МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ www.mubint.ru Модель совершенствования EFQM: практический опыт МУБиНТ Первый проректор Иродов М.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/ Базы знаний, как действенный инструмент повышения эффективности.
Модель компетенций Описание задач и ожидаемых результатов работы Компетенции- способность действовать в соответствии со стандартами работы Описание поведения.
Опыт построения системы стратегического управления вузом (черновая версия презентации. Просьба не распространять)
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РАУ)
Модульная образовательная программа подготовки администраторов образования к реализации задач модернизации российской школы Проект НФПК «Реформа системы.
Пути совершенствования СМК университета. Предварительные результаты ресертификационного аудита Несоответствий не обнаружено.Положительные стороны Стратегия.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Программа повышения квалификации « Мене д жмент в образовании » направлена на получение слушателями теоретических знаний и практических.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Направление подготовки «Финансы и кредит» Магистерская программа Стратегические финансы.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Проектно- ориентированные методы обучения: опыт и перспективы Грудзинская Елена Юрьевна к.х.н., доцент 12 февраля 2014 г.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Транксрипт:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Модель совершенствования EFQM: практический опыт МУБиНТ Первый проректор Иродов М.И. 30 марта 2006 года г. Ярославль

Развитие вуза с позиций менеджмента качества Решением 30-й генеральной конференции ЮНЕСКО основными принципами формирования образовательной стратегии ХХI века является доступность, качество, мобильность Главная задача Российской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства Стержневой проблемой модернизации образования в России является создание эффективной системы управления качеством образования Наша цель: четко определить место, которое занимает менеджмент качества в общей проблематике построения эффективной системы управления в вузе

МУБиНТ – член международного консорциума «Электронный университет»

Участие в профессиональных конкурсах по качеству Дипломанты 10-го областного конкурса качества (2004 г.) и лауреаты 11-го (2005 г.) Участники конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы качества» (2003 г., 2004 г., 2005 г.) Результат 2005 г.: вошли в число финалистов (13 вузов) с выходом во 2-й тур (обследование экспертной комиссией)

29 ноября 2005 г. Вручение диплома и памятного знака Лауреату Ярославского областного Конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества»

22 марта 2006 г. Заключительное совещание по итогам обследования МУБиНТ как финалиста Конкурса Министерства образования и науки РФ «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»

МУБиНТ сегодня: показатели качества Использование новых образовательных технологий Комплексная информационная система управления вузом Организация учебного процесса на принципах открытого образования Отработка механизма использования кредитно-модульной системы (Болонское соглашение) в рамках эксперимента Минобразования РФ) Электронное обучение (E-learning) Сертифицированная система менеджмента качества (ISO) Организация и проведение ежегодной международной конференции по Болонскому процессу (ноябрь) Организация и проведение ежегодной международной конференции «Библиотеки и образование» (апрель)

Видение МУБиНТ (из стратегического плана) МУБиНТ – член консорциума «Электронный университет», располагающий базами знаний в сфере реализуемых направлений образовательной деятельности, базами данных по образовательным, консалтинговым и др. продуктам, по преподавателям, специалистам МУБиНТ – университетский комплекс, реализующий систему непрерывного многоуровневого образования – от основного общего до МВА и DBA МУБиНТ – инновационный научно-производственный комплекс, разрабатывающий и реализующий наукоёмкую продукцию и технологии. МУБиНТ – научная школа в сфере бизнес-образования МУБиНТ - оболочная структура, вовлекающая лучших специалистов и преподавателей через создание для них наилучших в регионе условий профессиональной деятельности и возможностей самореализации

Этапы реализации стратегии Приоритетная ценность качество инновационность проактивность авангардность Успешность клиента

Требования социума к образованию Качественное образование – соответствующее запросам заказчиков Цель – не столько ЗУН, сколько успешность в жизни Образование в течение всей жизни Обучение взрослых, обучение без отрыва от работы и на рабочих местах Расширение географии обучающихся и информационной базы обучения Востребованность информационных технологий

Особенности современного учебного процесса Практико-ориентированное обучение, представляющее сплав практической работы и обучающего окружения, например метод Case-Study Выбор студентом траектории обучения с уточнением аспектов и глубины изучаемого содержания, форм отчетности Высокая активность познавательной деятельности студента с использованием интерактивных средств

Student

Новые элементы учебного процесса Лекции-презентации Лекции-консультации Видео-лекции Электронное консультирование Форумы (по дисциплинам) Электронное тестирование Видео- конференции Организация доступа Электронные учебники График изучения дисциплины

«Знания стремительно устаревают. Непрерывное профессиональное Непрерывное профессиональное образование работающего населения -Индустрия 1 в ближайшие 30 лет …., преимущественно в on-line Peter Drucker 22 August 2000

Новая парадигма обучения С чего начать? необходимо приучить студента уже на первом курсе к новой парадигме обучения: традиционная парадигма обучения новая парадигма обучения студент пришел за дипломом студент пришел за практическим опытом в определенной сфере знаний, профессии студент изучает дисциплины, потому что… «их ставят в расписании» студент выбирает что, как и с какой целью изучать результат обучения отметка в зачетке результат обучения компетенции профессионала

От борьбы за часы – к борьбе за студента Сокращение аудиторной «горловой» нагрузки преподавателя за счет интенсификации СРС (с использованием ИТ) КАЧЕСТВО НЕ СТРАДАЕТ БЛАГОДАРЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ОСВОЕНИЕ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А НЕ БЫСТРО УСТАРЕВАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ Новые подходы к УП: Модульность организации обучения Установочные лекции – одна на модуль (объединение в потоки групп очного, вечернего заочного обучения) Лекционные часы заменяет интенсивный режим консультирования студента с помощью средств E-learning Практикум – общение преподавателя с обучаемыми Изменяются формы проведения контроля знаний (тестирование + защита проектов)

Программа развития е-Learning п/п уч. год уч. Год Кол-во% % 1 ППС в среде e-learning 20 штатных преподавателе й 3060 штатных преподавателей Е-учебники E-ресурсы в ИОС «Прометей» 62 (5 е-УМК) Тесты для межсессионной аттестации Итоговые тесты Е-ресурсы электронной библиотеки 447 рес. (90 дисц.) рес.50 7 CD Ресурсы ИБЦ: - электронная библиотека; - ИОС «Прометей»; - CD; - Интернет-ресурсы Обеспечена 151 дисциплина 48Обеспечить 250 дисциплин 80

Новая роль педагога Педагог перестает восприниматься единственным держателем научных знаний. Растет его роль как эксперта и консультанта (фасилитатора, тьютора, модератора), помогающего студенту ориентироваться в мире разнообразной информации. В первую очередь, педагог должен определить целевое ядро курса и пути достижения образовательного результата через нахождение соответствующих общему результату «промежуточных шагов» изучающего отдельные модули или разделы курса студента (например, как теория, практикум, контроль знаний обеспечат достижение заявленного результата?)

Смена акцентов в преподавании Требования к современному образовательному процессу фиксируют отказ высшей школы от приоритета репродуктивного метода обучения, таких форм контроля знаний как опрос, защита реферата. Им на смену приходят различные инструменты интерактивного общения студента и педагога: форумы защита проектов и портфолио обмен файлами тестирование с возможностью комментирования ответов студентов педагогом написание эссе в электронной образовательной среде

Профессиональные компетенции Ключевым признаком саморазвивающейся организации является постоянное обучение персонала Направления обучения: Преподаватель в среде e-Learning Поддержка авторского электронного учебника Использование ресурсов ИБЦ Технологии порталов

Портфолио специалиста Новый формат задается прозрачными для студента «правилами игры». Вводится понятие «портфолио специалиста». По сути, это «портфель образовательных достижений» студента, который содержит не просто список дисциплин и баллы, показывающие степень их усвоения, но и описывает приобретенные компетенции, фиксирует уровень овладения прикладными программами, включает в себя ключевые проектные, исследовательские, зачетные работы студента, демонстрирующие его опыт в профессиональной сфере деятельности. Таким образом, студент выбирает не «кота в мешке», а необходимые ему в будущей практической деятельности знания, навыки, способы деятельности, технологии. Навсегда уходят из лексикона студента понятия: «прослушал», «отчитался», «сдал». На смену им приходят «осознал», «применил», «создал», т.е. имел опыт самодеятельности.

Центр поддержки студентов Изменение роли выпускающих кафедр в «выращивании» специалиста с первого по пятый курсы: Институт тьюторов (в том числе студенты пятикурсники, аспиранты): готовить все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса, предоставлять их студентам на стендах и на сайте вуза осуществлять групповые и индивидуальные консультации студентов с целью наиболее рационального составления индивидуальных учебных планов с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) принимать участие в работе комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов контролировать своевременную подготовку и наличие всех методических материалов, необходимых для обучения по данному направлению подготовки (специальности) проверять выполнение правил проведения текущего и промежуточного контроля по всем дисциплинам, а также участвовать в работе комиссий по проведению контрольных мероприятий освоения учебного материала, проводимых руководством вуза (тестирование компетенций, начиная с первого курса, в ИОС «Прометей»)

электронное личное дело студента; организация смешанного обучения (с элементами электронного обучения) - КИС УЗ + ИОС «Прометей» рейтинг студентов электронные учебные ведомости электронное приложение к диплому аналитика по составляющим учебного процесса Электронный деканат

Организация обучения в ИОС «Прометей» Тестирование Всего в ИОС «Прометей» зарегистрировано 2451 обращения; Тестирование в ИОС «Прометей» проведено по 62 учебным курсам Тестирование проведено на базе Электронной б- ки – 58% Проведение форумов В организации форумов в ИОС «Прометей» приняло участие- 18 преподавателей Количество дисциплин, по которым проведены форумы - 22 В форумах приняли участие 61 учебная группа 1-5 курсов; Общее количество форумов Общее количество сообщений в форумах – 2564 Электронное консультирование по ДР Количество дипломов, по которым проведено ЭК – 38%

Методология «Balanced Scorecard (BSс)» Обучение и рост Подготовленный и мотивированный персонал Внутренние бизнес-процессы Клиенты Финансы Эффективные бизнес-процессы Удовлетворенный клиент Экономическая устойчивость организации

Фрагмент стратегической карты сбалансированной системы показателей МУБиНТ

Стратегические цели перспективы «обучение и рост» (фрагмент) Подготовленный и мотивированный персонал Стимулировать изменения обеспечить понимание и принятие стратегии всеми сотрудниками; информировать сотрудников о взаимосвязи деятельности и результатов Обеспечить развитие стратегических компетенций Формирование общих бизнес-умений; Освоение современных управленческих технологий; Освоение информационных технологий Освоение современных образовательных технологий; Развитие межфункциональности сотрудников Привлекать и удерживать квалифицированных специалистов обеспечить заполнение стратегических вакансий на всех уровнях; создать эффективный механизм стимулирования а) для постоянных сотрудников, б) для специалистов, привлекаемых в рамках оболочной структуры; предоставить возможность профессионального и карьерного роста всем сотрудникам Формировать корпоративную культуру, соответствующую стратегическим ценностям создание атмосферы активности и творчества; создание команд и ВЦГ (временных целевых групп); делегирование полномочий; развитие клиенто- ориентированности; формирование ценностей качества

10 задач, решаемых с использованием технологий описания и оптимизации бизнес-процессов 1) Прозрачность, контролируемость и управляемость организации, наведение порядка, реализация стратегии, поддержание роста 2) Оптимизация бизнес-процессов: снижение издержек уменьшение времени процессов повышение качества процессов, уменьшение рисков 3) Построение эффективной организационной структуры. Реструктуризация 4) Проектирование новых бизнес-направлений и бизнес-процессов 5) Тиражирование бизнеса 6) Автоматизация 7) Правильный подбор персонала. Мотивация 8) Регламентация. Высвобождение времени руководителей. Повышение эффективности работы персонала 9) Финансы (себестоимость объектов учета, управленческий учет, бюджетирование) 10) Повышение рыночной стоимости, инвестиционной привлекательности, имиджа, выход на новые рынки, ISO 9000

Процессная модель МУБиНТ

Фрагмент схемы «Учебный процесс»

Управление СМК Создано информационное пространство по управлению качеством в OUTLOOK Руководство по качеству. (Путеводитель по СМК в МУБиНТ). Миссия. Политика в области качества Стратегический план развития Стандарты на выделенные процессы Организационная структура, организационные документы подразделений, инструкции и стандарты МУБиНТ Совет по качеству, отдел стандартизации и качества, менеджеры по качеству подразделений, Регламент работы, записи по качеству Требования к СМК по стандарту ISO 9001:2000

Информационная система МУБиНТ

Цели в области качества В прошлом году создание и сертификация системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000; постановка эффективной системы регулярного менеджмента; освоение современных технологий производства и доставки образовательных продуктов и услуг клиентам. В текущем году развитие системы менеджмента качества и подготовка вуза к надзорному аудиту; постановка системы оценки деятельности структурных подразделений; развитие информационного взаимодействия с использованием портала МУБиНТ.

Взаимосвязь BSC, KPI и MBO BSC - Balanced Scorecard Сбалансированная система показателей KPI - Key Performance Indicators Ключевые показатели результативности MBO – Management by objectives Управление по целям

Фрагмент таблицы показателей результативности (KPI) УУМО

Достижение стратегии вуза: инструментарий СМК Основная цель создания СМК – повышение качества результатов и эффективности процессов в вузе, что обеспечит достижение стратегических целей развития. Система управления качеством МУБиНТ является инструментом мониторинга развития вуза, движения к поставленным целям. Достижение стратегии вуза инструментарием СМК проявляется в: в формировании системы показателей эффективности деятельности вуза (сбалансированная система показателей – ССП) в выборе критериев эффективности, их измерении и доведении результатов до всех участников процесса; в развитии клиентской ориентации как базовой ценности у всех сотрудников МУБиНТ в использовании современных информационных и коммуникативных технологий, как механизма: информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений; обеспечения постоянной корректировки стратегии в соответствии с меняющимися условиями ее реализации; получения оперативной и достоверной информации о ресурсах, имеющихся в распоряжении; оперативного отслеживания результатов управленческих воздействий.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Первый проректор МУБиНТ Иродов М.И.