Конструирование урока в соответствии с современной нормативно – правовой базой Если не знаешь, как поступить, - поступай правильно. Карл Краус Если не.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
Advertisements

Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии в работе психолога Сообщение педагога-психолога лицея «Дубна» Сухаревой О.А. Сухаревой О.А.
Учитель физической культуры: Карпова Ирина Петровна.
Здоровьесберегаю щие технологии в рамках ФГОС. Дети от 6-17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Некрылова Оксана Юрьевна Аверьянова Светлана Викторовна.
«Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии» Выполнила: учитель технологии высшей категории МОУ «СОШ 5 с углублённым изучением отдельных предметов»г.Волжска.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов)
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Здоровьесберегающие технологии. Критерии здоровьесбережения на уроке Критерии здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе Количество.
Здоровьесберегающие образовательные технологии Материал подготовила Заместитель директора по ВР МОУ СОШ 20 Пушкарёва Татьяна Валерьевна Калуга, 2008.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
Что такое «здоровьесберегающая технология»? Это любая образовательная технология, обладающая качественными характеристиками, показывающими, как решается.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие педагогические технологии- это такие технологии, при использовании которых происходит процесс формирования, это такие технологии, при.
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов) Леднева Наталья Владимировна Зам. директора по УВР МОУ СОШ 8 Комсомольск-на-Амуре 2010.
Важные мысли Каждому хочется быть умным, красивым, сильным, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым.
Транксрипт:

Конструирование урока в соответствии с современной нормативно – правовой базой Если не знаешь, как поступить, - поступай правильно. Карл Краус Если не знаешь, как поступить, - поступай правильно. Карл Краус

Часть 1 Требование САНПИН к организации урока

ФЗ -273 «Закон об образовании в РФ» (вступает в действие с г) Ст. 41 Охрана здоровья обучающихся П.4.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 3)соблюдение государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.

Требование САНПИН к организации урока Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Постановление от г. 189 «Об утверждении САНПИН «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». П.2. Ввести в действие указанные санитарно – эпидемиологические правила и нормативы с г.

Факторы, влияющие на здоровье обучающихся Внешние факторы (за пределами ОО) Внутренние факторы (в самой ОО)

Нарушение требований САНПИН 1. В использовании классной доски. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию, хорошо очищаться влажной щёткой, иметь тёмно- зелёный цвет и антибликовое покрытие. Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки. (п.5, 7).

Нарушение требований САНПИН 2. В температурном режиме. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами (п.6.2.). Вид помещения Температура Учебные помещения, кабинеты, актовый зал, столовая, библиотека, гардероб ° С Спортзал, мастерские ° С Медицинский кабинет ° С

Нарушение требований САНПИН 3. В освещенности кабинетов. Светопроёмы кабинетов оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами (п ).

Нарушение требований САНПИН 3. В освещенности кабинетов. Для рационального использования дневного света следует не расставлять на подоконниках цветы (п ).

Нарушение требований САНПИН 4. В применении ТСО. Продолжительность непрерывного применения ТСО на уроках (п ). Класс Непрерывная длительность (мин.) Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения Просмотр динамических изображений Работа с изображением на индивидуально м мониторе компьютера Про- слуши- вание аудио- записи Прослуши- вание аудио- записи в наушниках

Нарушение требований САНПИН 5. В чередовании во время урока различных видов учебной деятельности (п.10.18). Класс Продолжительность одного вида учебной деятельности 1-4 класс 7-10 минут 5-11 класс минут

Нарушение требований САНПИН 6. В продолжительности урока. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должен превышать 45 минут (п.10.9). Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима: Сентябрь-октябрь 3 урока по 35 минут Ноябрь-декабрь 4 урока по 35 минут Январь-май 4 урока по 45 минут

Нарушение требований САНПИН 7. В отсутствии работ по профилактике утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроке следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (п ).

Физкультминутка Физкультминутка – кратковременные серии физ. упражнений : 3-5 (2-3 мин) Вопросы для обсуждения: 1. Время урока, когда необходимо проводить физкультминутки 2. Предназначение физкультминуток 3. Правила проведения физкультминуток

Задание 1 Провести физкультминутку для слушателей курсов.

9. Не учитываются принципы видеоэкологии Видеоэкология – раздел экологии, занимающийся исследованием влияния факторов через визуальный канал на эмоциональное состояние человека. Коротковолновый спектр Синий, голубой Успокаивающее воздействие Средневолновый спектр Зеленый, желтый Повышают трудоспособность Длинноволновый спектр Красный, оранжевый Возбуждающее воздействие

Часть 2 Гигиенические критерии рациональной организации урока п/ п Фактор ы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональ- ный Недостаточно рациональный Нерациональный 1. Гигиени- ческие условия в классе Температура, свежесть воздуха, освещенность класса и доски в соответствии с нормой Температура, свежесть воздуха, освещенность класса и доски (большинство параметров в соответствии с нормой) Температура, свежесть воздуха, освещенность класса и доски не соответствуют норме

Часть 2 Гигиенические критерии рациональной организации урока п/ п Фактор ы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональ- ный Недостаточно рациональный Нерациональный 2 Плот- ность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90%Более 90%

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 3. Число видов учебной деятельности 4-7 Смена вида деятельности через 8-9 минут 2-3 Смена вида деятельности через минут 1-2 Смена вида деятельности через 20 минут Нет смены вида деятельности

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 4. Число видов преподавания Не менее 3 Чередование не позже, чем 15 мин 2 Чередование не позже, чем 20 мин 1 Нет чередования видов деятельности

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 5. Наличие методов, способствующие активизации учащихся Преобладают интерактивные, активные методы и методы свободного выбора Преобладают активные методы Используются пассивные методы

Эффективность методов обучения Вид Эффективность 1.Лекция 5% 2. Чтение самостоятельно 10% 3.Аудио-видео 20% 4. Показ - демонстрация 30% 5.Дискуссия 50% 6.Сам. работа 75% 7.КСО90%

Утомление Утомление – возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости

Эффективность усвоения знаний учащимися Время урока Эффективность усвоения материала 5-25 минута 80% минута 60-40% минута 10%

Интенсивность умственной деятельности учащихся на уроке Часть урока ВремяНагрузка Деятельность 1 этап Врабатывание 5 мин Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную, повторение 2 этап Максимальная работоспособность мин Максимальное снижение на 15 мин Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3 этап Конечный порыв мин Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 6. Наличие эмоциональных разрядок (число) 2-31 нет

Эмоциональные разрядки Вопросы для обсуждения 1. Что такое «эмоциональная разрядка»? 2. Виды эмоциональных разрядок? 3. Приведите примеры различных видов эмоциональных разрядок

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 7. Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 7. Чередо- вание позы учащихся Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель всегда наблюдает за посадкой учащихся. Имеются случаи несоответствия позы учащегося виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 9. Физкульт минутки Две за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого 1 физкультминутка за урок с недостаточной продолжительностью. Отсутствие физкультминуток

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 10. Психоло- гический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный. Преобладают отрицательные эмоции.

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нераци- ональ- ный 11. Наличие в содержа- тельной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни В ходе сообщения нового формируется отношение к человеку и его здоровью как ценности; вырабатываются способы безопасного поведения Вскольз Нет

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточн о рациональный Нераци- ональ- ный 12. Наличие мотивации деятельности учащихся Постоянно На большинстве уроков Нет

Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нераци- ональный 13. Окончание урока Спокойное, рефлексия. Ответы на вопросы учащихся. Домашнее задание с комментарием. Урок окончен со звонком. Окончание урока в быстром темпе, без рефлексии, без возможности задать вопрос, домашнее задание без комментариев. Но урок закончен со звонком. После звонка: домашнее задание, подведение итогов урока

Часть 3. Факторы воздействия личности учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся Качества учителя, оказывающие негативное влияние Качества учителя, оказывающие положительное влияние 1.Авторитарность 1. Способность к сотрудничеству 2.Несдержанность, вспыльчивость 2. Умение владеть своими эмоциями 3. 4.

Часть 4 Технологии - здоровья сберегающие 1.Личностно-ориентированные технологии 1. Распределение функций между полушариями Левополушарные люди Правополушарные люди Равнополушарные люди 2. Тип восприятия информации Аудиальное восприятие Визуальное восприятие Кинестетическое восприятие 3. Гендерный аспект Маскулинные группы Фемининные группы Андрогинные группы

Часть 4 Технологии - здоровья сберегающие 2. Педагогика сотрудничества (КСО) 3. Технология уровневой дифференциации на основе обязательных образовательных результатов 4. Технология проектной деятельности 5. Игровые технологии

Часть 5. Типичные действия учителей, приводящие к потере времени на уроке ?

Часть 4. Типичные действия учителей, приводящие к потере времени на уроке 1. Дети входят в кабинет по звонку. 2. Проверка отсутствующих 3. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. 4. Выяснение причин опозданий. 5. Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку. 6. Гадание над журналом: «Кто пойдет к доске?» 7. Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку

Часть 4. Типичные действия учителей, приводящие к потере времени на уроке 8. Требование вставать для произнесения реплики в процессе беседы. 9. Опрос по вопросам, содержание которых не будет использовано на текущем уроке. 10. Включение информации, которая не предусмотрена программой. 11. Отсутствие четких инструкций при организации деятельности обучающихся. 12. Запись в тетрадь информации, которая есть в учебнике. 13. Вычерчивание сложных таблиц, схем

Принципы здоровьесбережения Задание: сформулировать принципы здоровьесбережения

Принципы здоровьесбережения Не навреди! Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся Непрерывность и преемственность Соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям Комплексный, междисциплинарный подход Успех порождает успех Ответственность за свое здоровье

Эссе «Урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников» 1. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся уроке необходимо использовать (учитывать, обеспечивать)… 2. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно создавать…избегать… 3. Формируя ценностное отношение учащихся к собственному здоровью, необходимо… 4. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, нужно организовывать… проводить…

Часть 6. Междисциплинарное взаимодействие Интегрированные уроки Напишите эссе, используя один из афоризмов: 1. Здоровье – это не все, но без здоровья – ничто (Сократ). 2. В здоровом теле- здоровый дух (Ювенал). 3. Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье (Г. Гейне) 4. Здоровье – мудрых гонорар (П.Ж. Беранже). 5. Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь (М. Монтель) План эссе 1. Высказывание об авторе. 2. Почему этот афоризм верен? 3. Сфера использования афоризма. 4. Примеры из жизни. 5. Согласны ли вы с автором афоризма? 6. Заключение (обобщение, обращение к личному опыту).

Внеклассная работа Диспут «Здоровый образ жизни» 1. Раскройте смысл понятий «образ жизни», «здоровый образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни» и раскройте специфику их влияния на человека. 2. Что такое «психическое здоровье», «физическое здоровье», «социальное здоровье»? 2. Назовите основные факторы здорового образа жизни и раскройте специфику их влияния на человека.

Гигиенические критерии рациональной организации урока 1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА

Спасибо за внимание!