Сравнительно-обобщающая таблица. Этапы составления: 1) выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление исторических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с заданиями на сравнение. Общее ……………………………………………………… Различия …… ……………………… ––––– ……………………… Сравните политику московских и тверских князей по отношению.
Advertisements

ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2009 ГОДА (В НОВОЙ ФОМЕ) ПО ИСТОРИИ РОССИИ Назарова Наталья Юрьевна.
1 14 октября 2015 года Диагностическая работа для 10 класса «История государства Российского» 14 октября 2015 года Работа проводится с целью определения.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Автор: Серебрякова Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей» городского округа г. Урюпинск Подготовка к ЕГЭ по истории. Учимся писать.
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ И ИХ РОЛЬ В XIV ВЕКЕ. ПОДГОТОВИЛА КОТЕНКО ЕКАТЕРИНА.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Подготовиться к контрольной работе: повторить даты, понятия и выводы к параграфам раздела 3 к.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § Прочитать § 18 и ответить на вопросы перед ним.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Цели: Образовательная - осознание учащимися значимости Конституции как правовой основы для развития общества. Развивающая – развитие коммуникативно-ценностных.
Установите соответствие между видами налогов и их примерами : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.
«История в лицах. Реформы и реформаторы.» Руководитель: учитель истории Титова Л.В. Курс по выбору.
Ресурс по истории для проведения уроков в 8 классе Автор – Шрейдер Тамара Петровна.
Транксрипт:

Сравнительно-обобщающая таблица. Этапы составления: 1) выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление исторических фактов; 2) затем сформулировать их в виде пунктов краткого плана, записать в первую графу таблиц; 3) в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии сравнения; 4) формулируется частный вывод о сходстве или различии сравниваемых объектов; 5) итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе, представляющем собой либо систематизированный перечень сходств и различий, либо оценку значимости/соотношения общего и отличного в сопоставлявшихся объектах.

Линии сравненияФиларет РомановНиконРезультаты сравнения по каждой линии 1.Был отцом царя Был другом царя, своенравным, волевым человеком, мечтавшим о превосходстве духовной власти над светской 2. Принимал государственные решения наравне с царём. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства 3. На небольшое время Филарету удалось утвердить превосходство церковной власти над светской, которое закончилось со смертью патриарха. После попытки утвердить господство духовной власти над светской был лишён сана и сослан.

Сравните промышленное производство в России (типы предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) с начала ХIХ в. до реформ 1860–1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до окончания промышленного переворота. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что различным (укажите не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ). Общее …………………………………………………………………………………… Различия …… ………………………………………. _ _ _ ………………………………………..

Общее (по ответам): переход от мануфактуры к фабрике (тип предприятий); постепенная замена ручного труда машинным (техническая оснащенность); переход к труду наемных рабочих (характер используемой рабочей силы); связь значительной части работников с деревней (характер используемой рабочей силы). Другие общие признаки: постепенное складывание капиталистического уклада в экономике; развитие промышленного производства в условиях аграрной страны; сохранение в стране феодально-крепостнических пережитков, замедлявших ее социально-экономическое развитие.

Различия (в данном случае в ответах представлены только парные признаки): «начало внедрения паровых машин на предприятиях» «в основном завершение технического перевооружения предприятий» (техническая оснащенность); «на предприятиях, принадлежавших государству, применялся в основном труд крепостных крестьян-отходников, посессионных крестьян, приписных крестьян» «на государственных предприятиях использовался труд наемных работников» (характер используемой рабочей силы). «на предприятиях, принадлежавших помещикам, преобладал труд крепостных крестьян, отрабатывающих на производстве барщину, труд наемных работников использовался в отдельных случаях» «на предприятиях, принадлежащих помещикам, увеличилась численность наемных работников» (характер используемой рабочей силы); «на мануфактурах, основанных крепостными «капиталистыми» крестьянами, применялся в основном труд крепостных крестьян (помещичьих крестьян)» «на мануфактурах, основанных в дореформенное время крепостными крестьянами, применялся труд наемных работников» (характер используемой рабочей силы).

Другие критерии для сравнения объектов: 1) масштабы промышленного производства; 2) география российской промышленности; 3) внешние и внутренние рынки сырья и сбыта промышленной продукции; 4) ведущие отрасли производства; 5) стадии промышленного переворота; 6) роль государства в промышленном развитии страны; 7) формы объединения предприятий; 8) концентрация производства и др.

Алгоритм выполнения С7 1. Внимательно прочитать задание. 2. Вычленить объект сравнения и его компоненты (которые будем между собой сравнивать). В данном случае эти компоненты – два периода промышленного производства. 3. Найти логическое или историческое основание и объединить два однородных объекта в единый процесс или явление. В данном случае сравнивали два периода промышленного развития 19 века. 4. Проанализировать логический элемент или событие, разделяющее два компонента сравнительной характеристики, с точки зрения его влияния на них (разница во времени существования, характеристики участников, реформа, война, смена правителя и т.п.). В данном случае – это великие реформы. 5. Указать, сколько общих характеристик требуется выявить в процессе сравнения. В данном случае – три. 6. Указать, сколько различий требуется выявить в процессе сравнения. В данном случае – три.

7. Выделить или сформулировать самостоятельно линии (вопросы для) сравнения. Это самое трудное! В данном случае линии сравнения были в задании, но мы видели, что их перечень был неполным. Будьте внимательны! В самом задании могут быть перечислены линии сравнения. Если их нет, «допросите» объект сравнения как целое и составляющие его компоненты Типичной ошибкой в экзаменационных работах является выполнение школьниками только части предусмотренных в задании операций: перечисление только сходств или различий. Подойдите к анализу исторического факта диалектически, то есть с противоположных, но взаимосвязанных позиций. 8. Вспомнить, что вам известно по каждому из вопросов сравнительной характеристики, заполнить сравнительную таблицу по направлениям: «Общее» и «Различия». Будьте внимательны! Образец сравнительной таблицы не всегда соответствует количественным параметрам конкретного экзаменационного задания.

Сравните политику московских и тверских князей по отношению к Золотой Орде в первой половине XIV в. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трёх различий). Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству, к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее трех различий). Сравните экономические преобразования в сфере промышленности в период «оттепели» и меры экономической реформы под руководством А.Н. Косыгина во второй половине 1960-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Сравните внешнюю политику СССР в 1945–1953 гг. и в период перестройки (1985–1991 гг.). Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий). Сравните оценки, которые давали государственной деятельности Петра I западники и славянофилы. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий). Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России. Сравните экономическую ситуацию в России в 1870-х гг. и в 1907–1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Сравните причины, ход и основные результаты Первой российской революции 1905–1907 гг. и революционных событий февраля 1917 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее двух различий). Сравните внешнюю и внутреннюю политику Ивана Калиты и Дмитрия Ивановича Донского. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий). Сравните права дворянства (помещиков) и права купечества в первой половине XIX в. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Памятка для анализа геополитического положения страны 1. Территория и природно-климатические зоны. 2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки. 3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны. 4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами. 5. Основные занятия населения. 6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений. 7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.

Памятка для анализа экономического развития страны 1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д. 2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой. 3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках). 4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства. 5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства. 6. Роль экономики в социально7политическом развитии страны. 7. Место страны в мировом производстве.

Памятка для анализа социального положения страны 1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия(привилегированные и непривилегированные слои общества). 2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими». 3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения. 4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.

Памятка для анализа политического положения страны 1. Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти. 2. Административно-территориальное деление. 3. Местные органы управления и самоуправления. 4. Формы власти: монархия или республика. 5. Политический режим. 6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства. 7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие. 8. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.

Памятка для анализа внешней политики страны 1. Положение страны на международной арене. 2. Цели и приоритеты внешней политики государства. 3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени. 4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени. 5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.

Памятка для анализа политических партий, движений и их программ 1. Название и время создания партии/движения/программы. 2. Положение в политической системе государства в определенный период времени. 3. Социальная база партии/движения. 4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа. 5. Интересы каких социальных групп они выражают? 6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений. 7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы. 8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы.

Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных) 1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом). 2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п. 3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения. 4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране. 5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения. 6. Исторические оценки значения общественного движения.

Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли) 1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов. 2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе. 3. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали. 4. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть. 5. Исторические оценки значения идейного течения.

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов 1. Участники войны/сражения/конфликта. 2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними. 3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта. 4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций. 5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы. 6. Основные события каждого этапа войны/сражения. 7. Результаты войны (военные, политические, социально- экономические, нравственные и др.). 8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта. 9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.

Памятка для анализа культурного развития общества, государства 1. Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры. 2. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства. 3. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура. 4. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп. 5. Роль государства в культурной жизни страны. 6. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира.

Памятка для анализа произведений искусства 1. Автор, время и место создания произведения. 2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства. 3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении. 4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.). 5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом. 6. Историческая и художественная ценность произведения.

Памятка для анализа деятельности исторических личностей 1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы: историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д. 2. Направленность деятельности на определенные социальные группы / политические или другие организации, сферы экономики. 3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц). 4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц). 5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп). 6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц). 7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.

Подготовку к заданиям С5 начинайте со сравнения «теоретизированных фактов». Например: смерды и холопы в Древнерусском государстве; Боярская дума и Земские соборы в середине ХVI–ХVII вв.; положение крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения; система управления в России в период царствования Алексея Михайловича и после реформ Петра I; положения «Русской Правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева; теория официальной народности и взгляды славянофилов; «военный коммунизм» и нэп. Отработав четкость формулировок вопросов и ответов, исчерпанность возможных линий сопоставления, переходите к сравнению более сложных объектов фактов- явлений и фактов-процессов. Например: Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля в ХII–ХIV вв.; позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ середины ХVII в.; цели и содержание внутренней политики Александра I в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812 г.; цели и методы государственной политики в деревне в период нэпа и после сплошной коллективизации.