Мастер-класс Дифференциация процесса обучения на уроках биологии Буянова Галина Владимировна учитель биологии МОУ СОШ 67.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Advertisements

«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Гринько Ю.М.
МОУ СОШ с. Вторые Тербуны Личностно – ориентированное общение как один из факторов успешности обучения Володина В. В., учитель математики
ПЕДСОВЕТ «Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности как условие повышения качества обучения в школе»
Технология разноуровневого обучения. Технология разноуровневой дифференциации Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Технология разноуровневого обучения Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность.
Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ.
Практическое занятие, каким ему быть? МОУ ЦО «Прогресс» Буденновского района 2010 год.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
«Создание условий для развития социальной компетенции учащихся»
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Транксрипт:

Мастер-класс Дифференциация процесса обучения на уроках биологии Буянова Галина Владимировна учитель биологии МОУ СОШ 67

Национальный проект «Наша новая школа» ставит перед школой задачу : формирование важнейших качеств личности инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, раскрывать способности каждого ученика развивать систему поддержки талантливых детей что заставляет школу переходить на индивидуализацию процессов образования.

Индивидуализация образования может осуществляться через : индивидуальный подход, личностно- ориентированные технологии, дифференцированный подход, которые предполагают идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Термин уровневая дифференциация вошёл в педагогический лексикон недавно, взамен термина внутренняя дифференциация, что обусловлено некоторыми особенностями нового подхода. Традиционно дифференцированный подход основывался на психолого-педагогических различиях обучаемых, при этом конечные цели обучения остаются едиными для всех обучаемых, а для многих заведомо непосильными. Сущность дифференциации состояла в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех обучаемых к одинаковому овладению программой. А эта задача не всегда разрешима. Необходимо также отметить отсутствие адекватных механизмов дифференцированного подхода в традиционном его понимании, которые позволяли бы объективно формировать группы обучаемых в зависимости от особенностей их развития и психики.

Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения. Принципы уровневой дифференциации: выделение уровня обязательной подготовки, формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом, учитывая свои способности, интересы, потребности, учащийся получает право, и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою нагрузку при обучении.

Условия, необходимые для эффективного осуществления уровневой дифференциации Первое - выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности. Второе – уровень, на котором ведётся преподавание должен быть в целом существенно выше, чем уровень усвоения материала. Каждый ученик должен пройти через полноценный процесс обучения. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше. Предлагая, одинаковый объём материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.

Третье - в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении учащихся по уровням. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований тем ученикам, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Четвертое – добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.

Плюсы уровневой дифференциации : сама структура класса требует применение дифференциации в процессе обучения; при использовании уровневой дифференциации в обучении, ученик получает право выбора доступного для него пути обучения; дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету; дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность ученика; уровневая дифференциация даёт возможность успевающим ученикам развивать свои способности в предмете; использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки; уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

В рамках индивидуального, дифференцированного и личностно- ориентированные подхода, разработала и использую ряд индивидуальных карт обучения учащихся: индивидуальных планы продвижения в предмете (биология) на четверть, год, индивидуальные карты продвижения в предмете по темам, тематические карты диагностики и мониторинга. Их особенность - они содержат кроме минимальных требований по теме, ряд необязательных дополнительных заданий по выбору ученика. Это позволяет ученику задавать свою планку продвижения в предмете. Практика показывает желание многих учеников осваивать содержание предмета сверх минимальных требованиях госстандарта, а ученики с ослабленным здоровьем могут дифференцировать уровень трудности заданий.

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной работе работа в парах, групповая, коллективная, с разноуровневыми творческими заданиями, разноуровневые и индивидуальные домашние задания.

Дифференцированный подход во внеурочной работе предлагаются формы работы по выбору: работа с интернетом, подготовка компьютерных презентаций, домашний эксперимент, разработка собственных проектов для школьной научно- практической конференции, экскурсионная программа, участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах городского, областного и регионального уровня,

Технология трехуровневой дифференциации. «Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания», - это мнение профессора В. В. Гузеева, который предложил и обосновал трехуровневую дифференциацию.

Задания Первый уровень -минимальный (minimal). Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся (знание). За выполнение такого задания они получают отметку «3». Второй уровень - понимания и творчества. Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания учащиеся получают отметку «4», поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и, соответственно, уровень заданий называют общим (general). Третий уровень - продвинутый (edvands). Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой «5».

Сделайте свой выбор в выполнении заданий. Всего выполнить не менее 5 заданий На оценку: «3» - если выполнены только задания уровня 1, «4» - если выполнены задания уровня 1 и 2, «5» - если выполнены задания уровня 1, 2 и 3,

Интеллектуальные (инструментальные) умения Сопоставлять объекты, включая природные объекты, процессы, явления Сравнивать Структурировать объект Анализировать Обобщать Классифицировать Систематизировать Моделировать Оценивать ???? !

Информационные (ориентировочные ) умения Умение составлять план текста Умение работать с таблицами, графиками, диаграммами Умение работать со справочной литературой Умение составить тезисы выступления, конспект Умение использовать компьютерные технологии

Организационные (базовые) умения Умение принимать или самостоятельно ставить цель Умение планировать деятельность Умение работать в определенном темпе Умение осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию деятельности

Коммуникативные (показательные ) умения Описывать те или иные процессы и явления Объяснять те или иные события, явления, процессы Участвовать в беседе, диспуте, обсуждении; вести дискуссию, диалог Умение составлять деловые тексты обращения, заявления, резолюции

Компетентности обучающегося по биологии. Интеллектуальная компетентность: 1.Способность работать с биологической информацией разного типа; 2. Умение применять биологические знания в нестандартных ситуациях; 3. Владение навыками добывания новых знаний; 4. Развитие познавательных процессов. Личностная компетентность: 5. Желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность; 6. Возможность «добровольного» и осознанного выбора будущей профессии (медико-биологический или химико- биологический профиль).

Компетентности обучающегося по биологии. Деловая компетентность: 11. Способность конструировать свою деятельность от постановки целей до получения результата; 12. Умение самостоятельно строить алгоритм для решения биологических задач; Креативная компетентность: 13. Способность любую учебную задачу решать творчески и желание отказываться от образца.

Литература Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. М., Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

Литература Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., (англ. 1984). Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. М.: Центр образовательной политики, Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук М., Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля Центр «Эйдос» Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на урке и во внеурочной деятельности Алексеев С.В., Методология компетентностного подхода в системе экологического образования ФЕДЕРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Дозморова Е.В Компетентностный подход. компьютерная презентация ТОИПКРО Коноплева Юлия Владимировна Особенности уровневой дифференциации,