценностно-смысловые установки: формат задания (выбор ответа +аргументация) Хорошо читать – очень важно, это пригодится мне в будущем. Поэтому я стараюсь, но иногда мне трудно дочитать книгу до конца. СВЕТА Я читаю только для того, чтобы получить нужную мне информацию, мои самые любимые книги – энциклопедические словари МИША

72 Оцени СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе Задание. Внимательно прочитай приведенные утверждения. Отметь знаком, насколько ты согласен с данным утверждением. Утверждение Полностью согласен Согласен Частично согласен Не согласен Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий Если я не согласен с чем-то, то не спорю, а предлагаю другое решение Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я с ними не согласен Я стараюсь услышать то, что кто-то хочет предложить, а не ищу ошибки в сказанном

73 М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею З.Серебрякова. За завтраком К.Сомов. Арлекин и дама А.Пластов. Сенокос Д.Жилинский. У моря. Семья В.Попков. Шинель отца Б.Кустодиев. Купчиха за чаем В.Васнецов. Гусляры Задание. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. Ценностно-смысловые установки: формат задания (свободный ответ +аргументация)

74 1) Перечитай свои любимые сказки. Определи, как они обычно начинаются и как заканчиваются? 2) Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев твоей сказки. 3) Придумай сюжет сказки: какие приключения будут происходить с твоими героями, какие им встретятся трудности и испытания, что им поможет справиться с этими трудностями – их знания, дружба, их сила и выносливость, или может быть, какая-нибудь волшебная вещь? 4) Обсуди с одноклассниками, друзьями или взрослыми придуманный тобой сюжет и, если нужно, дополни или исправь его. 5) Придумай, как будут выглядеть и говорить твои герои. Нарисуй их или подбери иллюстрации. Составь для каждого из них небольшой словарик, отражающий особенности их речи, который ты будешь использовать, когда станешь писать текст сказки. 6) Напиши начерно текст сказки и прочитай его одноклассникам, друзьям или взрослым. Если нужно, дополни или исправь его. 7) Придумай заголовок и набери текст сказки на компьютере или перепиши начисто. Вставь в текст иллюстрации. Проверь. Исправь ошибки. 8) Оформи созданную тобой сказку. Самоорганизация и саморегуляция: советы к заданию «Сочини сказку» Самоорганизация и саморегуляция: советы к заданию «Сочини сказку»