Тема: «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования» Работу выполнила : Бредихина Г.В., учитель начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Универсальные учебные действия ст. преподаватель кафедры ФО Е. В. Сверкунова.
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Транксрипт:

Тема: «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования» Работу выполнила : Бредихина Г.В., учитель начальных классов МОУ гимназии 4, г. Одинцово 2012 год.

« Великая цель образования – это не знания, а действия» Герберт Спенсер ( английский философ, социолог )

Актуальность выбора темы Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как « умение учиться ».

Вывод : Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений

Проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться Пути решения проблемы : формирование универсальных учебных действий самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться

Цель квалификационной работы : - знакомство с универсальными учебными действиями, - изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на всех ступенях школьного образования

Задачи : изучить психолого - педагогические и теоретико - методологические основы формирования универсальных учебных действий ; изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий ; установить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ; выявить особенности формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в рамках среднего общего образования

Универсальные учебные действия В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия В более узком ( собственно психологическом значении ) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы ), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальность УУД носят надпредметный, метапредметный характер ; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности ; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса ; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально - предметного содержания ; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося

Функции универсальных учебных действий Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ;

Функции универсальных учебных действий создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Теоретико - методологическое обоснование формирования УУД : системно - деятельностный культурно - исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Психолого - педагогическая платформа : развитие личности в системе образования

Виды УУД личностные личностные познавательные познавательные регулятивные коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий : - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ; - действие смыслообразования ( ученик должен задаваться вопросом о том, « какое значение, смысл имеет для меня учение », и уметь находить ответ на него ); - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

сформированность внутренней позиции развитие мотивов учения

Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности

Регулятивные учебные действия ( обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности ) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно ; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата ; составление плана и последовательности действий ;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик ; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта ; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии ; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

общеучебные действия логические действия действия постановки и решения проблем

Познавательные универсальные учебные действия общеучебные ; логические ; действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ; знаково - символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта ( пространственно - графическую или знаково - символическую ) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область ; умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме ;

Общеучебные универсальные действия выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; рефлексия ( самоанализ ) способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели ; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров ; определение основной и второстепенной информации ; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей ; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных, несущественных ) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты ; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ; подведение под понятия, выведение следствий ; установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство ; выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог…

Виды коммуникативных действий планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия ; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация ; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критерии оценки сформированности УУД у учащихся соответствие возрастно - психологическим нормативным требованиям ; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

Готовность учителя к использованию УУД включает: владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.

Условия формирования УУД определение функций и содержания УУД; определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД; организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия); разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ( на основе образовательных ресурсов УМК « Перспектива ») Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов УМК « Перспектива », помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов по УМК « Перспектива » определяется следующими утверждениями : 1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий : коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы, личностные – определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. 3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно - психологических особенностей обучающихся. 4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах. 5. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий. 7. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения. Отличительной особенностью УМК является то, что основой всех учебных предметов выступают понятия « культура », « общение », « познание », « творчество ».

Представленное таким образом содержание образования в начальной школе позволяет получить в виде его конкретного результата развитые универсальные учебные действия, формированию которых на начальном этапе систематического обучения до сих пор не уделялось должного внимания.

Главные выводы : 1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему 2. Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка 3. В основе формирования УУД лежит « умение учиться » 4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения 5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному ( межпредметному ) изучению сложных жизненных ситуаций ; к сотрудничеству обучающихся и учителя 6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием

ПРИМЕР КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАДАЧИ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ( УМК « Перспектива » Окружающий мир 1 класс, рабочая тетрадь 1, стр.10. Отрывок из сказки А. С. Пушкина ) " Мы объехали весь свет ; За морем житьё не худо. В свете ж вот какое чудо : В море остров был крутой, Не привальный, не жилой ; Он лежал пустой равниной ; Рос на нём дубок единый ; А теперь стоит на нём Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами ».

1. Ознакомление : Вспомните и напишите ( Напишите с помощью трёх прилагательных ( или словосочетаний ), как выглядел остров, когда корабельщики впервые увидели его ) 2. Понимание : Постройте прогноз развития ( Подумайте, как бы могли развиваться события дальше, что ещё могло бы находиться, произойти на острове ?)

3. Применение : Сделайте эскиз рисунка ( схемы ), который показывает ( Нарисуй, как выглядел остров до и после превращения ) 4. Анализ : Раскройте особенности … Выдели две части в отрывке. Объясни своё мнение. 5. Синтез : Изложите в форме … своё мнение ( понимание )… Докажи, что в описаниях это один и тот же остров ) 6. Оценка : Оцените значимость … для... ( Почему изменения, которые произошли с островом, корабельщики называют « чудом »?)

В разработке задач учителя будут исходить из того, что уровни учебных целей : Ознакомление, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Оценка имеют отношение к любому УУД. Т. е. каждое УУД предполагается последовательно формировать на каждом уровне.

Диагностическая работа для учащихся 3- х классов на выявление уровня сформированности ОУУ, УУД и умений решать текстовые задачи Живой невод. Нужно ли представлять пеликана ? Его странную фигуру все хорошо знают. Давно поразил пеликан воображение впечатлительных людей. В легендах, мифах и религии оставил он свой след. Пеликаны – очень необычного вида птицы с мешком под клювом. На Земле обитают семь видов пеликанов. Самые распространенные из них – розовые и кудрявые пеликаны. Этих птиц отличает неуклюжее, массивное туловище, громадные крылья, короткие большие ноги, длинная шея и длинный клюв, который в 4-5 раз превосходит длину головы. Характерной особенностью этих больших светлоокрашенных птиц является сильно растяжимый кожный мешок на нижней стороне клюва. Вес пеликанов от 9 до 14 килограммов, длина около двух метров, размах крыльев до трех метров. Гнезда устраивают на деревьях, в скалах, на земле. Пары у пеликанов образуются на всю жизнь. Самки и самцы внешне похожи. Яйца насиживают по очереди, в течение дней. В гнезде 2-5 яиц. Птенцы пеликанов появляются на свет голыми и слепыми, пухом покрываются на восьмой день, а способными к полету становятся на 70- й день жизни. Пеликаны очень пугливы и в страхе могут бросить гнездо и птенцов ; перебираясь на новые места, не успевают вывести новое потомство, поэтому численность этих птиц сокращается.

Задание 1. Прочитай текст. Задание 2 ( Это задание направлено на определение уровня сформированности коммуникативныхдействий : читать текст и понимать его содержание ; отвечать на вопросы ; аргументировать и доказывать и на определение уровня информационных умений ). Ответь на вопросы, аргументируй свои ответы. Как ты думаешь, бывают ли взрослые пеликаны с массой 12 килограммов ? А с массой 20 кг ? Почему ? ( поясни свой ответ ) Может ли быть у пеликанов размах крыльев 30 дм ? Обоснуй свой ответ. Смогут ли за 1 месяц пеликаны высидеть птенцов ? Ответ обоснуй. Если птенцы пеликанов вылупились 1 июня, то смогут ли они отправиться в свой первый полет 15 июля ? Ответ обоснуй.

Задание 3 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности регулятивных действий и познавательных действий : выделение учебной задачи, определение цели, применять и преобразовывать полученные знания ). Поставь к условию задачи такой вопрос, чтобы задача решалась в одно действие. Запиши вопрос под условием на чистой строке. Бурый пеликан летит над морем на высоте 21 метр. Заметив добычу, он пикирует вниз и ныряет за ней на глубину 19 дм. Можно ли сразу ответить на твой вопрос ? Почему ? Реши задачу, запиши ответ. Задание 4 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности умения строить план решения задачи – одного изрегулятивных действий ). Пища пеликанов – только рыба, которую они « вычерпывают » своими клювами – ковшами. Сколько рыбы сможет выловить пеликан за неделю, если за 10 дней он может добыть 400 рыбин ? Составь план решения задачи ( что будешь делать и в какой последовательности ) и реши ее.

Задание 5 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности такого познавательного действия как преобразовывать одну информацию в другую ). Длина клюва пеликана в 4 раза превосходит длину головы. Длина головы на 45 см короче длины клюва. Какова длина головы ? Какова длина клюва пеликана ? Построй вспомогательную схему к задаче, запиши решение и ответ. Задание 6 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности регулятивных действий : умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность и учебно - интеллектуальных умений ). В западной Европе найти гнезда пеликанов можно лишь в низовьях Дуная. До пяти тысяч пар розовых пеликанов и около тысячи кудрявых гнездятся в этих краях каждую весну. Сколько всего птенцов могут вывести в этих местах пеликаны, если в каждом гнезде будет отложено по 3 яйца ? Из предложенных выражений выбери то, которое является решением данной задачи, найди его значение, запиши ответ. а ) 3 х б ) 3 х х 1000 в ) 3 х ( )

Задание 7 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности такого познавательного действия как применять полученные знания : анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, а также учебно информационное умение – умение добывать и использовать нужную информацию ). Из трех вылупившихся в гнезде птенцов пеликанам удается вырастить только одного малыша. Используя полученные данные в задании 6, узнай, во сколько раз меньше отправятся на зимовку с родителями подросших птенцов, чем вылупившихся ? Реши задачу двумя способами.

Для определения начального уровня сформированности ОУУ и УУД оптимальным является девятилетний возраст, так как у первоклассников и второклассников еще не заложены на должном уровне диагностируемые умения и действия. При анализе данной диагностической работы следует обращать внимание на : умение третьеклассников решать текстовые задачи арифметическим методом ; уровень сформированности ОУУ и УУД : 1) регулятивных ; 2) познавательных ; 3) коммуникативных. Правильные ответы при решении текстовых задач оцениваются баллом «2», неполные или частичные решения – баллом «1», неправильные и нерешенные задачи – баллом «0». Уровень сформированности ОУУ и УУД также оценивается баллами «2», «1», «0»: полностью сформированное умение и действие – 2 балла, частично – 1 балл, не сформировано – 0 баллов.

Заключение Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования : 1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

3. В основе формирования УУД лежит « умение учиться », которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности ( познавательные и учебные мотивы ; учебная цель ; учебная задача ; учебные действия и операции ) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Практические результаты ВКР В ходе выполнения ВКР : составлены памятки – ориентиры для учащихся начальных классов разработана Памятка для учителя, посещающего открытый урок, по анализу взаимодействия учителя и ученика, направленного на формирование УУД

Самооценка собственных достижений в освоении программы курса достаточный уровень подготовки к комплексному анализу ФГОС общего образования второго поколения ( могу рассматривать вопросы внедрения ФГОС с позиций административного, юридического, экономического, методического, информационного обеспечения ), высокий уровень готовности работать в соответствии с задачами стандарта ( планирую в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения ) В ходе выполнения выпускной квалификационной работы я попыталась систематизировать знания, полученные в рамках изучения курса, показать своё видение вопроса, внести творческое начало.

Использованная литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2. Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)» 3. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М А.Г. Асмолов. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли»