Адаптация пятиклассников к школе Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптация к многоголосице требований учителей; Увеличение количества предметов; Кабинетная система; Единство подхода к критериально - оценочной деятельности.
Advertisements

Адаптация Первы й период – это первый год жизни ребенка; Первы й период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить;
Информация подготовлена: методистом Регионального социопсихологического центра Антошкиной И.В. Август 2013 г.
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ – МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ ! МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ – МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ !
Р Е Б Е Н О К Сверстники Родители Педагоги «Я ученик»
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
Психофизиологические особенности детей 6-7 лет. Психологические особенности Аспекты развития ребенка, которые влияют непосредственно на его состояния,
Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли,
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Адаптация учащихся к обучению в школе Мир будущего первоклашки При поступлении в первый класс детям обязательно задают вопрос общего характера: об их поле.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов 2007 – 2008 учебный год.
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Адаптация.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Адаптационный период для первоклассников. Значение слова « адаптация » Термин " адаптация " имеет латинское происхождение и обозначает приспособление.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
Транксрипт:

Адаптация пятиклассников к школе Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Основной целью сопровождения является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает: развитие саморегуляции детей; предупреждение и снижение тревожности; помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей пятиклассников.

НЕОБХОДИМО: Учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития, так как ребенок стремится казаться более взрослым;

Уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;

Анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе считается: 1. благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия; 2. отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья; 3. хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей.

появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; - появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя;

- нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

Этапы адаптации Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели. Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Принципы психолого- педагогической поддержки: согласие ребенка на помощь и поддержку; опора на личные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество; содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации пятиклассников к школе Работа с документами Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Изучение представлений педагогов. Протоколы диагностики. Журнал консультаций. Диагностика развития познавательных процессов, социометрия, определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей. Консультации и малые педсоветы с педагогами начальных школ и среднего звена. Консультации по результатам диагностики. Родительское собрание Учебные трудности пятиклассников» Анкетирование. Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог)

IчетвертьIчетверть Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей. Анализ анкет. Сбор анамнеза. Учет посещения занятий и динамики поведения детей. Журнал консультаций Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября). Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. Консультации в режиме динамического наблюдения. Предварительн ое подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Родительское собрание Хорошо ли вашему ребенку в школе? Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога

II четверть Учет посещения занятий и динамики поведения детей. Журнал консультаций Занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности Консультации в режиме динамического наблюдения. Предвари тельное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога

III четверть Анализ результатов протекания адаптации. Учет посещения занятий и динамики детей. Журнал консультаций Коррекционно- развивающие занятия с детьми с тяжелой формой адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности Консульт ации в режиме динамического наблюден ия. Родительское собрание Адаптация к школе – радости и трудности. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога

IV четверть Анализ результатов динамики развития. Протоколы диагностики. Оформление представлений на ПМПК. Журнал консультаций Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК Подготов ка представления на ПМПК Консультац ии по результата м диагностик и и подготовка родителей к обследован ию ребенка на ПМПК

Успешность адаптации школьника к обучению Успешность адаптации школьника к обучению в 5–6 классах зависит: в 5–6 классах зависит: от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.; от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.; от интересной, комфортной обстановки в классе; от интересной, комфортной обстановки в классе; чувства безопасности для ребенка во время урока; чувства безопасности для ребенка во время урока; доброжелательного взаимодействия с учителями и одноклассниками; доброжелательного взаимодействия с учителями и одноклассниками; поддержки и заинтересованности родителей. поддержки и заинтересованности родителей.

«ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ».

Для пятиклассников: способствовать формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации; способствовать формированию позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки; помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю; помочь принять новую позицию – ученика основной школы; помочь детям принять «новых» учителей; повысить уровень психологической готовности к обучению; развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни. Задачи программы

Для учителей-предметников: снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу; создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги; помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение; Задачи программы

Для родителей: снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом; создать атмосферу сотрудничества; договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года; выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Задачи программы

Прогнозируемый результат формирование положительной учебной мотивации; развитие личностного роста школьника; развитие познавательных психологических функций; сплочение класса, уважение друг к другу и взаимопонимание; снятие тревожности и развитие уверенности с своих силах.

помогает строить учебно- воспитательную работу в системе, последовательно отслеживая результаты; позволяет своевременно исправлять выявленные недочёты; продвигает вперед творческую мысль учителя. Ценность программы

Начиная с апреля учителя среднего звена совместно с психологом наблюдают за будущими пятиклассниками: посещают уроки, беседуют с детьми, с учителями начальной школы.

Еще обучаясь в 4-м классе, Еще обучаясь в 4-м классе, дети психологически дети психологически готовятся к 5-му : готовятся к 5-му : Проективные Тесты Моя семья Каким я хочу быть в 5 классе. Мой класс

В конце мая для учеников 4-х классов организуется экскурсия по средней школе, включающая ролевую игру «Дорога в 5-й класс». Цель игры: сформировать учебные мотивации, новое отношение к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений, умение занять ответственную позицию школьника.

Методики исследования Социометрия Анкетирование Познавательные процессы Диагностика Изучение личности ребенка Тестирование

В средней школе с ребятами проводятся Тренинговые занятия Упражнения релаксации Упражнения релаксации Коррекционные занятия Коррекционные занятия Часы общения Часы общения

Школьная мотивация

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ