Педагог-психолог Южакова ольга Павловна МКОУ «Бор-Форпостовская СОШ»
История этой новой реальности начинается в 2001 году, когда экспериментальные экзамены по восьми предметам сдавали выпускники в пяти регионах России. В 2007 год число регионов России, участвовавших в эксперименте, увеличилось до 82 По итогам эксперимента в феврале 2007 года был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» в части проведения государственного экзамена». Согласно принятому закону, с 1 января 2009 года Единый государственный экзамен – единственная форма государственной (итоговой) аттестации в школах и одновременно основная форма вступительных экзаменов в вузы в Российской Федерации.
1. ЕГЭ – это новая реальность школы и профессионального выбора выпускников, от которой никуда не деться ни школе, ни вузу, ни выпускнику и абитуриенту. 2. Негативный настрой большинства, некоторые материалы СМИ (в том числе и официальные, озадачивающие только успевших привыкнуть к одному родителей и учителей новыми изменениями), да и сам достаточно жесткий стиль осуществления нововведений задают определенное отношение у тех, кто еще не сформировал свое собственное мнение, не разобрался в нюансах, плюсах и минусах. Это порождает так называемую «мифологию» ЕГЭ – нереалистические представления о нем, вызывающее повышенную тревожность. 3. При отсутствии выбора учащимся, учителям, родителям необходимо адаптироваться к новой ситуации, преодолевать нерациональные негативные установки, четко понимать свои возможности и задачи, чтобы успешно преодолеть этот этап. 4. ЕГЭ является более сильным стрессогенном, чем обычный экзамен.
Успешность сдачи ЕГЭ по русскому языку связана: - в первую очередь, с внимательностью; - готовностью работать самостоятельно; - способностью логически рассуждать; - организованностью, то есть способностью правильно планировать свое время; - со знанием о процедуре сдачи экзамена. Тревожность как таковая не очень связана с успешностью на экзамене по русскому языку.
1) лучше представляет процедуру сдачи экзамена, знает, какие требования предъявляются и каким образом необходимо заполнять бланки, 2) кто оказывается более внимательным и собранным, кто умеет логически связанно рассуждать и делать правильные выводы, кто может четко прочитать и ясно понять само задание, кто готов работать самостоятельно и правильно планировать свое время, придерживаясь определенной стратегии действия, Тревожность может тоже играть роль в процессе сдачи экзамена (т.е. снижать успешность), но здесь она проявляется не всегда.
Также обнаружено наличие связи успешности сдачи ЕГЭ по математике со всеми показателями, кроме памяти. Выявленные особенности сдачи экзамена характерны и для девушек, и для ребят. Обнаружены зависимости: - для успешной сдачи ЕГЭ по математике велика роль умения работать с информацией и личностных качеств; - в большей степени, чем на русском языке, требуется концентрация внимания и погружение в задачи; - эмоциональная стабильность, по сравнению с экзаменом по русскому языку, занимает более значимое место (возможно, экзамен по математике требует большей собранности и умения контролировать свои эмоции, особенно связанные с тревожностью ребенка).