ТЕМА УРОКА : «Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений» ИМЯ УРОКА: «О вечном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Как важно вовремя успеть» Подготовка к сочинению – рассуждению на нравственно – этическую тему по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»
Advertisements

«… не бывает совсем не пострадавших от войны…» Урок литературы по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Милосердие – сердцебиение, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому… В.И. Даль Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь.
Цель урока: Повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; дополнить полученные знания новыми. Выделить параметры, по которым местоимения.
- Что значит родиться не в своё время? - Что значит жить, опережая время? - Что значит «быть с веком наравне? - «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»
Личные местоимения Тема урока :. 21 ФЕВРАЛЯ 21 ФЕВРАЛЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 г.
Введение. Язык и общество. Цель. Раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества; определить значимость и предназначение.
Обобщение по теме «Односоставные предложения». Цели: обобщить изученное об односоставных предложениях, развивать навыки самостоятельной работы учеников.
Тема урока: « Самостоятельные и служебные части речи.» Голубева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ 38 г. Тулы.
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Комплексный анализ текста. ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить языковые явления, расширить представление о тексте, его структуре, развивать и совершенствовать логические.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Понятие о союзах. Учитель МОУ СОШ 40 Королева И.И.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ по теме « ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ » Русский язык, 8 класс Кокорина О.Б МБОУ «СОШ» п.Пашия.
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
Транксрипт:

ТЕМА УРОКА : «Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений» ИМЯ УРОКА: «О вечном и непреходящем на уроках русского языка»

Цели урока Закрепить знания о видах односоставных предложений. Закрепить знания о видах односоставных предложений. Совершенствовать умение различать виды односоставных предложений. Совершенствовать умение различать виды односоставных предложений. Самостоятельно составлять предложения заданного вида. Самостоятельно составлять предложения заданного вида. Формировать представление о духовно- нравственных ценностях человека. Формировать представление о духовно- нравственных ценностях человека.

Словарь «Вечные и непреходящие ценности» 1) Общеславянское слово, от добра – « пора, время». Первоначальное значение «Большой, крепкий, 1) Общеславянское слово, от добра – « пора, время». Первоначальное значение «Большой, крепкий, вошедший в добу (пору)» вошедший в добу (пору)» (Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.- М., 2005 ) 2) Свойство души, состоящее в преобладании духовных, 2) Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1999.)

3) Предметы, явления, важные для культурной, духовной жизни какого-либо народа, общества. 3) Предметы, явления, важные для культурной, духовной жизни какого-либо народа, общества. ( Словарь русского языка: В 4 т. АН СССР. Институт русского языка/ Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1984 – Т.4.) ( Словарь русского языка: В 4 т. АН СССР. Институт русского языка/ Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1984 – Т.4.) Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. ( Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.)

5) Заимствованное из старославянского языка, в котором оно является словообразовательной калькой греческого sympathia (симпатия). Восходит к «страдание, боль, страсть, чувство» ( Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005) 6) Готовность помочь кому-нибудь или простить кого- нибудь из сострадания и человеколюбия. ( Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999)

Разминка на карточках-тренажёрах Времена не выбирают, В них живут и умирают. Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять, Будто можно те на эти, Как на рынке, поменять. Что ни век, то век железный. Но дымится сад чудесный, Блещет тучка; обниму Век мой, рок мой на прощанье. Время – это испытанье. Не завидуй никому. (А. Кушнер) (А. Кушнер) Выпишите по одному глаголу из текста. Разберите этот глагол на карточке-тренажёре. Выпишите по одному глаголу из текста. Разберите этот глагол на карточке-тренажёре. Какие односоставные предложения используются в тексте? Определите их тип. Какие односоставные предложения используются в тексте? Определите их тип. Укажите примеры, которыми можно проиллюстрировать правописание: а) чередующихся гласных в корне, б) частиц НЕ и НИ Укажите примеры, которыми можно проиллюстрировать правописание: а) чередующихся гласных в корне, б) частиц НЕ и НИ

Повторим изученное Укажите тип односоставных предложений. А) Прошу не умничать, - сказал я своему дядьке. – Сейчас неси сюда тулуп. Б) Барин, не прикажешь ли воротиться? В) Дай ему заячий тулуп. Александр Сергеевич Пушкин

Лексический эксперимент Земля! Люблю твое дыхание, Целую родники твои - И, не имеющий названья, Проходит тайный ток в крови. Земля! Люблю твое дыхание, Целую родники твои - И, не имеющий названья, Проходит тайный ток в крови. М.Р. Баинова М.Р. Баинова Задание: Найти определенно-личные предложения, подчеркнуть основы предложений. Задание: Найти определенно-личные предложения, подчеркнуть основы предложений. Что бы изменилось, если бы автор написал: Что бы изменилось, если бы автор написал: Земля! Я люблю твое дыхание, Я целую родники твои: Вывод: Фраза становится громоздкой, внимание на себя перетягивает местоимение "я", главной становится фигура поэта. Вывод: Фраза становится громоздкой, внимание на себя перетягивает местоимение "я", главной становится фигура поэта.

ЗАДАНИЕ. Переделайте неопределенно-личные предложения в двусоставные. ЗАДАНИЕ. Переделайте неопределенно-личные предложения в двусоставные. А) Его срочно вызвали на работу. А) Его срочно вызвали на работу. Б) Ему посоветовали обратиться к преподавателю. Б) Ему посоветовали обратиться к преподавателю. В) Соловья баснями не кормят. В) Соловья баснями не кормят.

Переделайте двусоставные предложения в безличные. А) Густой туман застилал долину реки. А) Густой туман застилал долину реки. Б) За ночь снег засыпал часть дороги, мороз сковал озеро. Б) За ночь снег засыпал часть дороги, мороз сковал озеро.

Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «По грибы». Определите, какие предложения составляют текст. Шоссе. Леса. Канавы. Дорожные столбы Налево и направо. С широкого шоссе Идем во тьму лесную, По щиколотку в росе Плутаем врассыпную. Набиты кузовки, Наполнены корзины. Одни боровики У доброй половины. Уходим. За спиной Стеною лес недвижный, Где день в красе земной Сгорел скоропостижно. (Как вы думаете, почему в этом стихотворении использованы односоставные и неполные предложения? Объясните выделенные орфограммы.)

Творческая работа Придумайте подписи к картинкам, используя односоставные предложения.

Герои какого произведения здесь представлены? Вспомните автора и название произведения.

Придумайте подписи к картинке, используя разные виды односоставных предложений

Прочитайте текст А. Лиханова Прочитайте текст А. Лиханова Бабушка говорила мне про нелюбовь. Считала её самым страшным. Да уж! Нелюбви хоть отбавляй. Бабушка говорила мне про нелюбовь. Считала её самым страшным. Да уж! Нелюбви хоть отбавляй. Но раз она есть, эта нелюбовь, существует и любовь. Существует внимание и интерес – одного человека к другому, к жизни, которая скрепляет людей чем-то невидимым. Золотой тонкой нитью. Но раз она есть, эта нелюбовь, существует и любовь. Существует внимание и интерес – одного человека к другому, к жизни, которая скрепляет людей чем-то невидимым. Золотой тонкой нитью. И когда жизнь уходит, остается золотая паутина памяти. Она соединяет тех, кто до нас, с нами и нас с теми, кто после нас. И когда жизнь уходит, остается золотая паутина памяти. Она соединяет тех, кто до нас, с нами и нас с теми, кто после нас. Она очень тонкая и очень хрупкая, эта паутинка, и всё-таки она есть. Она очень тонкая и очень хрупкая, эта паутинка, и всё-таки она есть. Не забудьте, ведь это нам сказано: любите друг друга. Не забудьте, ведь это нам сказано: любите друг друга. А) В каком предложении заключена главная мысль текста? А) В каком предложении заключена главная мысль текста? Б) Укажите тип предложения (односоставное или двусоставное). Б) Укажите тип предложения (односоставное или двусоставное). В) Как вы думаете, почему бабушка героя считала нелюбовь самым страшным? В) Как вы думаете, почему бабушка героя считала нелюбовь самым страшным?

Прочитайте стихотворение А.Дементьева. Как важно вовремя успеть Сказать кому-то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло! - Ведь все порушить может смерть. Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить, Плечо надежное подставить! И знать, что будет так и впредь. Но забываем мы подчас Исполнить чью-то просьбу вовремя, Не замечая, как обида кровная Незримо отчуждает нас. И запоздалая вина Потом терзает души. Всего-то надо – научиться слушать Того, чья жизнь обнажена. 1) О чем просит поэт своих читателей? 2) Передает ли этот текст определенные чувства? Объясните, почему. 3) Найдите слово, которое встречается в тексте 3 раза. Какой смысл вносит в стихотворение этот повтор? 4) Есть ли в этом тексте односоставные предложения? Назовите их тип.

Подведение итогов урока - Сумели ли мы закрепить знания о видах односоставных предложений? -Не было ли у вас затруднений в умении различать виды односоставных предложений? - Вы самостоятельно составляли предложения заданного вида? - Сформировалось ли у вас представление о духовно-нравственных ценностях человека?

Домашнее задание А) Напишите сочинение на тему «Доброе слово: оно необходимо каждому». А) Напишите сочинение на тему «Доброе слово: оно необходимо каждому». или или Б) Выполните задание в карточке (раздаточный материал). Б) Выполните задание в карточке (раздаточный материал).