ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Составила : Желтобрюхова Т. А. г. Шебекино, 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
Advertisements

- способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом - оказание.
Дроздов С.Ю. Зам.директора по УВР ЦО 429 «Соколиная гора» Дроздов С.Ю. Зам.директора по УВР ЦО 429 «Соколиная гора»
Предпрофильная подготовка Цели, содержание, организация Л.В. Балахчи.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
«Человек не ценится теперь как носитель знаний, важно, чтобы он был деятель» В.В.Путин.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Данейкина О.В., зав. медиацентром, педагог-консультант 11 классов, МОУ лицей 67.
«Организация методического «Организация методического сопровождения сопровождения пропедевтического этапа пропедевтического этапа предпрофильной предпрофильной.
«Проблемы и перспективы профильного и предпрофильного обучения».
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения Формирование базовых компетентностей.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения Формирование базовых компетентностей.
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Эксперимент: предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Оригинальное решение цветовой гаммы в схемах и таблицах.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Составила : Желтобрюхова Т. А. г. Шебекино, 2013 г.

Предпрофильная подготовка ( ППП ) – это система педагогической, психологической, информационной, организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Профильное обучение ( ПО ) – система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Основная идея профилизации заключается в более эффективном и индивидуализированном подходе к процессу обучения.

Комплексная модель психолого - педагогического сопровождения, которая, с одной стороны, интегрирует диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны, включает модель сопровождения всех субъектов : обучающегося, родителей, педагогов, учителей, значимых сверстников.

Данная модель должна обеспечить формирование способности к сознательному ответственному выбору, а предметом внимания должна стать фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути.

Психолого - педагогическое сопровождение профилизации обучения в старшей школе позволит организовать профильное обучение как вид личностно - ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого обучающегося.

Подготовка обучающегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется по следующим этапам : - пропедевтический ( по завершению обучения в 8 классе ) – выявление образовательного запроса обучающихся ; - основной ( в период обучения в 9 классе ) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях ; - завершающий ( при окончании 9 класса ) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

1. Пропедевтический этап. Цель : выявление образовательного запроса обучающегося. На пропедевтическом этапе осуществляется : - презентация « образовательной карты » территории ; - предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив обучающихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах ППП. 1. Пропедевтический этап. Цель : выявление образовательного запроса обучающегося. На пропедевтическом этапе осуществляется : - презентация « образовательной карты » территории ; - предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив обучающихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах ППП.

Содержание деятельности психолога : анкетирование и изучение образовательного запроса обучающихся с учетом мнения их родителей, изучение целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся ; знакомство субъектов образовательного процесса с особенностями и задачами ПО в рамках психолого - педагогического просвещения или элективного курса для 8- классников « Психология самоопределения ».

2. Основной этап. Цель : моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе или учреждениях профессионального образования. На основном этапе предусматривается : - обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности ; - организация процедур психолого - педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях ПО ; - анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей ( затруднений, проблем ) свободы выбора профиля обучения. 2. Основной этап. Цель : моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе или учреждениях профессионального образования. На основном этапе предусматривается : - обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности ; - организация процедур психолого - педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях ПО ; - анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей ( затруднений, проблем ) свободы выбора профиля обучения.

Содержание деятельности психолога : - изучение психологических особенностей, склонностей и интересов обучающихся ; - соотнесение желаний 9 - классников со способностями, интересами и возможностями школы ; - изучение связи индивидуально - психологических особенностей школьников и выбора ими профиля обучения, возможное с помощью следующих методик : тест - опросник Айзенка ( изучение темперамента ), тест Кетелла ; - изучение самооценки и Я - концепции, « Карта интересов » и др. Содержание деятельности психолога : - изучение психологических особенностей, склонностей и интересов обучающихся ; - соотнесение желаний 9 - классников со способностями, интересами и возможностями школы ; - изучение связи индивидуально - психологических особенностей школьников и выбора ими профиля обучения, возможное с помощью следующих методик : тест - опросник Айзенка ( изучение темперамента ), тест Кетелла ; - изучение самооценки и Я - концепции, « Карта интересов » и др.

3. Завершающий этап. Цель : оценка готовности школьника к принятию решения о выборе направленности деятельности. На завершающем этапе : - реализуются « пробы выбора профиля обучения », серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля ; - используются « матрицы » и « схемы » альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно » соотносить аргументы « за и против » совершаемого выбора профиля. 3. Завершающий этап. Цель : оценка готовности школьника к принятию решения о выборе направленности деятельности. На завершающем этапе : - реализуются « пробы выбора профиля обучения », серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля ; - используются « матрицы » и « схемы » альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно » соотносить аргументы « за и против » совершаемого выбора профиля.

Содержание деятельности психолога : участие в комплектовании 10 - х классов, разработка программы сопровождения обучающихся на этапе профильного обучения. Стратегической целью психолого - педагогического сопровождения ППП и ПО можно считать формирование ориентационной компетентности обучающихся основной и старшей школы. В рамках этой цели можно выделить более частную цель психологического сопровождения ППП, которая определяется формированием у школьников реалистичного самовосприятия и уровня притязаний, раскрытием и развитием способностей, обучением умению делать выбор. Содержание деятельности психолога : участие в комплектовании 10 - х классов, разработка программы сопровождения обучающихся на этапе профильного обучения. Стратегической целью психолого - педагогического сопровождения ППП и ПО можно считать формирование ориентационной компетентности обучающихся основной и старшей школы. В рамках этой цели можно выделить более частную цель психологического сопровождения ППП, которая определяется формированием у школьников реалистичного самовосприятия и уровня притязаний, раскрытием и развитием способностей, обучением умению делать выбор.

Направления деятельности психолога в период введения ППП : ДИАГНОСТИКА 1. Индивидуальная и групповая диагностика : - выявление профильной направленности обучающихся ; - определение предпочитаемого типа профессии у учеников ; - выявление интересов и склонностей у учеников ; - выявление отношения к различным видам профессий ; - изучение особенностей познавательных процессов ; - оценка коммуникативных и организаторских способностей ученика ; - построение личной перспективы обучающимися. 2. Профессиональные пробы : проба обучающимися своих способностей в различных профессиональных типах. Направления деятельности психолога в период введения ППП : ДИАГНОСТИКА 1. Индивидуальная и групповая диагностика : - выявление профильной направленности обучающихся ; - определение предпочитаемого типа профессии у учеников ; - выявление интересов и склонностей у учеников ; - выявление отношения к различным видам профессий ; - изучение особенностей познавательных процессов ; - оценка коммуникативных и организаторских способностей ученика ; - построение личной перспективы обучающимися. 2. Профессиональные пробы : проба обучающимися своих способностей в различных профессиональных типах.

ПРОСВЕЩЕНИЕ Творческие проекты, эвристические контрольные работы обучающихся : расширение области познания личностных особенностей и профессиональной ориентации.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Индивидуальное консультирование по вопросам выбора профессии : оказание психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса.

КОРРЕКЦИЯ Групповые занятия : коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, тренинги принятия решений, деловые игры, имитационные игры : - усвоение учениками эффективных способов взаимодействия ; - самопознание учеников ; - овладение моделями принятия решений ; - развитие у учеников социального интеллекта. КОРРЕКЦИЯ Групповые занятия : коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, тренинги принятия решений, деловые игры, имитационные игры : - усвоение учениками эффективных способов взаимодействия ; - самопознание учеников ; - овладение моделями принятия решений ; - развитие у учеников социального интеллекта.

В основу определения профиля должен лечь учебный профиль школьника как субъекта образовательного процесса, его субъектный опыт. При планировании ППП необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения обучающимися основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы. Как правило, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у обучающихся 11 класса. Это вызывает необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации. В основу определения профиля должен лечь учебный профиль школьника как субъекта образовательного процесса, его субъектный опыт. При планировании ППП необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения обучающимися основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы. Как правило, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у обучающихся 11 класса. Это вызывает необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации.

Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание обучающимся психолого - педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Примерными критериями готовности обучающихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать : - выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования ; - представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения ; - информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения ; - наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении. Примерными критериями готовности обучающихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать : - выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования ; - представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения ; - информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения ; - наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.

Отбор в профильные классы следует рассматривать как средство формирования реалистичного представления обучающихся о себе, как элемент систематической психолого - профориентационной работы в школе. В ходе консультации изучаются следующие компоненты профессиональной пригодности : мотивы ( интересы, склонности, потребности ); способности ; личностные особенности. Отбор в профильные классы можно рассматривать как разновидность групповой профконсультации, в которой акцент делается на мотивационном компоненте. Отбор в профильные классы следует рассматривать как средство формирования реалистичного представления обучающихся о себе, как элемент систематической психолого - профориентационной работы в школе. В ходе консультации изучаются следующие компоненты профессиональной пригодности : мотивы ( интересы, склонности, потребности ); способности ; личностные особенности. Отбор в профильные классы можно рассматривать как разновидность групповой профконсультации, в которой акцент делается на мотивационном компоненте.

При таком подходе психолого - педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. – – с Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Приложение к письму Минобразования России от г /16 // Школьный психолог. – Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Изд-во «Генезис», Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., Ярославцева Л. Психологическое сопровождение профиля / Л. Ярославцева // Школьный психолог. – – с ЛИТЕРАТУРА: 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. – – с Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Приложение к письму Минобразования России от г /16 // Школьный психолог. – Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Изд-во «Генезис», Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., Ярославцева Л. Психологическое сопровождение профиля / Л. Ярославцева // Школьный психолог. – – с