П РОФЕССИОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Бурлягина М.В., преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила студентка группы э 121 б Прохорова Анастасия.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
«Создание элективных курсов как средство реализации профильного обучения» Шапошникова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Кирсановской.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ Теручаева Асият. 3 курс ; АО ( фил ).
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
Тема 1 Сущность теории перевода 1 Содержание понятия "перевод" 2 История развития переводоведения 3 Лингвистическая теория перевода, ее предмет, задачи.
Контроль и оценка качества освоения профессионального модуля, учебной дисциплины.
Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НЕЯЗЫКОВОЙ.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
«МОЯ ПРОФЕССИЯ- МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА» ГБОУ СПО «Медицинское училище 15 Департамента Здравоохранения г. Москвы» 2014 г.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Коммуникативная направленность обучения, изучение языковых явлений в их функционировании, взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности.
Новое поступление УМК по французскому языку ЯЦ ИМОЯК ауд. 423.
Терапевтическое обучение пациентов в подготовке медицинских сестер – организаторов здравоохранения Петров А.В., ассистент каф.эндокринологии и терапии.
В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практические аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны.
Концептуальные положения формирования грамматической компетенции обучающихся.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Новые поступления – 2015 год. Мерзляк А.Г. Математика. Учебник для учащихся общеобразовательных школ. В учебнике предусмотрена уровневая дифференциация,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих.
Транксрипт:

П РОФЕССИОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Бурлягина М.В., преподаватель ГБОУ СПО ШМУ

П РОБЛЕМА : определение эффективной стратегии обучения специальной лексике русского языка студентов медицинской направленности с учётом их будущей профессии.

П РИЧИНЫ : теоретическая и практическая важность отбора и описания лексических средств в профессионально-ориентированном обучении студентов; социальная значимость русской медицинской терминологии в системе современной специальной коммуникации; необходимость установления специфики лексического аспекта преподавания русского языка, выступающего не только как объект изучения, но и как средство, способствующее овладению будущей специальностью.

О СНОВЫ РАБОТЫ : психолого-педагогические концепции, раскрывающие единство обучения и мышления, ведущую роль обучения для умственного развития (Выготский Л.С.); поэтапное усвоение умственных действий, связанных со сложностью взаимодействия мышления, действия и речи (Гальперин П.Я.); -психологические механизмы речи (Жинкин Н.И., Леонтьев А.А.) активизация речемыслительной деятельности ( Зимняя И.А.).

М ЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ основным условием эффективности профессионально- ориентированной методической системы обучения русскому языку является комплексное использование ее компонентов – содержания терминологического и текстового минимумов, коммуникативно- деятельностного метода освоения медицинских терминов и интеграции традиционных и активных методов обучения; овладение терминологической лексикой подъязыка медицины способствует формированию вербальных сетей, являющихся базой хранения терминов в памяти, условием их восприятия и продуцирования в речи; отличительной особенностью процесса формирования коммуникативной компетенции студентов медицинской специальности техникума следует признать понимание его двусторонней сущности: единства и взаимосвязи содержательной и формально- грамматической сторон терминологических единиц, их семантических и словообразовательных особенностей.

К ЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРМИНОВ : синонимы трёх типов: 1)термин – термин ( фурункул – чирей ); 2) терминологическое сочетание – термин ( сахарный диабет – диабет ); 3) терминологическое сочетание – терминологическое сочетание ( зубная альвеола – альвеола зуба); o антонимы : левая – правая конечность, верхняя – нижняя челюсть ; o составные термины двух типов: 1) простые словосочетания: бронхиальная астма, судорожный кашель, повышенное давление; 2) сложные словосочетания: острая сосудистая недостаточность; o по способу образования: сложение основ слов (носоглотка, сердцебиение), аббревиация (медпомощь, медсестра, ВОЗ, АД); словосочетания по главному слову: 1) именные ( орган пищеварения, воспаление сустава ), 2) глагольные ( обработать рану, вывихнуть сустав, измерить давление ).

К ЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРМИНОВ : по главному слову: 1) именные ( орган пищеварения, воспаление сустава ), 2) глагольные ( обработать рану, вывихнуть сустав, измерить давление ).

Т ЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ Наименования болезней: коклюш, гастрит, отит, грипп, конъюнктивит. Наименования методов исследования: аускультация, перкуссия, пальпация. Наименования медицинских приборов: тонометр, офтальмоскоп. Наименования медицинских инструментов: жгут, шприц, пинцет, зажим. Наименования специальностей и специалистов: терапия, педиатрия, терапевт. Наименования симптомов и синдромов: лихорадка, гиперемия, цианоз. Наименования лекарственных средств: валидол, анальгин, глицерин.

И ЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ правильное произношение правильное написание употребление в речи

Ф ОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ Задание: правильно расставить в словах ударения. Госпитальный, запломбированный, камфорный, коклюш, ломота, немота, мокрота, облегчить, алкоголь, диоптрия, дремота, закупорить, запломбировать, новорожденный, роженица, умерший, флюорография, асфиксия, жизнеобеспечение, диспансер. Задание: произнести в соответствии с нормами следующие слова и выражения: аденоиды, анестезия, дизентерия, дезинфекция, лазер, сепсис, анамнез. Прежде всего мое намерение – заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастроскопиями, дизентериями. Ведь лечить-то надо Вас, а не анализы (из разговора врача с пациентом).

О РФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ Терминологические диктанты: конъюнктивит, бюллетень, иммунитет, аллергия, перкуссия, астма, коллапс, поликлиника, онкология, пневмония, физиотерапия, диагноз, инъекция, грипп, перкуссия.

Л ЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Задания: определить значения терминов, составить кроссворд с терминами, подготовить вопросы к блицтурниру на определение термина по его значению, найти синоним к термину.

С ЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ Расшифруйте следующие аббревиатуры: АД, ВИЧ,, ЖКТ, ИБС, ЛФК, ОРВИ, СПИД, ССС, УЗИ, УФО, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ЯМР. o Найдите слово со значением «исследование»: А) энцефалопатия Б) гастроскопия Г) кардиограмма Д) флеботомия Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»: А) недостаток Б) боязнь В) склонность Г) исследование Д) расширение

Ф РАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ Задание: определите (письменно) значение медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней»: голова Медузы, «грудь сапожника», желудок «песочные часы», «печёночные ладони», «лицо Гиппократа».

Т РЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ текст должен быть доступным и не содержать большого количества неизвестной лексики; небольшим по объему, т.к. использование в учебном процессе огромных текстов снижает интерес студентов, затрудняет усвоение коммуникативно-актуальной лексики и синтаксических конструкций, свойственных научному стилю речи; характеризующиеся информативной насыщенностью, т.е. служащие источником знаний из сферы будущей профессиональной деятельности медицинских работников; предложенные студентам на занятии, обладают смысловой целостностью, законченностью и замкнутостью содержания, так как для адекватного понимания научной информации, предлагаемой в тексте, сообщение должно носить законченный характер.

О БРАЗЕЦ ТЕКСТА Терапия – это не только общее понятие и синоним слова «лечение», но и раздел медицины, занимающийся изучением внутренних заболеваний. Терапия является одной из самых древних областей врачебного дела и существует со времён появления первых лекарей. Именно из неё со временем выходили более узкие разделы медицины. Термин «терапия» произошёл от греческого слова «therapeia», что в переводе означает – лечение, забота и уход.

Л ИТЕРАТУРА 1. Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н., Меньшикова Н.П. «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г. 2. Потёмкин Т.В., Соловьёва Н.Н. «Русский язык и культура речи», М., ГАРДАРИКИ, 2004 г. 3. Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских учебных заведений «Русский язык и культура речи», М., 2003 г. Составитель ст. преподаватель Е.В.Мензул. 4. Примерная программа «Русский язык и культура речи» (Москва, ВУНМЦ, 2002). 5. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Современный литератор, 2006 г. 6. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3- х томах. Около терминов./ Гл. ред.Б.В. Петровский. – М.: Советская энциклопедия, Городкова Ю.И.Латинский язык для студентов медицинских колледжей и училищ: учебник – Изд. 14-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 г. 8. Журналы «Сестринское дело», «Медицинская помощь».

Спасибо за внимание!