Программа формирования универсальных учебных действ ий в основной школе ФГОС II поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Advertisements

Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действ ия ФГОС II поколения.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Формирование УУД – ключевой вопрос ФГОС. личностное развитие- готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала; социальное.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Транксрипт:

Программа формирования универсальных учебных действ ий в основной школе ФГОС II поколгения

2 Требования к структуре образовательной программы образовательная программа Основная образовательная программа –целостный документ Пояснительная записка Учебный план Планируемые результаты освогения основной образовательной программы Программа формирования универсальных учебных действий Программы учебных предметов Программа духовно-нравственного развития, воспитания Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки достижгения планируемых результатов

В чем заключается задача школы? интеграция, обобщение, осмысление новых знаний; умение связать новые знания с жизненным опытом. Формирование у каждого ребенка умгения учиться – учить СЕБЯ.

Умение учиться - способность определять познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Развитие универсальных учебных действий обеспечивается усвоением учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они: носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально- предметного содержания.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижгения.

Запросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала общего образования Желание самих учащихся – научиться учиться Формирование установок на здоровый образ жизни Универсализация содержания образования Актуальность концепции развития УУД гения ФГОС II поколгения

Понятие «УУД» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвогения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Виды универсальных учебных действий Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

действия смыслообразования действия нравственно-этического оценивания действия нравственно-этического оценивания Действия самоопределгения Личностные УУД

Три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учгения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные действия

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Волевая саморегуляция Оценка

Познавательные УУД обще- учебные, включая специально-предметные действия обще- учебные, включая специально-предметные действия логические, включая знаково-символические действия логические, включая знаково-символические действия постановка и решение проблем постановка и решение проблем

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решгения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Пример 1. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделгения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнгения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решгения проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Пример 1. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделгения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнгения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решгения проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Пример 2. Логические универсальные действия: выделгения тождеств/различия, определгения общих признаков и составлгения классификации) опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включгения в тот или иной класс) анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделгения сущностной связи доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез вывод следствий установление аналогий Познавательные универсальные действия

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Постановка вопросов Построение речевых высказываний Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером Лидерство и согласование действий с партнером

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешгения конфликта, принятие решгения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Коммуникативные учебные действия

Структура программы формирования УУД. 1. Определение понятия, функции, состава и характеристики УУД на каждой возрастной ступени. 2. Установление ценностных ориентиров ООО. 3. Виды универсальных учебных действий, их характеристика. 4. Выявление связи УУД с содержанием учебных предметов. 5. Типовые задачи формирования УУД. 6. Преемственность формирования УУД по ступеням общего образования 7. Планирование результатов по формированию универсальных учебных действий по УМК

Важно определить связь каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить предметные дисциплины, наиболее адекватные для формирования конкретных видов УУД.Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать или использовать готовую систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД. Использовать систему рекомендаций по школьным предметам с целью обеспечгения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. !!! В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование УУД.

Действия учителя при планировании: 1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся. 2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока. 3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД.

4. Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решгения. 5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определгения уровня освогения учебного материала и УУД. 6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.

п/ п Тема урока Решаемые проблемы Понятия Планируемые результат (в соответствии с ФГОС) Предметны е результаты УУД Личност- ные результаты Экологи -ческая безопасность Что такое экология? Как обезопасить себя от вредного воздействия окружающей среды? Что может сделать ученик 3 класса для улучшгения экологической ситуации? Эколо- гия Экологи- ческая безопасность Цепь загрязнения Правила экологи- ческой безопасности Знать: Уметь: Регулятив ные УУД:…. Познаватель ные УУД:….. Коммуника- тивные УУД:….. Развернутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучгения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ: Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…) Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).