Родительское собрание «ОБЩЕНИЕ С ПОДРОСТКОМ БЕЗ КОНФЛИКТОВ» Выполнила: педагог –психолог ГБОУ Борский психологический центр Рыбак Любовь Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание «Мой ребенок становится трудным» Классный руководитель 4 «Б» класса Андреева Наталья Владимировна Муниципальное общеобразовательное.
Advertisements

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «МОЙ РЕБЁНОК СТАНОВИТСЯ ТРУДНЫМ»
Родительское собрание по теме «Мой ребёнок становится трудным…»
Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому, что кто-то не сказал: «Извини»? И.Д.Вильде.
Составитель: Коробка О. И., Еремия Л. В. Тема: «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения»
ВЕТКЕ ВЕТКЕ ПОЙМАЕШЬ ВЕТКЕ ПОЙМАЕШЬ СКУЧНО ВЕТКЕ ПОЙМАЕШЬ СКУЧНО ФИЛИН.
Тема лектория: «Конфликты с собственным ребёнком «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения»
(внеклассная работа, родительское собрание) Автор: Артюх Светлана Николаевна, учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская.
ТЕМА ЛЕКТОРИЯ КОНФЛИКТЫ КОНФЛИКТЫ С СОБСТВЕННЫМ РЕБЁНКОМ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ С СОБСТВЕННЫМ РЕБЁНКОМ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
Тема лектория: «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения» «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ И. Д. Видьде Вопросы для дискуссии: Какого ребёнка можно отнести к трудным детям? Причины трудности ребёнка – это результат семейной.
От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов. Сенека Вся наша жизнь зависит от того, из какой детской мы вышли». Ю.В.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3 КЛАССЕ. Цели: ПОЗНАКОМИТЬ РОДИТЕЛЕЙ С ПРИЧИНАМИ, КОТОРЫЕ СТИМУЛИРУЮТ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ФОРМИРОВАТЬ У РОДИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРУ.
Мой ребёнок становится трудным. Результаты анкетирования родителей 1. «Трудный ребёнок» глазами родителей: не слушается, грубит; не слушается, грубит;
«Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения»
Родительское вече «Спешите любить ребенка» Мы не создаем законов для наших детей, все, что мы можем сделать для них, это дать им ценный пример. Британський.
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения Социальный педагог МОУ « СОШ 31» Т. А. Калиничева.
Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения Родительское собрание во 2 классе.
Транксрипт:

Родительское собрание «ОБЩЕНИЕ С ПОДРОСТКОМ БЕЗ КОНФЛИКТОВ» Выполнила: педагог –психолог ГБОУ Борский психологический центр Рыбак Любовь Ивановна

1. Особенности подросткового возраста. 2. Тест «Роль родителя». 3. Причины неуправляемости подростков. 4. Причины и варианты исхода конфликтов. 5. Разбор ситуаций, требующих разрешения. 5. Обсуждение сказки «История о золотом яйце». 6. Правила для родителей подростков. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ «Подростковый возраст стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Я - ПОДРОСТОК Подрос Т О К - это ребенок, который... ПОДРОС и Т (теперь) О (чень) К (рут) или по крайней мере ему так кажется. Состояние подростка можно сравнить с состоянием волнующихся, полных сил скаковых лошадей, нервно постукивающих копытами и с нетерпением ожидающих, когда же перед ними наконец откроются ворота.

Проявления: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью; эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения. Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки лет.

Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться. Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости. Веселье, радость может быстро смениться апатией. Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.

Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать. Интересно все сразу и ничего. Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем». При всей своей самоуверенности подросток очень не уверен в себе.

Назовите слова-ассоциации к слову «подросток» упрямство трудный возраст кризис переходный возраст конфликт проблемы взросление Подростки - вовсе не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах. УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»

РОЛЬ РОДИТЕЛЯ Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.

ТЕСТ «РОЛЬ РОДИТЕЛЯ» Варианты ответов на вопросы: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; не могу – 1 балл. 1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком? 2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? 3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? 5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? 6. Поставить себя на место ребенка? 7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? 9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? 10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? 11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будите не во что вмешиваться? 12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? 13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? ТЕСТ «РОЛЬ РОДИТЕЛЯ»

РЕЗУЛЬТАТЫ баллов – вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты баллов - порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. менее 18 баллов- у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно и того и другого.

Причина первая – борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте взрослых.

Причина третья – жажда мщения взрослым. Ребенок мстит за: неверие в его возможности и способности; сравнение не в его пользу со старшими и младшими братьями и сестрами; за унижение друг друга в кругу семьи; за потерю одного из родителей в кругу семьи; за появление в доме нового члена семьи; за родительскую ложь; за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

Причина четвертая – неверие в свой успех Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий; низкая самооценка, поощряемая педагогом и родителями; плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка; отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Конфликт (от лат. сопflictus столкновение) трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других – затаенной обидой, а бывает, что и настоящим сражением.

кризис переходного возраста; стремление к самостоятельности и самоопределению; требование большей автономности во всем – от одежды до помещения; привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье; бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

нежелание признавать, что ребенок стал взрослым; боязнь выпустить ребенка из «гнезда», неверие в его силы; проецирование поведение ребенка на себя в его возрасте; борьба за собственную власть и авторитетность; отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка; не подтверждение родительских ожиданий.

Ситуация 1. Вы пришли с работы усталая, а Ваша дочь устроила беспорядок в комнате, на кухне и не собирается убирать за собой. Ваши действия: А) Из-за того, что ты здесь устроила, завтра не пойдешь в кино. Б) Я разрешу тебе пойти на дискотеку, если ты сейчас же наведешь порядок в комнате. В) А я иду сегодня с работы усталая и думаю, как замечательно бы было, если бы ты прибралась в квартире. Г) Давай уберем в комнате, чтобы легко думалось, а потом обсудим, что будем делать в выходные. Д) Я знаю, что ты у нас быстрая на подъем, когда захочешь, все делаешь быстро.

Ситуация 2. Ваш сын сидит за подготовкой домашнего задания довольно продолжительное время, Вы заглядываете к нему в комнату и обнаруживаете, что он просто «витает в облаках». Ваши действия: А) Если ты будешь быстро и хорошо выполнять домашние задания, я буду давать тебе деньги на карманные расходы. Смотри, так ты много не заработаешь! Б) Учеба – твой долг. Если не будешь выполнять домашние задания, не сможешь окончить школу и поступить в университет. В) А ну-ка быстро за уроки! Через полчаса приду и проверю, как ты справился! Г) Ну-ка попробуй сам распределить, сколько тебе нужно времени на математику, на русский язык, на устные задания, а потом посмотрим. Сумеешь ли ты уложиться в это время. Д) (удивленно) Как, час прошел, а ты еще и не начинал?

Ситуация 3. Вы узнали, что Ваш сын проводит время с ребятами, которые гораздо старше его. Они не знают, чем заняться и просто слоняются повсюду. Ваши действия: А) Я запрещаю тебе водить дружбу с этими ребятами! Они старше тебя и кто знает, что у них на уме! Б) Завтра ты встанешь в 6.30, потом я сама отведу тебя в школу, после занятий заберу тебя и будешь сидеть дома под моим присмотром! В) Ты уверен, что это твой круг общения и эти друзья будут нужны тебе в будущем? Г) Ты – общительный человек и сможешь подружиться с кем ты захочешь и найти друзей, с которыми можно интересно и полезно проводить время. Д) Ты уверен, что эти друзья подходят тебе?

Ситуация 4. Вы заметили, что Ваша дочь лжет: говорит, что на уроке ее не спрашивали, а домашние задания не задают. Ваши действия: А) Если ты будешь меня обманывать, я буду каждый день звонить твоим одноклассникам и узнавать, какие оценки ты получила. Пусть тебе будет стыдно! Б) Я требую, чтобы ты прекратила лгать! В) Я знаю, что ты искренний человек и хочу, чтобы ты не боялась говорить мне правду, какой бы она ни была. Г) Ты должна прекратить мне лгать, ведь я все равно узнаю правду. Люди тоже перестанут доверять и прекратят общаться с тобой. Д) Сегодня слышала разговор детей из вашего класса. Сегодня все получили оценки. Я знаю, что задание было сложным. Интересно, как ты справилась с ним?

Первый вариант - выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком? Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого. Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается, в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители.

Второй вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой ради ребенка. Какова опасность такого поведения для ребенка. (трудности общения в коллективе).

Третий вариант – выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и Я – сообщение. Активное слушание – возвращение в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д.) Я- сообщение - говоря о своих чувствах ребенку.

Дорогие родители! Позвольте представить вам сказку Оксаны Ахметовой «История о Золотом Яйце». В ней, в знакомый с детства образ «не простого, а золотого» яичка зашифровано послание. «История о Золотом Яйце» это сказка-предупреждение.

Жили-были Дед и Баба. И пришла к ним однажды курочка Ряба. Не просто так пришла – по делу. Подарила яичко золотое. Волшебное! И говорит: Вылупится из яичка Чудо Чудное, диво дивное, если вы научитесь его любить и беречь. Если будете греть каждый миг теплом любви. Если научитесь с Чудом Чудным через скорлупу разговаривать, да понимать его потребности. В общем, нужно вам будет приложить немало труда, чтобы Чудо Чудное созрело, да в свой срок из Золотого Яйца вылупилось. А что за чудо-то? А вот как вылупится, тогда сами и узнаете. Дед говорит: Зачем его греть? Меня всё детство грели-грели, даже перегрели! До сих пор от жары тошнит! Моё мнение – не надо его постоянно греть, надо самому себе предоставить. Естественные условия, так сказать.

Баба в ответ: Я знаю много методик обращения с яйцом. И буду следовать советам умных людей, а не какой-то там курицы. Дед: Главное, не перегрей. Яйцу нужна полная свобода. Баба: Конечно, дорогой. На том и порешили. Ну, как знаете, говорит курочка Ряба. – Моё дело предупредить. Ваше – услышать или не услышать. А я пошла дальше – дарить добрым людям новые Золотые Яйца. И ушла. А Дед с Бабой построили для яйца отдельный инкубатор. Напичкали его по последнему слову техники, положили туда Золотое Яйцо. И занялись своими Важными Делами. Дед – в лесу, баба – в поле. А Золотому Яйцу – полная воля. Что хочешь, то и делай.

Покаталось-покаталось Золотое Яйцо по инкубатору, замёрзло Чудо Чудное внутри скорлупы, да и зовёт: Мама! Папа! А их и нет. Каждый своим делом занят. Сжалось Чудо Чудное внутри золотой скорлупы, чтобы согреться, и заплакало от обиды. Плакало-плакало. Так в лужице и уснуло. А как проснулось – поняло Чудо Чудное, что замёрзло оно пуще прежнего! Думает: Раз мама с папой меня не греют, буду само греться, как умею! И ну, в Золотом Яйце бушевать… Трясёт бедное Чудо Чудное скорлупу, чтобы согреться. А со стороны видится, будто Золотое Яйцо само себе вред наносит: по инкубатору летает, всё на свете сшибает, и углы ему –не углы, и косяки не косяки. Никакого чувства самосохранения…

А тут и Дед с Бабой вернулись. Ну, говорят, а вот и мы. Инкубатор работал исправно, техника не подводила ни разу. По нашим подсчётам, пришло время Чуду Чудному появляться на свет. Посмотрим- посмотрим, кто там вылупится. Не меньше, чем лебедь, в таких-то условиях! Подходят к Золотому Яйцу, а из яйца в ответ – тишина. Только хлюпанье какое-то доносится. Не поняли Дед с Бабой, удивились. Взяли Яйцо в руки, постучали тихонько. Всё то же хлюпанье. Странно… Эй, Ряба, зайди к нам в дом на пол часика, зовут. – Ты нам Чудо Чудное обещала. А у нас какая-то ерунда. Не вылупляется Чудо Чудное. Разобраться надо.

Вернулась курочка Ряба. На яйцо взглянула. Охо-хо, родители… Кто в яйце, увидеть не хотите ли? Ну, хотим… – переглянулись Дед и Баба. – А как? Тут взмахнула курочка Ряба своим пёстреньким крылышком, и разлился в инкубаторе неземной свет. И увидели Дед и Баба в скорлупе…озеро слёз, в котором плавало странное крохотное существо: с клювом птенца и жабрами рыбы. Это…кто? – опешили Дед и Баба. Это Чудо Чудное, вздохнула курочка Ряба. – Ишь как приспособилось, бедное… Жабры отрастило, плавники… Расти перестало… А ведь какая должна была появиться красота! Жар-Птица была задумана, милые. Жар-Птица… И с этими словами курочка Ряба поклонилась Золотому Яйцу и ушла. Дед и Баба остались сидеть в своём инкубаторе, Золотое Яйцо в ладонях греть, да думушку думать : что же они сделали не так, и как ттеперь всё исправить…

«История о Золотом Яйце» это сказка-предупреждение. И поэтому, в её конце показан закономерный результат несоблюдения героями сказки самого главного условия, при котором может появиться на свет Чудо Чудное, диво дивное… И пусть в каждом из вас будет столько любви и чуткости, сколько нужно вашим детям!

Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

«Важнее всего для меня чувствовать, что меня любят и ценят независимо от того, насколько глупо и нелепо я могу выглядеть. Мне нужен тот, кто верит в меня, потому что я сам часто бываю в себе не уверен. Мне нужен тот, кто мог бы спокойно, без всякой критики выслушать меня и помочь мне разобраться в самом себе. Мне нужно, чтобы близкий человек успокоил меня. Мне нужно место, где я мог бы поплакать и где бы никто надо мной не смеялся. Мне нужен человек, который всегда будет рядом. Мне также нужен тот, кто громко и четко скажет: "Остановись!" Но люди не должны читать мне нотации и напоминать о моих прежних глупостях. Я и сам знаю о них и чувствую свою вину».

Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать свободное время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг (кружки и секции). Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из-под их контроля.

Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков. Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Не перегружайте ребенка опекой и контролем. Демонстрируйте взаимное уважение. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха. Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.

РЕБЕНОК - это кусок глины, из которой можно вылепить красивую (или не очень) статую, красота статуи зависит не только от мастера, но и от желания самой глины стать ею. ПОДРОСТОК - это все еще тот же кусок глины, но приобретающий более заметные черты будущей скульптуры, но глина еще мягкая и можно что-то исправить или испортить. Со временем глина твердеет.... И когда подросток взрослеет и становится сложившейся личностью, уже не будет возможности что либо исправить. НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ! Успехов Вам, уважаемые родители!!!