Феномен иждивенчества среди воспитанников интернатных учреждений. Психология жертвы.
Иждивенчество: такой образ жизни индивида, когда он умышленно, сознательно стремится обеспечить приемлемые условия существования в данном обществе за счёт общества, что является своего рода девиацией такой образ жизни индивида, когда он умышленно, сознательно стремится обеспечить приемлемые условия существования в данном обществе за счёт общества, что является своего рода девиацией
Общая тенденция: дефицит положительного опыта семьи, дефицит культурного опыта, негативное влияние СМИ. Вакуум духовности заполняется националистическими, экстремистскими и прочими идеологиями.
Иждивенчество среди детей-сирот – острая, масштабная проблема. Иждивенческая позиция: система отношений личности, характеризующаяся *потребительством и эгоистичностью, *манипулированием другими, *пассивностью к требованиям и обязанностям, *экстернальностью, *гедонистической системой ценностей.
Причины (механизмы): * ранняя материнская депривация *сепарация, ПТСР (реакция на стресс) *удовлетворение потребностей без активного участия *ограниченность личностно-волевых проявлений *низкая произвольность поведения *ориентация на внешний контроль *отсутствие эффективной системы поощрений и наказаний
Материнская депривация: *дефицит общения *потеря доверия к миру *апатичность, пассивность «Не кому подражать, не для кого жить…» «НЕ ПОЛУЧАЮ» _________ «ДАЙТЕ МНЕ» КОМПЕНСАЦИЯ КОМПЕНСАЦИЯ
Сепарация, ПТСР * отрицание * гнев *депрессия * «торговля с Богом» *упорство (застревание) «выстраданная беспомощность» ПСИХОЛОГИЯ ЖЕРТВЫ
Удовлетворение потребностей без активного участия: без активного участия:Активность СамостоятельностьПредприимчивость атрофируются за ненужностью атрофируются за ненужностью «СОЦИАЛЬНАЯ ХАЛЯВА»
Ограниченность личностно-волевых проявлений: «Навязывание» «Навязывание» *бери, что дают *бери, что дают *довольствуйся тем, что есть *довольствуйся тем, что есть
Строгая регламентация образа жизни: образа жизни:Запреты РамкиОграничения Стандарты _______ Агрессия Агрессия Раздражение Раздражение Зависть Зависть Злость Злость
Низкая произвольность поведения: *биологические причины *ориентация на внешний контроль
Отсутствие эффективной системы поощрения и наказания: Формируем привычку: «получать», «получать»,«требовать»,«использовать», ничего не давая взамен ничего не давая взамен Нельзя наказывать, Поощрять --- ? «Дефективная педагогика»
Что делать?