Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования «Прометей» Методические рекомендации педагогам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Advertisements

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Образовательные программы дополнительного образования детей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Составление программ дополнительного образования.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Основные требования и структура программы дополнительного образования детей по состоянию на 2015 год.
Содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой,
Рабочая программа педагога ДОО В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ являются.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
В свете требований ФГОС. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования «Прометей» Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по разработке дополнительных образовательных программ Составитель: методист Кудряшова Н.Л.

ТРЕБОВАНИЯ и методические рекомендации К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ По положению Ст. 9, п. 1 Закона "Об образовании" "образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности«. Образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Последовательность процедур разработки программы 1. Анализ образовательной ситуации Выявление образовательных потребностей Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности Определение перспектив развития содержания образования. 2. Разработка целей и задач образовательной программы. 3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения. 4. Разработка путей и условий достижения конечного результата Учет ресурсов Планирование программы Содержание программы по этапам. 5. Контроль и коррекция программы. 6. Оформление программы.

1. Анализ образовательной ситуации Образовательная ситуация характеризуется соотношением общественной потребности в образовательной деятельности учреждения с возможностями учреждения осуществлять такую деятельность.

1.1. Выявление образовательных потребностей Носителями потребностей в дополнительном образовании являются разные категории субъектов - частные (дети и родители) и коллективные (социальные группы и институты). Потребности частных субъектов обнаруживаются как "образовательные запросы и потребности", коллективных - как "социальный заказ" на дополнительное образование. Для их анализа могут быть рекомендованы следующие уровни:

1.2. Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности К образовательной программе учреждения имеет отношение только те образовательные потребности, которые связаны с образовательной направленностью (одним или несколькими профилями) учреждения (искусство, наука, техника, досуг, спорт и др.). Преподаватель, составляя свою образовательную (учебную) программу использует собственный опыт и собственные представления о том, какое тематическое содержание актуально на сегодняшний день. На уровне учреждения это представление не может быть основано только на субъективном опыте педагогов. Требуется объективный анализ тенденций развития базовой практики. Анализ должен показывать уровень развития базовой области деятельности в отечественном и мировом контексте, ее новейшие достижения. Рекомендуется привлекать макроуровневые показатели, характеризующие данную практику как область профессиональной деятельности и включающие данные о конъюнктуре рынка труда, динамике трудовых ресурсов, формирование престижных профессий, направлениях исследований и т.п. в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Образовательные запросы и детей и родителей - актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном учреждении. Данные могут быть получены методом опроса учащихся (их родителей)и преподавателей учреждений дополнительного образования, школ, детских учреждений "по месту жительства" и др., расположенных на территории, обслуживаемой данным учреждением.

Местные (муниципальные) потребности исходит от всех заинтересованных организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и др. субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия учреждения дополнительного образования. Для выявления местного заказа могут привлекаться данные органов управления образованием и социальной сферой, учебных заведений, служб занятости, центров социальной и психологической помощи, детских комнат милиции и т.п.

Содержание регионального заказа определяется региональной культурной, национальной, экономической, социальной, образовательной политикой, конкретными программами развития региона, потребностями развития научной, производственной и др. сфер.

На федеральном уровне в качестве заказа на дополнительное образование выступают законодательные и подзаконные акты и программы развития институтов детства, политика в области семьи, детей, молодежи, образования.

Разработка целей и задач образовательной программы Если мы имеем дело с действующим, а не вновь созданным учреждением, то оно уже реализует определенное содержание образования и имеет конечные результаты образовательной деятельности. Нужно осуществить переход от стартовой к желаемой модели, что и составляет цель программы. Цель программы задает новое качество результатам образовательного процесса относительно уже существующих. Задачи определяют конкретные шаги по достижению цели.

Учет ресурсов При разработке программы имеют значение две категории ресурсов - уже имеющиеся и те, которые предстоит создать. Имеющиеся ресурсы - это наличный потенциал учреждения (образовательные программы, способы организации образовательного процесса, квалификация педагогических кадров, методическое обеспечение, материальная база, инфраструктурные связи учреждения и т.п.). Вторая группа - ресурсы, необходимые для реализации целей программы и сконструированные в процессе разработки перспективной модели образовательной деятельности учреждения. Это могут быть новые направления деятельности, новые образовательные программы, интегрированные и комплексные на базе уже действующих программ, новые формы организации работы с детьми, нетрадиционные формы первичных объединений, их взаимодействия и сотрудничества с субъектами социума, элементы психолого-педагогической поддержки, диагностики и коррекции, научно-методическое обеспечение, повышение квалификации кадров и т.п.

Контроль и коррекция программы Контроль и коррекция программы осуществимы после ввода программы в действие. На этапе разработки очевидно только, что критерием эффективности программы является качество полученных результатов. Поскольку качественными характеристиками результатов образовательной деятельности выступают личные качества учащихся (уровень образованности, способность к саморазвитию, положительная социализация, и т.п.) применение средств контроля составляют отдельную проблему и требует предварительной разработки. Средства контроля и методики их использования не должны противоречить психолого-педагогическим и дидактическим принципам, заложенным в программу.

Разработка целей и задач образовательной программы Если мы имеем дело с действующим, а не вновь созданным учреждением, то оно уже реализует определенное содержание образования и имеет конечные результаты образовательной деятельности. Нужно осуществить переход от стартовой к желаемой модели, что и составляет цель программы. Цель программы задает новое качество результатам образовательного процесса относительно уже существующих. Задачи определяют конкретные шаги по достижению цели.

Контроль и коррекция программы Контроль и коррекция программы осуществимы после ввода программы в действие. На этапе разработки очевидно только, что критерием эффективности программы является качество полученных результатов. Поскольку качественными характеристиками результатов образовательной деятельности выступают личные качества учащихся (уровень образованности, способность к саморазвитию, положительная социализация, и т.п.) применение средств контроля составляют отдельную проблему и требует предварительной разработки. Средства контроля и методики их использования не должны противоречить психолого-педагогическим и дидактическим принципам, заложенным в программу.

5. Контроль и коррекция программы Контроль и коррекция программы осуществимы после ввода программы в действие. На этапе разработки очевидно только, что критерием эффективности программы является качество полученных результатов. Поскольку качественными характеристиками результатов образовательной деятельности выступают личные качества учащихся (уровень образованности, способность к саморазвитию, положительная социализация, и т.п.) применение средств контроля составляют отдельную проблему и требует предварительной разработки. Средства контроля и методики их использования не должны противоречить психолого-педагогическим и дидактическим принципам, заложенным в программу.

6. Оформление программы Образовательная программы учреждения оформляется в виде текстового документа и утверждается руководителем учреждения, после чего она становится внутренним нормативным актом для педагогического коллектива и обязательна к исполнению. Текст программы должен содержать не менее четырех основных частей - обоснование, цели и задачи, основная часть, образовательный план учреждения. В первой части приводятся результаты разработки программы по пункту 1 настоящих рекомендаций, т.е. результаты анализа образовательной ситуации. Основная часть содержит результаты работы по пунктам 3-4. Образовательный план учреждения является частью программы, имеющей самостоятельное значение.

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива это: документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию достижения целей, предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования; индивидуальный образовательный маршрут человека, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый ее составителями.

В дополнительном образовании различают следующие типы программ: типовая (примерная); модифицированная или адаптированная; экспериментальная; авторская.

Общие требования к программам дополнительного образования иметь четко сформулированные цели педагогической деятельности и представление о перспективах развития коллектива, т.е. создавать максимально полное представление о целях и задачах, этапах реализации, о прогнозируемых и механизмах их достижения; сочетать действия, направленные на творческое развитие личности каждого ребенка и на создание необходимых условий для развития всех занимающихся детей; давать представление о задачах и конечных результатах работы с детьми в данном учебном году и о собственных критериях их оценки; содержать собственную систему диагностики (индивидуальных возможностей ребенка, интересов, готовности к восприятию материала, оценки знаний и умений и т.д.); содержать планирование этапов работы коллектива, прогнозирование промежуточных результатов, определение критериев их оценки;

Общие требования к программам дополнительного образования предусматривать организацию специальной работы, направленной на формирование сотворческих отношений внутри коллектива, на развитие открытого общения между детьми и педагогами; осуществлять дифференцированный подход к работе с детьми различной подготовленности и одаренности; планировать работу с родителями по привлечению к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности ребенка; предусматривать организацию творческих отчетов коллективов, открытых занятий; быть гибкой и допускать внесение изменений; создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры; обеспечивать качество образования, при котором уровень развития детей адекватен современному уровню общественного развития.

Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа. Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоящие органы управления образованием; образовательное учреждение, реализующее программу; ответственный работник учреждения, утвердивший программу; номер протокола педагогического совета, утвердившего программу; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации программы; автор программы; данные о рецензентах.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования «Прометей» Клявлинского района Самарской области. Утверждаю: Директор ЦДО «Прометей» __________ Л.Н.Шкарина «______» _____2009 года Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол От ____ ________ 2009 года Дополнительная образовательная программа детского объединения «Школа здоровья». Возраст детей: 9-14 лет Срок обучения: 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования Герасимова Марианна Петровна. ст. Клявлино 2009 г

Структура программы: 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план (по годам обучения) 4. Содержание программы 5. Методическое обеспечение программы 6. Список используемой литературы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка ………………………………………………………. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы……………………………………………………… ………………. - учебно – тематический план первого года обучения - учебно – тематический план второго года обучения - учебно – тематический план третьего года обучения 3. Содержание дополнительной образовательной программы…………….. - учебно – тематический план первого года обучения - учебно – тематический план второго года обучения - учебно – тематический план третьего года обучения 4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………… ……………….. 5. Литература……………………………………………………… ……………..

Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубок» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ п/п Наименование программы Дополнительная образовательная программа«Волшебный клубок»1Вид программы Адаптированная 2По направленности Художественно – эстетическая 3По уровню содержания Ознакомительная 4По уровню организации педагогической деятельности Учебная 5По уровню освоения эстетического материала Специализированная 6По форме организации детских формирований Групповая 7По возрасту обучения детей Начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) образования (возраст ребенка 9 – 14 лет)8Специфика контингента обучающихся Все желающие 9По приоритетному целеполаганию Развивающая 10По сроку реализации 3 года 11По масштабу Учрежденческая 12По контингенту обучающихся Общая 13По степени творческого подхода Репродуктивно 14По степени реализации программы Освоена полностью 15Уровень материально – технической базы для реализации программы Оптимальный

Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубок» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ п/п Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубок» 1Вид программы Адаптированная 2По направленности Художественно – эстетическая 3По уровню содержания Ознакомительная 4По уровню организации педагогической деятельности Учебная 5По уровню освоения эстетического материала Специализированная 6По форме организации детских формирований Групповая 7По возрасту обучения детей Начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) образования (возраст ребенка 9 – 14 лет) 8Специфика контингента обучающихся Все желающие 9По приоритетному целеполаганию Развивающая 10По сроку реализации 3 года 11По масштабу Учрежденческая 12По контингенту обучающихся Общая 13По степени творческого подхода Репродуктивно 14По степени реализации программы Освоена полностью 15Уровень материально – технической базы для реализации программы Оптимальный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Актуальность программы в том, что оно призвана ориентировать детей на изготовление красивых и полезных в быту вещей, а также на продолжение и развитие традиций мастериц прошлых поколений. Цель данной программы: Для достижения данной цели необходимо решить: образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Образовательные : 2. Развивающие: 3. Воспитательные:

По окончании 1 – го года обучения воспитанники должны знать: Должны уметь:

3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения Название темы Кол-во часов Теория Практика 1. Вводное занятие Техника безопасности Основные приемы вязания крючком Забавные поделки Кружева и кружевные изделия Сумки Воспитательная работа 4 8. Итоговое занятие 22- Итого: 72

Содержание программы первого года обучения. Вводное занятие (2 ч.). вводное занятии проводятся в форме беседы об истории вязания, как одного из популярнейших видов декоративно – прикладного искусства в мире. Проводятся игры на знакомство (например, «Снежный ком», «Третий лишний» и др.) Техника безопасности (2 ч) знакомство с инструкцией по охране труда при работе с крючком, иглой, булавками, ножницами. Занятие проводится в форме лекции. Контроль проводится в форме мини – опроса и дидактической игры «Найди лишнее». Основные приемы вязания крючком(12 ч) Теория: Знакомство с техникой вязания крючком (различные виды столбиков). Узорное полотно. Практика: Освоение техники вязания различных столбиков (ст. б/н., ст. с/н., ст. с 2/н) техники вязания круга. Забавные поделки (18 ч) Теория: Понятие о цветовой гамме. Разбор схем забавных поделок: «Карандашница- собачка», «Башмачок», «Цветы», «Игрушка» (на выбор). Практика: Освоение техники вязания забавных поделок: «Карандашница - собачка» (туловище, лапы, накладка на мордочку, уши), «Игрушка на выбор» (туловище, голова, руки, ноги, отделка.) Контроль проводится в форме опросов, проверки правильности выполнения заданий, итоговой выставки работ воспитанников. Кружева и кружевные изделия (16 ч) Теория: Знакомство с техникой вязания кружев, техникой вязания кружев по схеме. Практика: Отработка техники вязания кружев по схеме (для салфеток). Сумки (16) Теория: Знакомство с техникой вязания сумок. Практика: Отработка техники вязания сумки с круглым донышком (донышко, продолжение, отделка).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Дополнительной образовательной программы Методы и формы контроля Метод устного контроля (беседа, опрос, собеседование). Метод графического контроля (выполнение схем, выкроек). Метод практического контроля (проверка правильности выполнения заданий, практические работы). Тематическая проверка (тесты). Итоговая проверка (выставка).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Дополнительной образовательной программы Формы контроля для 1 – го года обучения. Тема Какие знания, умения, навыки проверяются Формы контроля 1Техника безопасности Правила техники безопасности Опрос, викторина. 2Забавные поделки Виды столбиков. Приемы вязания крючком. Вязание круга. Практическая викторина. 3Кружева и кружевные изделия Иды столбиков. Схемы. Техника вязания воротников, кружев, салфеток. Тесты. Практическая работа. 4Сумки Техника вязания сумок. Виды столбиков, используемые при вязании сумок. Конкурс.

ЛИТЕРАТУРА Всеобщая декларация прав человека. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. дополнительное образование детей – М.: Владос, Еремеко Т. И. Кружок вязания крючком. – М.: просвещение, 1984 Ермолаева Т.И. образовательная программа детских объединений в учреждениях дополнительного образования. – Самара, Ж –л «Внешкольник» 2003 – 2004 Ж -л «Дополнительное образование» – 2004 Закон «ОБ образовании» Конвенция о правах ребенка. Лебедев О. Е. дополнительное образование детей. – М.: Владос, 2000 Радунина А.А. Психология и педагогика. – М.: Центр, 1999 Харламов И.Ф. Педагогика. –М.: Высшая школа, Шарипов Р.Х. Образовательная программа «Развитие творческого воображения». – Самара, 2000 Литература для воспитанников Ж -л «Валя - Валентина» - 3,5,10,12, г. Ж –л «Ксюша» - 10 – Ж –л «Чудесные мгновения» - 2,3,5, Карельская Ю.И., Власова А.А. «для тех кто вяжет» - СКФ: Человек, 1992 Максимова М. Дружные спицы – Издательство: ЭКСО – Пресс,1998 Терешкович Т.А. учимся вязать крючком. – Минск: Хелитон, 2000 Ярмаркена Г.М. – вязание крючком. – М.; Вече, 2000.