Нарушения произношения свистящих звуков. Нарушения произношения свистящих у детей со стертой дизартрией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Advertisements

Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
Исправление нарушений произношения звуков [Л], [Л] Исправление нарушений произношения звуков [Л], [Л]
Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
Мастер – класс на тему Способы постановки звука «Р»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 26 «ХРУСТАЛИК» ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л» Морма Марина Витальевна учитель.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ НОРМА и НАРУШЕНИЯ. Профиль органов артикуляции.
Выполнила: Рудковская Кристина, 51группа.. Губы плотно сжаты, затем сильная струя воздуха размыкает, «взрывает» их. При произнесении звука П голосовые.
«Артикуляционная гимнастика. Её значимость в коррекционной деятельности учителя - логопеда.» Автор : учитель-логопед : Гончарова И.А.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Задачи обучения глухих произношению Обеспечить достаточную внятность речи глухого школьника; достичь максимальной её членораздельности; максимальное приближение.
Дефекты произношения шипящих звуков у детей дошкольного возраста.
Комплекс упражнений для постановки шипящих звуков Ш, Ж,Ч,Щ.
Дислалия Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Цель – вырабатывать умение удерживать язык за нижними зубами. Описание – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние.
Семинар-практикум для родителей по теме: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА» Подготовила : учитель-логопед МБДОУ 28 Карцева Елена Владимировна.
«Улыбка» «Трубочка» Растянуть губы в улыбке и удержать на счет от 1 до 10. Зубы сомкнуты и хорошо видны. То же с сомкнутыми губами и зубами. Вытянуть.
Правильная артикуляция сонорных звуков учителя – логопеды Иванова Н.Н. Товстик И.Н. г.Новокузнецк Методическое объединение воспитателей логопедических.
широко открыть рот - "жарко"; закрыть рот - "холодно"
Транксрипт:

Нарушения произношения свистящих звуков

Нарушения произношения свистящих у детей со стертой дизартрией

Подготовительный этап Развивать СЛУХОВОЕ восприятие звука Формировать ЗРИТЕЛЬНЫЙ образ звука а) практический показ б) схема, в) артикуляционный профиль Создавать КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ образ звука Использование приемов БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ Подготовка речевого аппарата к освоению навыков произношения звука [ С ]

Артикуляционные упражнения «Улыбка» «До свидания» «Желобок» «Лопатка»

Точечная электростимуляция артикуляционных мышц по методу Л.А.Щербаковой

Постановка звука по подражанию от опорных звуков от артикуляционной гимнастики с механической помощью

Постановка звука [С] по подражанию

Постановка звука [С] от артикуляционных упражнений Ребенку дается инструкция: «Положить широкий язык на нижнюю губу, завести кончик языка за нижние зубы, сблизить зубы, улыбнуться и выдохнуть»

Постановка звука [С] на выдохе * Приоткрыв рот, разместить плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. * Сомкнуть, но (не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку. * «Всосать» в себя очень немного воздуха (слегка охладить кончик языка). Послышится подобие тихого звука [С ]. * «Сдуть холодок» сквозь зубы с кончика языка наружу, «процедить» его сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке. * На вдохе и выдохе гонять туда-сюда с кончика языка маленькую порцию холодка. * Затем надо свистеть только на выдохе – прерывисто, с паузами

Опорные звуки Для звука [С] опорными являются звуки [И] и [Ф] Звуки [С], [И] одинаковые по месту образования (переднеязычные) Звуки [С], [Ф] одинаковые по способу образования (щелевые)

Постановка звука [С] от звука [Ф] На фоне звука [Ф] оттягивается вниз нижняя губа. Кончик языка при этом рефлекторно отодвигается за нижние зубы.

Постановка звука [С] от звукосочетания [ИЭ] (английское «yes») Ребенок последовательно проговаривает звуки [ИЭ], оставляет язык в данном положении, сближает зубы и добавляет выдох.

Постановка звука [ С ] от звука [ Ц ] Попросите ребенка протяжно произнести звук [ Ц ]. Обратите его внимание на звук [С], который слышится после [ Т ]. Скажите ему, что этот звук напоминает свист комара. Пусть ребенок произносит звукосочетание [ ЦСС ] таким образом: [ ЦС – С – С – С ], прерывая звучание звука С короткими паузами. В дальнейшем паузы следует удлинять. Затем предложите ребенку произнести изолированный звук [ С ], – сразу «посвистеть» как комар. После этого переходите к произнесению слогов

Постановка звука [ С ] от звука [ С ] Ребенок тянет верхние язычный звук [ С ]. Губы должны быть вытянуты в улыбку. Во время длительного произношения [ С ] ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произношении гласного У, только оставив, более широкое отверстие. Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ. Звук [ С ] зазвучит более твердо, прохладная струя воздуха становится более теплой

Постановка звука [С] механическим способом

Постановка звука [С] с механической помощью Ребенок должен улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами так, чтобы на нижних зубах лежал только его распластанный кончик. Предложите ребенку подуть на самый кончик языка и положите вдоль средней линии языка зубочистку, слегка надавливая ею на язык. Зубочистка должна входить в рот примерно на 2 см. [С] Перемещайте зубочистку, ищите положение, в котором звук [С] будет звучать наиболее правильно.

Профиль нарушения произношения группы свистящих звуков у ребенка со стертой дизартрией

Автоматизация звука [С] в слогах Автоматизация звука [С] в слогах Ударный слог в начале слова. Безударный слог в начале слова. Ударный слог в конце и середине слова. Безударный слог в конце и середине слова. Затем по этому же алгоритму отрабатываются обратные слоги и слоги со стечением согласных.

Автоматизация звука [С] в слогах по Лариной О.Д. и Резниченко Т.С Автоматизация звука [С] в слогах по Лариной О.Д. и Резниченко Т.С. Звук [С] вначале слова перед согласным (с-тол, с-такан) Звук [С] перед согласным в середине слова (ма-с-ка, капу-с-та) Звук [С] в конце слова (класс, глобус)

Межзубный сигматизм I вариант сигматизм норма

Межзубный сигматизм II вариант сигматизм норма

Подготовительный этап Для выработки дифференцированных движений кончика языка предлагается массаж, легкое покусывание. Для укрепления мышц нижней челюсти - имитация жевания, открывание рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок, выдвижение нижней челюсти вперед. Для укрепления круговой мышцы рта - миогимнастика

Миогимнастика 1-3 активаторы для развития круговой мышцы рта 4-5 пластины для тренировки моторики губ 6 межгубное кольцо 7. вестибулярная пластинка 8. межзубный диск

Постановка звука[С] Постановка звука [С] Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами. В таком положении пусть ребенок дует себе в середину ладони на ватку, «делая» струю воздуха как можно холоднее. Пытаясь сдуть ватку, ребенок создаст по средней линии языка «желобок». Объясните ребенку, что по этому «желобку» идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист.

Носовой сигматизм сигматизм норма

Исправление произношения Артикуляционные упражнения: * активизирующие мягкое нёбо, * укрепляющие мышцы задней стенки глотки, * способствующие наращиванию валика Пассаванта Наиболее эффективны такие упражнения, как сухое заглатывание, позёвывание, покашливание, пение мелодий на «А – а – а…». В качестве массажа мягкого нёба используются полоскания «тяжелой» жидкостью (киселем, соком с мякотью)

Зондовый массаж Логопедические зонды: «Саночки» «Лебедушка»

Ларингеальный сигматизм Расстройство произношения, вызванное тем, что свистящие фонемы заменяются грубым хрипловатым звуком, возникающим между ложными голосовыми складками

Боковой сигматизм Расстройство произношения, вызванное неправильным положением языка при артикуляции, вследствие чего струя воздуха растекается от средней линии спинки языка в одну (правую или левую) или в обе стороны

Двусторонний боковой сигматизм Язык своей спинкой смыкается с нёбом и не образуя желобка по средней линии, при этом боковые края опущены и пропускают воздушную струю, в результате вместо свистящих звуков получается хлюпающий неряшливый шум.

Односторонний боковой сигматизм I вариант: * Кончик языка прислоняется к зубам, а передняя часть спинки языка плотно смыкается с альвеолами. * Воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков. * В результате слышится хлюпающий звук. * Губы могут быть в асимметричном положении

Односторонний боковой сигматизм II вариант: * Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько сбоку * Воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков. * Слышится ровный, но грубый, с шипящим оттенком свист. * Губы в асимметричной улыбке

Зондовый массаж при боковом сигматизме Логопедические зонды: «Толкач» «Саночки»

ТРЕХЭТАПНЫЙ способ постановки звука [Т] [] 1. Добиваться образования желобка по средней линии языка. Для этого произносить звук [Т] с аспирацией (придыханием), наличие которого контролируется тактильными ощущениями; получается слитное сочетание смычного и щелевого звука, где после взрыва слышен звук напоминающий английское [th] [Ц] [Т] [С] 2. Сделать то же самое, опустив язык за нижние резцы и сжав зубы; получится звук близкий к фонеме [Ц], в составе которой слышатся звуки [Т] и [С], но не следует указывать на это ребенку. [С] [Т]. 3. Постепенно удлинять звук [С] и отделять его от звука [Т].

Щёчный сигматизм Язык не принимает участия в артикуляции. Выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и зубами, а между сближенными (иногда сомкнутыми между собой) зубами и прижатыми у ним с боков уголками рта Образуется «тупой» шум Произношение сопровождается раздуванием щёк

Изотонические упражнения Положение рук массирующего при выполнении упражнений для мышц губ: 1. Фиксация пальцами углов рта ребенка. 2. Фиксация пальцами углов рта в улыбке.

Двугубный сигматизм сигматизм норма

Исправление произношения ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги или посредством тактильных ощущений. МЕЖГУБНЫЙ ЭТАП: просунуть между губами широкий язык, прилегающий своими краями к уголкам рта, посередине должен образоваться «желобок». Для контроля вертикально поднести пустую пробирку или пузырек с узким горлышком к средней части переднего края языка и подуть в отверстие. Будет слышен сильный шум. МЕЖЗУБНЫЙ ЭТАП: приподнять шпателем или пальцем верхнюю губу, в результате чего вместо щели между языком и верхней губой автоматически получится щель между языком и верхними резцами, закрепить фонему. ЗАЗУБНЫЙ ЭТАП: постепенно перевести язык в правильное положение.

Исправление произношения Ребенка просят улыбнуться так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума. Ребенок, улыбаясь, многократно произносит слог «ТА». Логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком (а также передней частью) языка и слегка нажимает им вниз. Образуется щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменить величину щели до получения нужного акустического эффекта.

Губно -зубной сигматизм сигматизм норма

Подготовительный этап [С][Ф] 1. ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ на слух звуки [С] – [Ф] с использованием пиктограмм. 2. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ: * удерживать положение губ в улыбке с обнажением резцов * движение нижней губы вверх – вниз; * удерживать широкий кончик языка у нижних резцов, касаясь их; 3. ОТРАБАТЫВАТЬ опорный звук. 4. Использовать ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ при положении губ в улыбке длительно произносить звук С, а затем и слоги со звуком С, придерживая при этом нижнюю губу ребенка его же пальцем, приставленным к ямочке под нижней губой.

Исправление произношения [ИЕ] 1. С напряжением произносить [ИЕ] - это способствует торможению движения вверх нижней губы, подготавливает нужную форму языка и направленную концентрированную воздушную струю [Ф] [Ф] 2. Произносить звук [Ф], выдвигая язык вперед и упирая его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [Ф], должен присоединиться свистящий шум.

Зубной сигматизм сигматизм норма

Постановка звука [С] от звука [Т] [Т] * Пусть ребенок выдохнет воздух и вслед за Вами длительно произносит звук [Т]. * На ладони струйкой должен ощущаться выдох. [Т] * Попросите ребенка сильно улыбнуться (вытянуть губы «в ниточку»). Обратите внимание ребенка на то, что вслед за [Т] слышится свист * Для уточнения звучания можно немного увеличить просвет между зубами и, «свистя» немного шевелить языком около зубов

Призубный сигматизм сигматизм норма

Шипящий сигматизм I вариант сигматизм норма

Шипящий сигматизм II вариант сигматизм норма

Подготовительный этап [С][Щ] 1. Дифференцировать на слух звуки [С] – [Щ] 2. Формировать артикуляционные умения: а) удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; б) удерживать широкий кончик языка у нижних резцов, касаясь их; в) чередовать движения широкого языка вверх – вниз, касаясь оснований верхних и нижних резцов; г) чередовать движения широкого языка от нижних резцов к подъязычной уздечке (движения по дну рта вперед – назад); д) формировать сильную направленную воздушную струю. [И] [Ф] 3. Отрабатывать опорные звуки [И], [Ф]

Постановка верхнеязычного варианта произношения звука [С] от звука[Ш] Постановка верхнеязычного варианта произношения звука [С] от звука [Ш] [Ш] * Ребенок должен тянуть звук [Ш] и медленно продвигать язык вперед, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. [Ш] [С] * При таком произношении сначала будет слышаться несколько смягченный звук [Ш], потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [С]. Это произойдет, если зубы сомкнуты (верхние резцы находятся прямо над нижними). * Предупредите ребенка, что при движении языка звук будет меняться, предложите вместе послушать, что в итоге получится.

Свистящий сигматизм Расстройство произношения, [С] при котором из-за слишком узкого желобка вместо звука [С] слышится резкий свист

Исправление произношения [С] 1. Предложить ребенку произнести звук [С], широко улыбаясь при этом. Напряженное разведение углов рта в стороны влечет за собой рефлекторное распластывание языка, в результате чего свистящий шум становится мягче. 2. Механический способ: Шпателем нажимать на язык по средней линии, слегка раздвигая желобок.

Парасигматизмы С Ш З Х С Ф Т Ц Щ

Звуковые модели Акименко В.М. [С] [Т] [З] [Т] [З] [Ш] [С] [Ш] [С]

Свистящие и шипящие звуки Звуковые модели А.Беляевой

Сравнительный анализ звуков [С] Звук [С] губы зубы язык кончик голос возд. губы зубы язык кончик голос возд. языка струя языка струя Звук [Ш]

Дифференциация оппозиционных звуков С – Ш: ша-са-ша-са… Мишка - С – Ц: спица, спица… миска… С – Ц: месяц, месяц … Мишкина миска - С – Ц: сердце, сердце… мышкина миска…

Нарушения произношения звука[З] Нарушения произношения звука [З]

Способ 1 Способ 1 Постановка звука[З] Постановка звука [З] по подражанию «Звонок» Способ 2 Способ 2 Постановка звука[з] от опорного звука [С] Постановка звука [з] от опорного звука [С] с использованием тактильно- вибрационного контроля (ладонь ребенка на горле). Предложите ребенку «погудеть горлышком»

Постановка звука [З] ТИХО: ГРОМКО: О О И И З С А А

Способ 4 Постановка звука[З] по аналогии с сохранными Постановка звука [З] по аналогии с сохранными согласными [Т - Д], [П - Б] … … [С - З] Способ 5 Постановка звука[З] от звуков [М] или [Б] Постановка звука [З] от звуков [М] или [Б] Тянуть звук [М], вставляя [С] без пауз сплошным потоком. Получится [мзмзмзмз…]. Или отрывисто произносить звук [Б], вставляя [С]. Получится [бз бз бз бз…]. Не допускать вкрапления гласного, типа [м э с] или [б э с]

Парасигматизм З С В ЗЖ Д

Постановка звука[С] Постановка звука [С]

в слоге с гласным [И] в слоге с гласным [И] Если слитно произнести твердый звук [С] Если слитно произнести твердый звук [С] с гласным [И] получится слог [СИ] с гласным [И] получится слог [СИ] Постановка звука[С] Постановка звука [С] в интервокальной позиции Произносить звукосочетание [иси – иси – иси…] сплошным потоком очень быстро и слитно. Получится [иси - иси…] Произносить звукосочетание [иси – иси – иси…] сплошным потоком очень быстро и слитно. Получится [иси - иси…]

Постановка звука[С] от звука [Т] Постановка звука [С] от звука [Т] Предложите ребенку вытянуть губы в Улыбке и протяжно произнести звук [т]. Вторым звуком будет слышаться [с]. Обратите внимание ребенка на этот свистящий звук и попроси те произносить то же самое толчками: [тс, с, с, с…], а затем сразу звук [с]

Нарушения произношения звука[Ц] Нарушения произношения звука [Ц]

«Цоканье» и «соканье» в диалектах Условные обозначения: неразличение звуков Ц - Ч различение звуков Ц – Ч замена звука Ц звуком С

Парасигматизмы Ц ТС Т С Ф Ч ТЩ Т

Исправление произношения ПО ПОДРАЖАНИЮ: «Тссс!» - нельзя шуметь. ОТ ОПОРНЫХ ЗВУКОВ: [Т] и [С] От звуков [Т] и [С] Ребенок повторяет звукосочетание ТС вслед за логопедом. [Т] От звука [Т] [Т]. Ребенок произносит звук [Т]. и сильно дует на язык, слегка отодвигая его назад.

Особенности автоматизации [Ц] 1. Звук [Ц] в обратных слогах: аЦ, оЦ, уЦ… [Ц] 2. Звук [Ц] в интервокальной позиции: аЦА, оЦА, уЦА… [Ц] в 3. Звук [Ц] в прямых слогах: Ца, Цо, Цу… [Ц] в 4. Звук [Ц] в слогах со стечением согласных: Цва, Цво, Цву…

Постановка звука Ц ЗАЙКА КУСАЕТ САм ЖУЁТ САм МАШЕТ САм КРУЖИТ САм ВЕСЕЛИТ САм РАДУЕТ САм УЧИТ САм СМОТРИТ САм

Дифференциация ТС - СТ Бесконечная языколомка 2 листа – 2 лица – 2 лица – 2 листа …