Урок биологии в 10 классе. Учитель биологии высшей категории Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1. Вяткина Ирина Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неклеточные формы жизни - вирусы «Стихийным злом эволюции» назвали ученые мельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения.
Advertisements

Вирусы. Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Цель: знать состав, строение и.
Вирусы –это неклеточная форма жизни. Они являются облигатными паразитами, т.е. они могут функционировать только внутри одно- и многоклеточного организма.
Вирусы Содержание 1.Систематическое положение вирусовСистематическое положение вирусов 2.История открытия вирусовИстория открытия вирусов 3. Строение.
Вирусы ДНК-содержащие вирус оспы, герпеса, бактериофаги Т- группы, гепатит B, паповавирусы (бородавки). РНК-содержащие вирус кори, бешенства, Гриппа,
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.. История открытия вирусов Были открыты в 1892 году Д.И. Ивановским Вирусология – наука, изучающая вирусы.
Понятие о вирусах Размеры вирусов История изучения вирусов Строение вируса Свойства вирусов Классификация вирусов Значение вирусов.
Учитель биологии МОУ Рощинской СОШ «ОЦ» Амбарян Г. М уч. год 10 класс.
1. Понятие вирусов 2. Многообразие строения 3. Происхождение вирусов 4.Характерные особенности вирусов 5.Классификация вирусов 6. Размножение 7. Заболевания,
Вирусы Ум и здоровье дороже всего. Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Вирусы. ВИРУС ( ОТ ЛАТ. VIRUS- ЯД) Гипотеза Вирус - живое существо. Вирус - живое существо. Вирус - неживое вещество. Вирус - неживое вещество.
Мерзликина Г. В.МОУ Тамбовская СОШ Вирусы. МОУ Тамбовская СОШ Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися вирусами», это название использовалось.
Тема: Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
ВИРУСЫ Информационный фрейм Подготовили и оформили: учащиеся профильной группы 10 класса МОУ «НСОШ 3» г. Учитель: Подшивалова Н.П.
Тема урока « Вирусы. Бактериофаги. ». Задачи урока: Сформировать знания о специфической форме жизни – вирусах и их особой группе – бактериофагах, об особенностях.
Тема урока:. Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно.
Основные понятия Вирус Бактериофаг Капсид Вирус СПИДа.
Презентация по биологии (10 класс) на тему :"Вирусы"
Сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой. Уяснить как происходит жизненный цикл вирусов. Раскрыть особенности.
Вирусы Ум и здоровье дороже всего Урок биологии в 9 кл Учитель биологии высшей категории Коврова Т.В. МОУСОШ 2 ЗАТО г. Большой Камень Приморский край.
Транксрипт:

Урок биологии в 10 классе. Учитель биологии высшей категории Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1. Вяткина Ирина Анатольевна.

Задачи: сформировать у учащихся знания о вирусах, как специфической форме жизни; специфических чертах строения этих форм жизни; особенностях их размножения, научном и практическом значении.

Познавательная задача. 1. Какую форму жизни представляют собой вирусы? 2. Какие аргументы можно привести в пользу того, что вирусы являются живыми организмами? 3. Какие факты свидетельствуют о неживой природе вирусов? 4. В чем выражается уникальность генетического материала вирусов?

Актуализация знаний. Стихийным злом эволюции назвали ученые сверх мельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты. Задание: запишите в тетрадь 1 существительное; 2 прилагательных; 3 глагола; 1 предложение о вирусах. Вывод:

Название вирусы получили от латинского слова virus яд. Дмитрий Иосифович Ивановский ( ) отечественный ученый. Открыл проходящий через фильтр (в отличие от бактерий) возбудитель болезни табака (табачной мозаики). Это был впервые описанный вирус.

Название вирус было предложено голландским ботаником Мартином Бейеринком в 1895 г., изучавшим болезни растений,вызываемые вирусами.

Вирусы инфекционные агенты. По остроумному определению Нобелевского лауреата П. Медавара, вирусы «это плохие новости в упаковке из белка». Отдельные вирусные частицы вирионы

Содержат генетический материал 1 или 2 – х цепочечную ДНК или РНК кольцевая линейная

Модель икосаэдра фаг Т4 имеют защитную оболочку - спиральная кубическая

Строение вирусов. Модель части ВТМ вокруг одноцепочной молекулы РНК, на которой показана спиральная укладка белковых субъединиц Электронная микрофотография вируса табачной мозаики ВТМ

Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они называются облигатными паразитами, вызывая опасные заболевания человека, животных и растений (искл. мхи, водоросли)

Классификация вирусов по содержанию генетического материала РНК - с одержащие ДНК - с одержащие Бешенство Желтая лихорадка Энцефалит Краснуха Грипп Корь Свинка Полиомиелит риновирусы Аденовирусы Оспа

Многие вирусы, помимо белкового капсида, имеют внешнюю оболочку. Кроме вирусных белков и гликопротеинов (белков, ковалентно связанных с углеводными молекулами), она содержит еще и двойной слой липидов, позаимствованные из плазматической мембраны клетки-хозяина. Вирус СПИДа Вирус гриппа

Из разрозненных терминов составьте характеристику вирусов: капсид, двухцепочечная, одноцепочечная, РНК, ДНК, грипп, герпес, кольцевая форма, линейная форма, вирион.

РНК двухцепочечная, как у большинства ретровирусов Белковая оболочка окружает РНК и ферменты вируса Мембранная оболочка представляет собой липидный бислой, который: заякоривает гликопротеин сливается с мембраной Клетки – хозяина, обеспечивая проникновение вирусной частицы Обратная транскриптаза – это фермент, Характерный для ретровирусов. Он Транскрибирует молекулу РНК вируса с образованием отрезка ДНК, который может быть встроен в ДНК клетки - хозяина. В этом случае ДНК защищена от иммунной системы хозяина. Интеграза –это фермент, необходимый для встраивания ДНК вируса в хозяйскую ДНК. Гликопротеиновые шипы протыкают липидный бислой наружной мембраны. Они обеспечивают связывание вирусной частицы с рецепторами СD4, расположенными на поверхности клетки. Это Т- хелперы, макрофаги, клетки микроглии мозга, дендритные клетки.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) вызывается подавлением иммунного ответа. Может происходить в результате ВИЧ- инфицирования дендритных (антиген- презентирующих) клеток или Т-хелперов, координирующих действия лимфоцитов. Приводит к поражению организма агентами, которые в обычных условиях не наносят вреда, например: Pneumocystis carinii - пневмония Candida albicans – молочница Цитомегаловирус – поражение сетчатки и других органов

Прочитайте предложенный вам материал о ВИЧ – инфекции и обсудите вопросы: Можно ли по внешнему виду определить, что человек инфицирован? Кто в большей степени рискует заразится ВИЧ – инфекцией? Кто не рискует заразиться ВИЧ – инфекцией? Я не понимаю. Если человек болеет СПИДом и ты с ним вступаешь в половой контакт, ты подхватываешь ВИЧ или сразу СПИД? Как бы вы отнеслись к человеку, если бы узнали, что у него ВИЧ- инфекция.

Составьте памятки о профилактике: I – группа Профилактика ВИЧ - инфекции. II - группа Профилактика полового пути передачи. III - группа Профилактика заражения от ВИЧ - инфицированной мамой ребенка. IV – группа Профилактика заражения через кровь.

ОТВЕТЫ:I – группа На сегодняшний день не существует вакцины от ВИЧ, и нет действенного лекарства, чтобы вылечить ВИЧ - инфекцию. Единственный способ уберечь себя - это не заразиться.

II - группа Взаимная верность двух незаражённых партнёров; безопасный секс - использование презерватива. III - группа Наблюдение за будущей мамой, приём противовирусных препаратов во время беременности, родов и отказ от грудного вскармливания.

IV – группа Профилактика заражения через кровь: даже одна проба наркотика опасна в плане заражения ВИЧ- инфекцией, использование только одноразового медицинского инструментария, при посещении лечебных учреждений каждый в праве требовать, чтобы одноразовый шприц скрывали у него на глазах, при посещении тату - салонов необходимо следить, чтобы использовался только одноразовый инструмент, использование только личных бритвенных принадлежностей, использование только личной зубной щётки (во рту могут быть ранки, которые мы не видим).

бактериофаг бактерия бактериальная ДНК ДНК фага вводится внутрь клетки бактерии ДНК фага встраивается в генетический аппарат бактерии Репликация ДНК фага, синтез его белков Сборка новых фагов в бактериальной клетке

2 Электронная микрофотография бактериофагов, инфицирующих клетку Escherichia coli.

Литическая инфекция (греч.lysis разрушение, растворение). Персистентная(стойкая) инфекция Латентная (скрытая) инфекция

Пути и механизмы эволюции вирусов окончательно не установлены. О происхождении вирусов существует много гипотез. Основные из них: Возникли из микроорганизмов в результате их паразитической дегенерации по схеме: бактериириккетсиихламидозоавирусы Развились из органоидов клеток – эписом, митохондрий, хлоропластов. Вирусы – часть генома нормальных клеток.

От неживой материи вирусы отделяет наличие 2 свойств : способности воспроизводить себе подобные формы ( репродуцироваться ); наследственности и изменчивости.

В то же время вирусы обладают рядом особенностей, отличающих их от остальных живых организмов. Они не имеют клеточного строения. По сути, вирусы являются облигатными паразитами, функционирующими на генетическом уровне. При этом вне клетки хозяина они находятся в «неживом» состоянии, «ожидая» момента внедрения в клетку. К этим организмам неприменимо понятие обмена веществ метаболизма. Вирусы не увеличиваются в размерах (не растут). Вирусы не способны ни к делению, ни к половому размножению. Стратегия жизни безудержное размножение.

Рефлексия.

Вирусы - …….. паразитическая форма жизни. Согласно классификации организмов вирусы находятся на границе ……. и ……... Их считают живыми, поскольку они содержат ………… ………. и способны …………. ; в то же время их можно считать неживыми, поскольку они не имеют ……….. …………... Вне клетки-хозяина вирусы не …………. признаков жизни. Генетический материал вируса может быть представлен либо ….., либо……. Белковая оболочка вируса называется ……….. Она имеет ………… или ……….. симметрию. Мембранная оболочка представляет ………. слой. Полностью сформированная инфекционная частица называется …….. Вирусы могут воспроизводить себя только …….. живой клетки, поэтому они называются …….. ………. Вирусы, которые нападают на бактерии называются ……… неклеточная живого неживого размножаться клеточной организации проявляют ДНКРНК капсид кубическую спиральную билипидный вирион внутри облигатными паразитами бактериофаги генетический материал

I. Какие признаки и свойства являются общими для неклеточных и клеточных форм жизни ? 1) размножение путем деления 2) рост 3) способность к самостоятельному синтезу белков 4) наследственность и изменчивость 5) наличие лишь одной нуклеиновой кислоты II. Кем были открыты вирусы ? 1) Л. Пастером 2) М. Бейеринком 3) Д. И. Ивановским 1) И. И. Мечниковым 2) Ф. Д. Эреллем

III. В чем суть одной из основных гипотез происхождения вирусов ? 1) вирусы появились раньше клеточных организмов 2) вирусы произошли путем дегенерации клеток или их фрагментов 3) вирусы появились одновременно с клеточными формами 4) вирусы занесены на Землю из космоса IV. У какого вируса геном представлен двухцепочечной ДНК ? 1) кори 2) энцефалита 3) гриппа 4) бешенства 5) оспы

V. Какая из перечисленных болезней вызывается вирусом ? 1) дизентерия 2) туберкулез 3) корь 4) холера 5) брюшной тиф VI. Что такое капсид ? 1) покоящаяся форма вируса 2) белок, входящий в состав капсулы бактерий 3) белковая оболочка вирусной частицы 4) геном вируса 5) белок - рецептор клеточной оболочки бактерий

VII. Какие нуклеиновые кислоты находятся в составе вирусов ? 1) только ДНК 2) только РНК 3) или ДНК, или РНК 4) c совместно ДНК и РНК 5) ДНК или P НК в комплексе с липидами VIII. В состав какого вируса входит фермент обратная транскриптаза ( ревертаза )? 1) энцефалита 2) бешенства 3) ВИЧ 4) оспы 5) кори

Ответы на тесты: I - 4 II - 3 III - 2 IV - 5 V - 3 VI - 3 VII - 3 VIII - 3

Расшифруйте аббревиатуру. СПИД_____________________ ВИЧ_______________________

Оценочный лист работы учащихся на уроке. группы_________ Руководитель группы_____________________ Ф.И.О.памятка новый материал ответ на вопрос тестматрицавывод

Домашнее задание. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ : Составить тест – вопросы по теме Вирусы. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. §20 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ : 1. Приготовить сообщения о заболеваниях, вызываемых вирусами. 2. Написать эссе на тему «Как решить проблему борьбы со СПИДом?».