Парусники Поет пассат, как флейта, в такелаже. Гудит, как контрабас, в надутых парусах И облаков надутые плюмажи Мелькают на луне и тают в небесах. Парусник сконструирован из каркаса, снастей, руля и другого разного оборудования. Каркас состоит из собственного корпуса и надстроек, главными из которых являются полубак и полуют. В оснастку входят мачты, реи, такелаж и паруса.
Загадка происхождения Любителей парусных судов давно интересует вопрос о том, когда же было построено первое судно с мачтой и парусом. Вполне вероятен срок в десятки тысячелетий. В последние годы все больше исследователей, профессиональных ученых и просто любителей, опускаются на дно морей и океанов в поисках новых находок, относящихся к развитию мореплавания. А до тех пор мы будем опираться на те знания, которыми располагаем сегодня. Итак, начнем со старых кораблей и материалов раскопок.
Многообразие Кого же следует считать первым мореплавателем? Самым первым упоминанием о парусном судне можно считать библейский Ноев Ковчег. Если взять за основу библейское описание, то он имел 150 метров в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту. Он якобы был собран из длинных и крепких кедровых досок. Приблизительно считается, что Ноев ковчег был построен за 4000 лет до н.э.
Более близкая к нам эпоха оставила информацию о богатой торговой гавани Тартессос на юге Атлантического побережья Испании. Греческий географ Страбон сообщает, что к началу нашей эры Тартессос существовал уже 7000 лет. Условия и средства мореплавания той эпохи нам практически неизвестны. Но факт есть факт.
Известны также очень древние плоты из древесных стволов. Такой плот мог быть оборудован мачтой, парусом, навесом и съемным рулевым веслом. Плоты этого типа сохранились на всех континентах, кроме Европы. Самым древним плотом считают бразильскую жангаду из бальзовых стволов.бразильскую жангаду
По мнению многих специалистов, колыбелью парусных кораблей был Индонезийский архипелаг. Парусные пироги Южной Азии состояли из выдолбленного ствола и бокового поплавка, жестко с ним соединенного, а катамараны представляли собой две пироги, соединенные перемычкой.
Уже в 3300 году до н.э. пошли парусники по Нилу. Сначала их делали из стеблей папируса, а пять веков спустя появились деревянные лодки с веслами и парусом. Они уже выходили из Нила в море.
В VIII в. до н.э. греческая колонизация, которая до тех пор ограничивалась западными берегами Малой Азии, распространилась на Западную Грецию и Черноморье. В ходе колонизаторских морских экспедиций греки, в противоположность финикийцам, тщательно собирали и классифицировали все приобретаемые знания по географии, составляя картину известного им мира, то есть бассейнов Средиземного и Черного морей.
Уже в I веке до н.э. пираты владели в Средиземном море почти 1500 кораблями. Такого флота не имела в то время ни одна страна. Напрасно Рим предпринимал многочисленные экспедиции против пиратов. Все было тщетно, пока в 67 году до н.э. не явился Помпей - он применил не только большие триремы, но и очень маневренные либурны.
Корабли викингов Корабли викингов представляли собой барки с одним квадратным парусом. Небольшая осадка позволяла им подниматься от моря высоко по руслам рек. В 836 году викинги добрались до Лондона, в 845 году - до Парижа, а потом они уже не один раз бывали и в Лондоне, и в Париже, не пощадили ни испанские берега и итальянские - тоже. Дошли даже до Константинополя!
Торговая деятельность Ганзы охватывала прежде всего перевозку грузов без упаковки, навалом, а такой вид торговых морских перевозок требовал нового типа судов - с большим водоизмещением и большой ширины. Ведь именно для такого использования создавались португальцами и испанцами каравеллы, казаки и галионы.каравеллыказаки
Новый тип торгового судна явил голландский флейт. Это судно имело очень широкий корпус и малую осадку по сравнению с гелионом - при том же тоннаже. Повышенная ширина и уменьшенная осадка объяснялись мелководьем голландских портов.
С 1768 по 1771 гг.Джеймс Кук совершил свое первое плавание на корвете "Индевэр", обойдя восточное побережье Новой Голландии. Во время своей второй экспедиции ( гг.) Кук на судах "Резольюшн" и "Эдвенчер" предпринял поиски более южного континента. Кук достиг Южного полярного круга, но Антарктиды не дошел.
В XVIII веке появились бриги, кечи, котры и другие, а в XIX веке к ним добавились шхуны, барки, клипперы, бригантины и множество судов смешанного типа. Большая заслуга в спуске на воду новых типов кораблей принадлежит США - именно с верфей США сходили новые варианты судов, составлявшие конкуренцию на море. Американские клипперы, а потом и клипперы британской постройки оказались самыми быстроходными кораблями за всю историю парусного флота.
Парусный флот возрождается и впереди нас ждет много новых, интересных экспедиций и открытий!