Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые патологии Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида 59» Ягодка»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
Advertisements

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры.
Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МКДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 5 комбинированного вида г. Горно-Алтайска Подготовили учителя - логопеды: Ловчикова Е.А.,
Дети с тяжелыми нарушениями речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры.
Классификация речевых нарушений. Содержание Выход Классификация речевых нарушений Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации Нарушение.
КУРСОВАЯ РАБОТА Работу выполнила Снегирькова Татьяна Леонидовна, учитель – логопед МБДОУ ЦРР детский сад 10 г.Вязьмы Смоленской области 2012 г.
Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Речевые нарушения Дизартрии Артикуляторные.
Дети с нарушениями речевого развития это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
1.Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику у детей с ОНР. 2.Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. 3.Использовать в своей работе.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Транксрипт:

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые патологии Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида 59» Ягодка» г.Тамбов

Актуальность Актуальность данной работы заключается в том, что автор предлагает продуманную и четко выстроенную систему проведения индивидуальных занятий по каждому речевому дефекту, подкрепленную планами- конспектами

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие-это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Основная работа ведётся по двум направлениям: развитие фонематического слуха и исправления дефектного звукопроизношения.

Дизартрия Дизартрия - это нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата Дизартрия - это нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата

Заикание Заикание-это патология ЦНС, вызывающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, спазм мышц гортани, речевого аппарата. Заикание-это патология ЦНС, вызывающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, спазм мышц гортани, речевого аппарата. Темп, ритм и плавность речи при заикании нарушаются вынужденными и внезапными перерывами ее течения. Причиной этих остановок являются судороги в той или иной части речевого аппарата: дыхательной, голосовой или артикуляционной. Судороги бывают двух видов: клонические и тонические. Темп, ритм и плавность речи при заикании нарушаются вынужденными и внезапными перерывами ее течения. Причиной этих остановок являются судороги в той или иной части речевого аппарата: дыхательной, голосовой или артикуляционной. Судороги бывают двух видов: клонические и тонические.

Ринолалия Ринолалия – это нарушение звуковой стороны речи в сочетании с нарушениями тембра голоса, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия – это нарушение звуковой стороны речи в сочетании с нарушениями тембра голоса, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата.

Общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне ( звукопроизношение, лексика, грамматика), при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне ( звукопроизношение, лексика, грамматика), при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Уровни общего недоразвития речи: Первый уровень – речи нет, лепет. Первый уровень – речи нет, лепет. Второй уровень - начатки фраз. Второй уровень - начатки фраз. Третий уровень - фраза есть, но она грамматична. Третий уровень - фраза есть, но она грамматична. Первый и второй уровни - это алалия

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном периоде развития ребенка Формы алалии :сенсорная и моторная.

Общая структура индивидуального занятия Массажные упражнения. Массажные упражнения. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Работа над звукопроизношением: Работа над звукопроизношением: - постановка звука; - постановка звука; - автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, связных текстах; - автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, связных текстах; - дифференциация звуков. - дифференциация звуков. Коррекционная работа в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (формирование психологической базы речи, эмоциональной стабильности, личности ребенка, развитие сенсорной сферы, навыков общения, моторной просодики, усвоение языковой закономерностей и т. п.) Коррекционная работа в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (формирование психологической базы речи, эмоциональной стабильности, личности ребенка, развитие сенсорной сферы, навыков общения, моторной просодики, усвоение языковой закономерностей и т. п.)

Структура индивидуального занятия для ребенка, имеющего ФФН с дизартрическим компонентом 1. Оргмомент. 2. Логопедический массаж. 3. Артикуляционная гимнастика. 4. Работа с голосом. 5. Работа над дыханием. 6. Работа над просодикой. 7. Пальчиковая гимнастика. 8. Развитие фонематического слуха. 9. Отработка грамматических категорий. 10. Работа над звукопроизношением.

Структура индивидуального занятия для ребенка с псевдобульбарной дизартрией 1. Работа по развитию мышц артикуляционного аппарата: Глотание и жевание; Глотание и жевание; Артикуляцинная гимнастика (пассивная и активная); Артикуляцинная гимнастика (пассивная и активная); Массаж; Массаж; 2. Отработка дыхания: - глубокий выдох. - глубокий выдох. - дифференцированное дыхание. - дифференцированное дыхание. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Развитие звукопроизношения на аналогах звуков. 5. Работа над словарем. 6. Отработка грамматических категорий. 7. Работа над связной речью. 8.Ритмика. 9. Лечебная физкультура.

Структура индивидуального занятия для ребенка с заиканием Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения Голосовые упражнения Голосовые упражнения Развитие общей моторики Развитие общей моторики Развитие координации слова с движением Развитие координации слова с движением Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика Развитие внимания и памяти Развитие внимания и памяти Работа над механической или репродуктивной речью: - сопряженная речь; Работа над механической или репродуктивной речью: - сопряженная речь; - отраженная речь; - отраженная речь; - заученная речь; - заученная речь; - в тяжелых случаях – шепотная речь. - в тяжелых случаях – шепотная речь. Вопросно – ответная речь по картинкам Вопросно – ответная речь по картинкам Ответы по прослушанному Ответы по прослушанному Пересказ Пересказ Спонтанная речь Спонтанная речь Эмоциональная речь Эмоциональная речь

Структура индивидуального занятия для ребенка с открытой ринолалией в дооперационный период. 1. Работа по активизации мягкого неба. Научить ребенка управлять своим небом, чувствовать напряжение мягкого неба: 1. Работа по активизации мягкого неба. Научить ребенка управлять своим небом, чувствовать напряжение мягкого неба: - отрывистый, звонкий кашель (лающий, громкий); - отрывистый, звонкий кашель (лающий, громкий); - питье воды маленькими глоточками при запрокинутой голове; - питье воды маленькими глоточками при запрокинутой голове; 2. Отработка дифференцированного дыхания: 2. Отработка дифференцированного дыхания: - вдох ртом – выдох носом; - вдох ртом – выдох носом; - вдох носом – выдох ртом; - вдох носом – выдох ртом; - вдох носом – длительный выдох ртом в пузырек; - вдох носом – длительный выдох ртом в пузырек; - надувание шаров и резиновых игрушек, задувание свечи; - надувание шаров и резиновых игрушек, задувание свечи; - дутье на игрушки в воде. - дутье на игрушки в воде. 3. Развитие фонематического слуха. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Работа над словарем. 4. Работа над словарем. 5. Отработка грамматических категорий. 5. Отработка грамматических категорий. 6. Работа над связной речью. 6. Работа над связной речью. 7. Устранение дисграфии и дислексии. 7. Устранение дисграфии и дислексии. 8. Артикуляционная гимнастика как подготовка к правильному звукопроизношению. 8. Артикуляционная гимнастика как подготовка к правильному звукопроизношению.

Структура индивидуального занятия для ребенка с открытой ринолалией в послеоперационный период. 1. Массаж шва оперированного неба для «оживления» его. Массаж проводится подушечкой большого пальца вдоль шва до глотки (взад – назад) до появления рвотного рефлекса. Массаж проводит только логопед. 2. Повторение всех этапов дооперационного периода. 3. Постановка гласных. Последовательность постановки: а, э, о, у, и, ы, я, е, е, ю. а, э, о, у, и, ы, я, е, е, ю. 4. Постановка согласных (по Правдиной). Последовательность постановки: Последовательность постановки: глухие щелевые ф – с – ш – х; глухие щелевые ф – с – ш – х; глухие взрывные п - т - к; глухие взрывные п - т - к; звонкие щелевые в – з - ж; звонкие щелевые в – з - ж; звонкие взрывные б - д - г; звонкие взрывные б - д - г; смычно-щелевые ц – ч - щ смычно-щелевые ц – ч - щ сонары л – р – м – н. сонары л – р – м – н. 5. Устранение недостатков речевого развития (грамматика, словарь, устная речь, письмо и чтение).

Структура индивидуального занятия для ребенка с ОНР 1. Развитие понимания речи. 2. Развитие фонематического слуха. 3. Устранение недостатков произношения. 4. Развитие звукового анализа и синтеза. 5. Развитие слоговой структуры слова. 6. Развитие активного и пассивного словаря. 7. Отработка грамматических категорий. 8. Развитие связной речи.

Данная разработка может быть использована в практической деятельности всех учителей – логопедов, дефектологов, воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности, а также педагогов, которые работают с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Данная разработка может быть использована в практической деятельности всех учителей – логопедов, дефектологов, воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности, а также педагогов, которые работают с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ