От вопроса к познанию Завороткина Ирина Николаевна, учитель начальных классов 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
От вопроса к познанию. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением.
Advertisements

Приемы развития исследовательских умений и навыков младших школьников Выступление на школьной научно-практической конференции «Педагогическая изюминка-2011»
Вопрос, как средство обучения Каков вопрос таков и ответ (Народная мудрость)
Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак "Мышление начинается.
Мои педагогические позиции: Учить надо не по закону, а по понятиям Смысл должен стоять впереди языка Наши ученики умнее нас Процесс обучения важнее результата.
Урок объяснения нового материала урок «открытия» знаний учениками.
Исследовательские проекты Исследовательская деятельность младших школьников.
«Согласно Федеральному Государственному Стандарту процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся»
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
В ыполнила: Куракина Светлана Германовна учитель начальных классов МОУ «Г имнази я 10 » г. Ржева 2013г.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Учитель : Кононенко А. А.. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Проблемное обучение - одна из составляющих ЛОП в активизации развивающего потенциала обучения.
Исследовательская деятельность младших школьников годы МОУ «СОШ 2 п. Кировский» МО учителей н ачальны х класс ов.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Транксрипт:

От вопроса к познанию Завороткина Ирина Николаевна, учитель начальных классов 2013

Чтение и работа с информацией Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; упорядочивать информацию по заданному основанию; находить в тексте примеры, доказывающие приведенные утверждения; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Повышение читательской компетентности Современные образовательные технологии Инновационные формы и методы работы Эффективные способы, приёмы

Роль вопроса в мышлении и обучении Повышают интерес и возбуждают любопытство, стимулируют активность. Включают учеников в процесс познания. Переключают и направляют мысль. Повышают способность учащихся видеть противоречия. Заставляют детей применять все свои способности. Фокусируют внимание на предмете исследования. Помогают ученикам лучше понять и запомнить информацию. Помогают учителю понять, как усвоен материал.

У нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Р. Киплинг Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. А. Кинг Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ. Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. И. Кант

Вопрос – это… 1) обращение, требующее ответа; 2) то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема. (С.И. Ожегов) высказывание, имеющее целью побудить слушающего сообщить нечто неизвестное говорящему или представляемое говорящим как требующее выяснения (О.С. Ахманова) словесный сигнал, с которого начинается процесс мышления (психология) наличие поиска в ситуации неопределенности (из англ.яз.)

Логическая структура вопроса Младшие школьники: - Что есть S? Специалисты в области логики: базисная информация + указание на её недостаточность

Классификация вопросов 1) познавательные (в т.ч. проблемные); 2) служебные 1) информационно-репродуктивные; 2) репродуктивно-познавательные; 3) собственно-познавательные 1) собственно-вопросительные (утвердительные, отрицательные, повествовательные); 2) вопросительно-побудительные; 3) вопросительно-риторические 1) альтернативные; 2) восклицательные; 3) встречные; 4) вторичные

1) повторяющие; 2) уточняющие; 3) развивающие 1) уточняющие; 2) восполняющие 1) простые; 2) сложные 1) корректные; 2) некорректные (провокационные) 1) простые; 2) объясняющие; 3) уточняющие; 4) оценочные; 5) практические; 6) творческие 1) зеркальные; 2) наводящие; 3) гипотетические

Пихолого - педагогические условия знание учителем особенностей вопросов младших школьников на уроке; развитие учителем у младших школьников умения выявлять проблемы и противоречия в изучаемом материале и на этой основе формулировать их в форме познавательных вопросов; наличие у преподавателя и учащихся знаний о типах вопросов и правилах их постановки; создание учителем ситуаций, способствующих постановке младшими школьниками познавательных вопросов; установка младших школьников на задавание вопросов в ходе уроков.

Практические упражнения 1. Удивляемся обычному Почему весной тает снег? Почему одни животные охотятся ночью, а другие – днём? Почему цветы имеют такую яркую окраску? Почему бывают наводнения? Почему зимой идёт снег, а летом только дождь? Почему Луна не падает на Землю?

2. Прием «тонких» и «толстых» вопросов Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли...? Мог ли…? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы... ?

3. Задай вопросы по рисунку 4. Задай вопросы о предмете. 5. Задай вопросы от имени другого.

6. Задай вопрос каждому герою стихотворения. У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Я не дам ей утонуть! Я спасу подружку Тоню: Подрисую что-нибудь!

7. Исправим чужие ошибки. А) Строганок – то, чем строгают. Копатка – то, чем копают. Колоток – то, чем колотят. Цепля – то, чем цепляют. Вертуция – то, что вертится. Лизык – то, что лижет. Мазелин – то, чем мажут. Кусарики – то, что кусают. Б) Говорите все в ответ Только «да» и только «нет». У луны горячий свет? Повар шьёт себе обед? Мчат по морю поезда? А по суше никогда? Надо брать в кино билет? У луны холодный свет?

8. Игра «Да – нет-ка» А) Спроси про букву (звук, число…) Б) Найди загадочное слово. 9. Игра «Угадай, о чём спросили». 10. Игра «Вопросы машине времени» 11. Найди причину события. 12. Приём «Мозаика»

13. Составляем вопросы по предложению. чтение предложения; выделение главной мысли ; задавание вопроса по поводу основного смысла предложения; задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.

Благодарю за внимание!