Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные задачи и функции классного руководителя в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Advertisements

Основные направления работы классного руководителя.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Новогоренская средняя общеобразовательная школа Выступление на методическом объединении классных руководителей.
Положение О методическом объединении классных руководителей.
«Роль и функции классного руководителя в условиях модернизации системы образования» Зам. директора по ВР МБОУ Асекеевская СОШ Бакирова Э.Ю.
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения Подготовила: Тютюникова Е.С.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом.
Примерное положение о классном руководителе в общеобразовательном учреждении Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области.
Роль классного руководителя в формировании духовно- нравственных ценностей школьника ЗУБОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА старший преподаватель кафедры воспитательных.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Овладение научно-обоснованным анализом и самоанализом деятельности классного руководителя»
Классный руководитель – центральная фигура, координатор и организатор всей воспитательной работы. На основе этого «стержня» и предстоит выстраивать обновленную.
Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного.
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
Семинар на тему: «Организация работы классного руководителя».
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения Семинар классных руководителей МАОУ «СОШ 18» Заместитель.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА Из опыта работы классного руководителя 4 класса МОУ ООШ г.Мариинского Посада Фоминой Р.П.
Педсовет: «Анализ эффективности внеурочной деятельности в школе» МКОУ «Розовская СОШ»
Педагогический совет «Взаимодействие классного руководителя с учителями- предметниками»
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Концептуальная модель мониторинга результативности воспитательной деятельности классного руководителя Содержательные компоненты модели: 1. Понятие мониторинга.
Транксрипт:

Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. 845 Моисеева А.Н.

Задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания духовности и культуры инициативности самостоятельности толерантности способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда

Класс - это группа учащихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения

Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе

Задачи деятельности классного руководителя: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся; гуманизация отношений между обучающимися; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности

Функции деятельности классного руководителя Организационно-координирующие Коммуникативные Аналитико-прогностические Контрольные

Организационно- координирующие: ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЯЗИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ; УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОКАЗАНИЕ ИМ ПОМОЩИ В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ; ПРОВЕДЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ, БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ (ИНЫМИ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ, А ТАКЖЕ УЧЕБНО- ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПЕРСОНАЛОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ В КЛАССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОПТИМАЛЬНОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА; ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ «МАЛЫХ ПЕДСОВЕТОВ», ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ, ТЕМАТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ; СТИМУЛИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАЗНООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КАЖДЫМ ОБУЧАЮЩИМСЯ И КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА В ЦЕЛОМ; ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ (КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ, ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ).

Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Аналитико-прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития класса

Контрольные: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися

Формы работы классного руководителя: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

Классный руководитель Работа с обучающимися Работа с учителями-предметниками Работа с родителями Работа с документацией

Работа с обучающимися: организует деятельность классного коллектива обучающихся, определяет состояние и перспективы его развития, обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества; осуществляет изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся; изучает жилищно-бытовые условия обучающихся и незамедлительно сообщает администрации о случаях уклонения от родительских обязанностей по обучению, воспитанию и содержанию детей; создает благоприятные микросреду и психологический климат для каждого обучающегося в классе; способствует развитию коммуникативных качеств обучающихся и оказывает им необходимую помощь в преодолении затруднений в общении;

защищает права и интересы обучающихся класса, уделяя особое внимание «трудным детям» и детям, оставшимся без попечения родителей; выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей; осуществляет контроль за посещаемостью учебных занятий, с выяснением причин пропусков уроков; организует питание обучающихся класса; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся в процессе индивидуальных, групповых и коллективных форм работы; содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в общеобразовательном учреждении, учреждениях дополнительного образования детей;

совместно с субъектами профилактики организует работу с обучающимися класса по профилактике правонарушений и безнадзорности, употребления психоактивных веществ; обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса: проводит инструктаж обучающихся класса по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в соответствующем журнале; организует изучение обучающимися класса правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.; оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи; организует дежурство обучающихся по классу, школе и другим общественным помещениям; оптимально сочетает разнообразные формы работы с обучающимися

Работа с учителями- предметниками: способствует установлению взаимодействия между учителями и обучающимися; посещает уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью обучающихся; координирует и согласовывает педагогические воздействия на обучающихся через проведение педагогических консилиумов, «малых педсоветов» и других мероприятий; осуществляет помощь обучающимся класса в учебной деятельности, выявляет причины слабой успеваемости, организует их устранение; содействует развитию познавательных интересов, расширению кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, НОУ, элективных курсов), организует экскурсии, походы, посещение театров и т.д.

Работа с родителями (иными законными представителями): изучает условия воспитания в семье; организует индивидуальную работу (консультации, беседы, педагогическая помощь); побуждает родителей (иных законных представителей) к участию в жизни класса; проводит родительские собрания (не реже 1 раза в четверть); организует групповые консультации по вопросам воспитания детей с участием психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования детей.

Работа с документами: ведение личных дел учащихся; ведение классного журнала; контроль ведения ученических дневников; составление плана работы классного руководителя, социального паспорта класса; передача администрации общеобразовательного учреждения документов по предоставлению социальных льгот учащимся; обеспечение хранения протоколов родительских собраний

Основные направления деятельности классного руководителя Здоровье Учение Общение Досуг Семья

Здоровье Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно- просветительских мероприятий; загородные экскурсии и походы; консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль а выполнением их рекомендаций; индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

Учение Обеспечение руководства учебно- познавательной деятельностью учащихся: их самообразованием; совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины; посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся; организация консультативной помощи по предметам; включение учащихся в исследовательскую работу.

Общение Организация систематической работы по нравственному воспитанию; овладение правилами функционирования в урбанизированной среде; обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

Досуг Обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу школьников; создание условий для культурного досуга, использования клубных форм общения по интересам и т.д.; отработка методики внешних взаимосвязей.

Семья Изучение условий воспитания детей в семье; организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье; оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспитания, а не информирование родителей главным образом о неуспеваемости или недисциплинированности их ребенка.

Оценка эффективности осуществления функций классного руководителя Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается с помощью двух групп критериев: результативности и деятельности. Основным критерием результативности работы классного руководителя является уровень воспитанности, общей культуры, ответственности за порученное дело, дисциплины, гражданской позиции обучающихся класса. Основным критерием деятельности классного руководителя является эффективная работа с обучающимися, родителями, учителями-предметниками, а также взаимодействие с работниками общеобразовательного учреждения, дополнительного образования детей, общественностью и т.д.

Работа классного руководителя оценивается на основе критериев результативности и деятельности по уровню ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей (раздел 2 «Обязанности», пп ), определяемому по итогам: - проверки выполнения плана по итогам четверти или полугодия; - проверки установленной документации; - посещения и анализа внеклассных мероприятий, проводимых классным руководителем; - анкетирования обучающихся класса и их родителей.

Оценка работы классного руководителя снижается в случаях: - наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей, обучающихся, коллег- педагогов; - педагогически необоснованных конфликтов с обучающимися; - применения методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося; - нарушения трудовой дисциплины.

Оценка работы классного руководителя повышается в случаях: - осуществления воспитательной работы по всем направлениям деятельности; - качественного проведения воспитательных мероприятий; - участия обучающихся класса в мероприятиях общешкольного, районного, городского масштаба; - использования информационных технологий обучающимися и классным руководителем; - ведения документации классного руководителя в соответствии с требованиями.

Мониторинг деятельности классного руководителя проводится по следующим направлениям: обеспечение жизни и здоровья учащихся; обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями; содействие освоению школьниками образовательных программ; осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся; определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом; определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности

При оценивании используется следующая шкала: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. Деятельность классного руководителя может быть оценена следующим образом: низкий уровень эффективности – балла; уровень эффективности ниже среднего – балл; средний уровень эффективности – баллов; уровень эффективности выше среднего – баллов; высокий уровень эффективности – баллов

Обеспечение жизни и здоровья учащихся Осведомленность классного руководителя о посещении школы учащимися; информированность классного руководителя о состоянии здоровья учащихся класса; наличие разработанного и реализуемого комплекса мер по охране и укреплению здоровья учащихся; организация питания; проведение инструктажа по технике безопасности (вводный, целевые, повторные), ведение классного журнала по ТБ класса

Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями Информированность классного руководителя о межличностных взаимоотношениях в классе (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микрогруппы); социально-психологическая характеристика коллектива с использованием диагностики межличностных отношений; выявление проблем в сфере межличностных отношений и наличие путей их решения; наличие классных часов и мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися

Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования Осведомлен об особенностях содержания образования в соответствии с учебным планом и обладает подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; разработан и реализуется комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей; разработан и реализуется комплекс мер по мониторингу успеваемости учащимися класса содействует в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования учащихся; разработан и реализуется комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, культуры умственных действий, обучению научной организации труда

Осуществление патриотического, гражданско- правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся Определены задачи воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданского и нравственного поведения, развития социальной и правовой компетентности учащихся адекватно возрасту и особенностям класса; разработан годовой цикл мероприятий и осуществлен комплекс социальных практик и общественно-полезной деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности учащихся; определен уровень общественной самоорганизации класса; разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления в классе.

Определение целей и разработка плана работы с классом Наличие характеристики класса, позволяющей определить перспективы воспитания учащихся, основные проблемы в становлении школьников; цели воспитания учащихся класса поставлены четко и диагностично, адекватны возрастным особенностям, социальной специфике контингента, согласованы с планом воспитательной работы школы; разработана и реализуется программа работы с классом; ведение наблюдений и отчетной документации; разработан и реализуется мониторинг эффективности собственной деятельности; в соответствии с профильной – системообразующей деятельностью класса организуется участие учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня

Определение зон риска для учащихся класса. Планирование профилактической деятельности Определен список учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработан и согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекс профилактических мер; к профилактическим мероприятиям привлечен широкий круг участников, используются возможности различных организаций

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующее: особенности возраста учащихся класса; степень сформированности детского коллектива; особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся; степень доверия друг другу детей и взрослых.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи: Изучение личностных качеств учащихся класса. Изучение общих и специальных способностей класса. Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе. Учёт индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел. Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Какие школьные документы могут помочь классному руководителю в изучении классного коллектива?

Классный журнал Если классный руководитель только начинает работать с детским коллективом, много информации он может почерпнуть в классном журнале. Там содержатся данные о педагогических показателях школьной успешности учащихся. Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учатся учащиеся класса. Изучив школьный журнал, классный руководитель может сравнить успешность обучения учащихся по различным предметам, сравнить достижения каждого ученика с достижениями одноклассников, возможности и трудности учащихся по тем или иным предметам.

Медицинские карточки Большое внимание классный руководитель должен уделить сотрудничеству со школьным врачом или медсестрой. В медицинской карточке можно узнать о здоровье учащихся класса, о тех хронических заболеваниях, которые имеются у учащихся и которые очень часто влияют на успешность учебной деятельности и адаптацию в ученическом коллективе.

Личные дела учащихся класса Личные дела учащихся дают возможность изучить особенности семейного развития учащихся (возраст родителей, полная или неполная семья, адресное расположение семей учащихся, степень обучаемости учащихся в течение определённого времени).

Методики изучения коллектива

«Государство это мы» Учащимся класса предлагается представить себе, что класс это маленькое государство, а все ребята представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и своё собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

«Круги на воде» Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трёх имён своих одноклассников

Проективная методика Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения: Самый близкий мне человек в классе, это... Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это... Ребята, которых мне приятно видеть в своём доме, это... Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это... Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это... Ребята, с которыми я не общаюсь, это... Ребята, с которыми мне приходится общаться в школе по необходимости, это... Ребята, интересы которых мне чужды, это... Ребята, которые мне неприятны, это... Ребята, которых я избегаю, это...

«Фильм о моём классе» Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссёра и снять фильм о своём классе. Каждый кадр фильма должен быть снабжён текстом. Для того чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы: Как называется фильм? Где происходит действие фильма? Кто является главным героем фильма? Кто играет второстепенные роли в фильме? Каким является фильм по жанру? Каков финал фильма? В каком цвете снимался фильм?

Диагностики изучения личности учащегося

«Памятные даты моей жизни» Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу по следующему образцу: Данная диагностика позволяет классному руководителю увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика

«Мой портрет в интерьере» Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определённого интерьера. Для выполнения работы каждый учащийся получает лист бумаги, на котором в центре он должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах то, что для него наиболее значимо. Это и станет интерьером.

«Недописанный тезис» Я считаю, что я... Главное в моей жизни это... Мне хорошо, когда... Мне плохо, когда... Мне нравится, когда взрослые... Мне не нравится, когда взрослые... В свободное время я... Самая большая радость моей жизни... Самая моя большая ошибка... Иногда мне хочется

«Самореклама» Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе искренность, объективность, самокритичность.

«Ассоциативный ряд» Учащимся предлагается построить ассоциативный ряд, связанный с одним словом, понятием, явлением. Ребята должны написать не менее слов, которые могут быть связаны непосредственно с данным понятием. Например: любовь радость родители единение тепло удовольствие праздник подарок чувство глупость мужество взаимность эйфория безопасный секс кольца дети свет романтика переживание наслаждение.