Важен не диплом, а умения и навыки Презентация данных нового регионального основного доклада для представителей органов власти Казани Мамта Мурти 12 мая 2010 г.
Для обеспечения развития в будущем необходимы умения и навыки Почему именно умения и навыки? Экономическое развитие в недавнем прошлом скрывало многие недостатки региональных экономик и тормозило проведение реформ В будущем развитие будет в гораздо большей степени зависеть от конкурентоспособности Для повышения производительности труда необходимы умения и навыки 2
Идеи и структура презентации Какие умения и навыки имеются в виду? Широкий набор: когнитивные, социальные, навыки самостоятельности Насколько эффективны системы образования и обучения? Расширение доступа Обучение умениям и навыкам для всех Как улучшить положение дел? Повысить информированность о качестве образования Больше полагаться на стимулы в направлении развития сектора 3
4
Всем работникам необходимы комплексные умения и навыки 5 Источник: Европейское обследование условий труда 2005 г.
Навыки и умения, необходимые для успеха в жизни и труде, широко признаны 6 Источник: ОЭСР (2005 г.): Проект «Определение и выбор компетенций» (DeSeCo)
Положительный момент: растет число дипломированных специалистов 7 Источник: образовательная статистика Всемирного банка (Edstat)
Но качество общего среднего образования в странах Европы и Центральной Азии оставляет желать лучшего 8 Источник: Исследование PISA ОЭСР, 2006 г. Отставание 1 год Отставание 2-3 года Отставание 3-4 года Точные наукиМатематикаЧтение В сред. по ОЭСР
Слишком много учащихся не обладают способностью «читать для получения знаний» 9 Источник: Исследование PISA ОЭСР, 2006 г.
Высшее образование не дает учащимся необходимых умений и навыков 10
Мошенничество, коррупция и неэтичное поведение: каково качество дипломов? (*) Данные для Кыргызстана основаны на несколько ином вопросе: студентов спрашивали, имели ли они «собственный опыт контакта с коррупцией или взяточничеством в своем ВУЗе». 11 Источник: Heyneman, Stephen P. Kathryn H. Anderson, and Nazym Nuraliyeva (2007 г.)
До кризиса работодатели считали «умения и навыки» одним из главных препятствий 12 К 2008 г. Умения и навыки работников стали одним из основных препятствий на пути расширения бизнеса. (проц. компаний, считающих этот фактор «важным» или «очень серьезным» препятствием) Источник: Turmoil at Twenty, World Bank, 2009
Механизмы обеспечения качества находятся на начальной стадии развития
По мнению регулирующих органов, многие дипломы не отвечают требованиям к качеству 14
Следует признать: мы не знаем, насколько хорошее – враг менее хорошего Нездоровая тенденция сосредотачивать внимание на достижениях лучших в ущерб качеству образования, получаемого всеми Что нам действительно известно о качестве высшего образования в том, что касается выработки умений и навыков? Болонья далеко! Какие учебные заведения действительно впереди в выработке умений и навыков у своих учащихся? Что происходит с учащимися после окончания ВУЗа? 15
В темноте … …все люди, учреждения и системы выглядят одинаково… Но даже при слабом освещении….
But with a little light…. … проявляются важные различия между ними …. В темноте… …все люди, учреждения и системы выглядят одинаково …
Пример важного неизвестного фактора В Киеве экономика преподается в приблизительно 35 ВУЗах: 20 частных и 15 государственных Подход учащихся: какой ВУЗ лучше обучает меня умениям и навыкам, необходимым для достижения успеха? (выбор высокому качеству обучения) Подход работодателей: какие учащиеся из непрестижных ВУЗов обладают необходимыми умениями и навыками? Подход руководства: какой ВУЗ работает эффективно? К какому следует применить санкции, какой поощрить, какому оказать поддержку? 18
Успехи в учебе имеют значение! Успехи в учебе Ограниченные успехи Существенные успехи Значительные успехи 19 Выдающиеся успехи и достижения
Как высшее руководство может улучшить положение дел? Включите свет! Оценивайте, анализируйте, распространяйте опыт и используйте результаты для выработки политики Новая роль для высшего руководства: меньше микро-менеджмента, больше внимания выработке общего направления развития 20
Включаем свет! Сбор данных Анализ данных и популяризация результатов Использование результатов для принятия решений 21 Анализ индикаторов Качество высшего образования Качество профессионального образования Качество обучения Бюджетирование по результатам деятельности Привязка стимулов к результатам
Используйте данные о результатах для общего руководства процессом Предоставляйте больше самостоятельности тем, кто добивается хороших результатов Используйте финансирование как инструмент, привязывая его к результатам Повышение ответственности за результаты 22 Accountabi lity Financing Autonomy
Общее руководство подразумевает сбалансированное применение трех инструментов Новации Соблюдение норм и стандартов ОтветственностьФинансрованиеСамостоятельность 23
Не стоит полагаться лишь ан один способ повышения ответственности Повышение ответственности путем аккредитации и обеспечения качества… но это требует много времени! Повышение ответственности за счет информированности и прозрачности: ранжирование, таблицы показателей деятельности (напр., в Швейцарии), анализ индикаторов (напр., в США и странах Латинской Америки и Карибского бассейна). Повышение ответственности с помощью партнерских отношений с гражданским обществом и учащимися (напр., в Румынии) 24
Для повышения качества обучения необходимо более рациональное использование ресурсов сектора 25
Правильная политика способна оказать большое влияние 26 Годы проведения реформ
Как Всемирный банк может содействовать выработке необходимых умений и навыков для повышения конкурентоспособности? За более подробной информацией о докладе обращайтесь к Ларсу Сондергаарду или Мамте Мурти: или За технической помощью или платными услугами по содействию в развитии умений и навыков обращайтесь к Исаку Фрумин: 27