Тема 1. Организационное поведение: сущность, место в системе наук, исторический и современный аспекты, методы исследования 1.Определение предмета и целей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Advertisements

Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Введение в теории мотивации. Потребность ценность Вознаграждение мотив Удовлетворенность или неудовлетворенность Мотивация – внутренний процесс, приводящий.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Теория организации МАКИЕНКО МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА. Сущность мотивации в теории организации Вопросы : 1. Основные параметры изучения мотивации 2. Теории мотивации.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения.
Наблюдение Эксперимент Имитация. метод сбора информации посредством фиксации функционирования исследуемых объектов без установления исследователями контактов.
Презентация на тему: Методы исследования в биологии.
Выполнил: Василенко А.М. Т 11 Т (420 гр.). Управленческая этика - совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение,
Нравственные принципы взаимоотношения руководителя и подчиненного. Стили и методы руководства Презентацию подготовили: Полякова Дарья; Камаева Наталья;
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Выполнил Петух В. В.. Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Транксрипт:

Тема 1. Организационное поведение: сущность, место в системе наук, исторический и современный аспекты, методы исследования 1. Определение предмета и целей ОП. Уровни исследования ОП. 2. Место ОП в системе наук. 3. Модели ОП. 4. Методы исследования ОП. 5. Перспективы развития ОП как науки.

организационное поведение (ОП) представляет собой исследование индивидов и групп в организациях. Организационное поведение обычно анализируется на трех уровнях: индивидуальном групповом организационном.

Понимание поведения людей в организации требует точной информации о личности работников (отношения, восприятие, мотивы поведения), о группе, к которой они принадлежат (коммуникационные сети, групповые нормы, ценности и правила), и об организации, в которой они работают (организационная культура, ценности, нормы, правила, формальная и неформальная структура).

В качестве важнейших индикаторов организационного поведения обычно рассматриваются следующие показатели: производительность труда, абсентеизм (прогулы) текучесть персонала.

Еще один индикатор организационного поведения связан с удовлетворенностью работой, то есть с отношением персонала к выполняемой работе. существует связь между удовлетворенностью работой и производительностью труда; удовлетворенность работой снижает вероятность абсентеизма и текучести персонала; менеджеры в значительной степени отвечают за интересное содержание работы, адекватное вознаграждение и удовлетворение работой своих подчиненных.

К основным целями организационного поведения будем относить : объяснение прогнозирование контроль поведения людей в организациях.

Авторитарная модель организационного поведения была доминирующей до начала ХХ века. Менеджеры ориентированы: на формальные, официальные полномочия, на право отдавать приказы подчиненным. Предполагается: работников надо направлять, принуждать к работе, в чем и состоит основная задача руководства, необходим жесткий контроль над трудовым процессом со стороны менеджмента.

В 1930-х гг. появилась новая модель организационного поведения - модель опеки. Работодатель рассматривает в качестве основного мотивирующего фактора потребность сотрудников в безопасности. Данная модель приводит к усилению зависимости работника от организации. Работнику, отдавшему компании часть своей жизни трудно покинуть ее. В рамках модели опеки предполагается, что сотрудникам компании постоянно внушаются мысли, что организация заботится о них. Чувство удовлетворения не является сильным стимулом для персонала, оно вызывает только пассивное сотрудничество. Модель Опеки лишь немного эффективнее авторитарной модели.

Поддерживающая модель опирается на руководство, или лидерство, когда менеджеры создают климат, стимулирующий рост работников и использование их способностей в интересах организации. Лидер убежден, что работники активны по своей природе и стремятся к достижению целей организации, а пассивность и равнодушие являются результатом неадекватной рабочей атмосферы. Если руководство предоставит возможность, сотрудники готовы брать на себя ответственность, вносить вклад в выполнение рабочих заданий и активно учиться. Задача менеджмента состоит в поддержке усилий работников, направленных на выполнение рабочих заданий, а не просто в предоставлении льгот и выплате премий.

Коллегиальная модель представляет собой дальнейшее развитие поддерживающей модели организационного поведения. Коллегиальная модель наиболее адекватна условиям интеллектуального труда и значительной свободы действий сотрудников. Успех коллегиальной модели зависит от активного формирования у работников чувства партнерства.

Анализ моделей организационного поведения позволяет сделать следующие выводы: развитие и смена моделей во многом определяются доминирующими потребностями работников; в настоящее время отмечается тенденция к появлению новых моделей; эффективность применения модели во многом зависит от конкретной ситуации.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ Теория это совокупность взаимосвязанных концепций, определений и гипотез, которые призваны объяснять и предсказывать явления. Основной частью научной основы организационного поведения является метод, который включает в себя четыре этапа. 1. Уточняется исследуемый вопрос или проблема. 2. Формулируются одна или несколько гипотез или объяснений, которые подлежат исследованию. У гипотез может быть несколько источников, в том числе предварительный опыт и тщательное изучение литературы, посвященной данной теме. 3. Создание схемы исследований общего плана или стратегии проведения исследований, направленных на проверку гипотезы или гипотез. 4.Сбор, анализ и интерпретацию фактов.

Переменная это параметр, используемый для описания реального явления. Гипотеза это предварительное объяснение взаимосвязи двух или более переменных. Переменная заинтересованности это событие или явление, упомянутое в гипотезе, которое указывает на то, что намерен объяснить исследователь. Независимая переменная это событие или явление, которое, согласно предположению, высказанному в гипотезе, воздействует на одно или более событий и явлений, являющихся зависимыми переменными.

Промежуточная переменная это событие или явление, обеспечивающее связь, посредством которой независимая переменная оказывает влияние на зависимую. Модератор-переменная это событие или явление, систематические вариа­ции которого меняют взаимоотношения независимой переменной и зависимой переменной. Валидность это степень уверенности относительно результатов исследования. Достоверность это согласованность и стабильность результатов по задан­ной шкале измерений.

Причинность это предположение о том, что изменения независимой переменной вызывают изменения зависимой переменной. Для демонстрации причинной связи необходимо представить три типа доказательств: 1)переменные должны показать наличие взаимосвязи или корреляции; 2) одна переменная должна предшествовать другой во времени 3) другие причинные факторы должны отсутствовать.

схема исследований это общий план или стратегия проведения исследований для проверки гипотезы (гипотез). Существуют четыре наиболее распространенные схемы исследований: лабораторные эксперименты, полевые эксперименты, изучение отдельных случаев полевые обследования

Лабораторный эксперимент проводится в искусственной обстановке; исследователь может вмешаться в нее и манипулировать одной или несколькими независимыми переменными в ситуации жесткого контроля.

Полевой эксперимент это исследование, которое проводится в реальной обстановке Исследователь может вмешиваться, манипулировать одной или несколькими независимыми переменными и контролировать ситуацию настолько тщательно, насколько она это позволяет.

Изучение отдельных случаев это глубокий анализ одной или нескольких ситуаций. К изучению отдельных случаев прибегают тогда, когда о явлении извест­но очень мало, а исследователь хочет тщательно и детально изучить существующие концепции. Иногда этот метод используют для выработки теории, которую затем проверяют с помощью других методов исследования.

Полевое обследование это метод исследования, который опирается на ис­пользование каких-либо анкет для первичного описания и/или предсказания некоторого явления. Основной задачей полевого обследования является установление взаимосвязей переменных. Этот метод пригоден для широкого спектра исследований по ОП, например, для проверки гипотез и тео­рий, а также оценки программ.

Интервью это личное, телефонное или компьютерное общение, в ходе которого респондентам задают интересующие исследователя вопросы. В процессе структурированного интервью респондентам задают одни и те же вопросы в одинаковой последовательности. Неструктурированное интервью имеет более спонтанный характер и не требует одинакового формата.

Наблюдение включает созерцание события, объекта или человека и ведение записей об увиденном. Наблюдения имеют два преимущества: 1)поведение фиксируется в момент его проявления, а не по опросам людей, после того как все уже произошло; 2)наблюдатель может получить факты, которые сами субъекты не могут или не хотят предоставить ему.

В анкете задают респондентам вопросы об их мнениях, установках, ощущениях и/или просят дать описания, имеющие отношение к рабочим вопросам. Вопросы могут быть открытыми или структурированными в формате «верно неверно» или множественных выборов. К преимуществам анкеты относятся низкая стоимость и тот факт, что анонимность способствует более искренним ответам.

Опосредованные измерения позволяют получить данные, не изменяя существующей ситуации. Иногда эти методы называются ненавязчивыми измерениями, по­ скольку предусматривается недопущение вторжения в исследуемую ситуацию. Опосредованные измерения могут делать акцент на физических следах, архивах и скрытом наблюдении. Главным преимуществом опосредованных измерений является то, что они не нарушают исследуемую обстановку и, таким образом, позволяют избежать реакции респондента на исследователя. К недостаткам следует отнести косвенность, на основании опосредованных измерений иногда делают некорректные заключения.