М. Шолохов «Тихий Дон» как роман-эпопея. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Жанр романа эпопеи - редкость для мировой и в особенности русской литературы. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.
Advertisements

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». 11 класс Подготовила учитель Берестовая Н. Г.
Тема гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон» «Мутным стал ты, батюшка тихий Дон…»
«Чудовищная нелепица войны» в романе «Тихий Дон»
Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой… М.Шолохов Михаил Шолохов стал свидетелем трагических событий гражданской междоусобицы,
Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и.
Цель работы: Рассмотреть образ Григория Мелехова на протяжении всего романа. Рассмотреть образ Григория Мелехова на протяжении всего романа. Сделать вывод.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Наталья и Аксинья – жизненные типы русских женщин в романе «Тихий Дон» Презентацию подготовили ученицы 11 «А» класса Бажанова Анастасия и Абяева Диана.
Роль пейзажа на страницах романа-эпопеи «Тихий Дон»
Презентация урока литературы по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата!
Проверка знаний Михаил Александрович Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова ?
Михаил Александрович Шолохов ( 1905 – 1984). «Брат на брата, сын на отца…» Художественная концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова.
Михаил Александрович Шолохов ГАПОУ « Бугульминское медицинское училище » Гафиятуллина А. Ф.
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Рассказ М А Шолохова «Бахчевник» г. Москва 2018 год.
Михаил Александрович Шолохов 1905 г. – 1984 г. « Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Транксрипт:

М. Шолохов «Тихий Дон» как роман-эпопея

«Тихий Дон» как роман-эпопея. Жанр романа эпопеи - редкость для мировой и в особенности русской литературы. В русской литературе это второе произведение такого жанра после романа-эпопеи Толстого "Война и мир". Но если роман Толстого написан зрелым, много прожившим человеком, то "Тихий Дон" принадлежит писателю юному. Сам по себе роман это всегда эпическое произведение, охватывающее в своём сюжете большие временные отрезки, большое количество персонажей, поднимающее какие-то глубокие философские проблемы.

Но если в обычном романе в центре повествования судьба отдельной личности в её взаимоотношениях с обществом, в её развитии, то роман-эпопея раскрывает судьбу не только одного человека, но и судьбу целого народа, целого социального слоя, в данном случае казачества. Поскольку эпопея берёт своё начало в мифологических произведениях, таких как «Иллиада" Гомера, то в ней неизбежно описываются поворотные моменты истории народа, социального слоя, страны. И "Тихий Дон" тоже сначала рисует нам картину традиционного уклада жизни донского казачества, а затем испытания, которые выпали на долю казачества. В этих испытаниях что-то умирает, что-то рождается и до некоторой степени проясняется будущее, которое как и всякое будущее неопределённо. Но какие-то черты проясняются, в частности - гибель лучших героев и оскудение народа.

Роман-эпопея Тихий Дон занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. Действие романа эпопеи охватывает большой, насыщенный событиями промежуток времени: с лета 1919 года до весны 1922 года. Это - революция, это - гражданская война, это - казачьи восстания на Дону. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В Тихом Доне много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская. В романе описаны судьбы сотен героев, описаны планы и ход нескольких военных кампаний, действуют как реальные исторические персонажи, например генералы Корнилов и Каледин, так и вымышленные литературные герои, например Степан Астахов, Михаил Кошевой.

А.Серафимович писал о героях Тихого Дона:...люди у него не нарисованные, не выписанные, это не на бумаге. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому. Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.

Роль эпиграфа и события первой мировой войны. Не сохами-то славная землюшка наша распахана... Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. В эпиграфе к … впервые в романе прозвучал трагедийный мотив. Сам эпиграф является сюжетом начала войны и её последствием. Какие страницы романа перекликаются с напевом этой старинной казачьей песни? Обратимся к началу третьей части романа, здесь впервые появится дата: «В марте 1914-го...» Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделит мир от войны. Слухи о ней пошли по хуторам: «Война пристигнет...», «Не бывать войне, по урожаю видать», «А ну как война?», «Война, дядя!» рассказ о войне зарождается в хуторе, в самой гуще народной жизни. Весть о ней застала казаков за привычной работой косили жито (Часть третья, гл.III).

Мелеховы увидели: «броским наметом» шел конь; верховой, подскочив, крикнул: «Сполох!» Тревожная весть собрала толпу на площади (Часть третья, гл. IV). «Одно слово в разноликой толпе: мобилизация». Четвертая глава завершается эпизодом «На станции», откуда уходили эшелоны с казачьими полками к русско-австрийской границе. «Война...» Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война...» все это связано с датой 1914-й. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «война...», «война!». Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»: « Милая ты моя говядинка! и долго укоризненно качал головой». Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно выражено в конце седьмой главы: «Эшелоны... Эшелоны... Эшелоны... Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».

Выделим и другие укрупненные образы, которые появятся на страницах романа: «земля, распятая множеством копыт», «поле смерти», на котором столкнулись люди, «еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных», «чудовищная нелепица войны», «семена, посеянные войной». С каждым из них связаны отдельные зарисовки, эпизоды, размышления. В «военных» главах есть и батальные картины, но они не интересны автору сами по себе. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдем описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что, казалось, было бы естественно в рассказе о казаках. Шолохова интересует другое что делает с человеком война. Вычленение именно этого аспекта позволит почувствовать особенности шолоховского психологизма. В романе чётко прослеживаются традиции Толстого в изображении войны. Прошло менее ста лет с момента написания «Войны и мира», и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом историческом этапе.

Сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторов показать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально-исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к мысли народной. Национальный характер, душа народа вот предмет художественного исследования М. Шолохова, продолжившего традиции Л. Толстого. Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйтить надо человечью правду блюсти... Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: В бою убить человека святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек! Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.

Влияние войны на людей Шолохов повествует о тяжёлом моральном состоянии народа, который ждал иной встречи с красноармейскими частями, об арестах и расстрелах, чудовищных издевательствах над народом комиссара Малкина (подлинная фамилия ), о близорукости Штокмана, Котлярова, о склонности к расправам с людьми экстремистский настроенного Кошевого. Народ доведён до отчаяния. И когда он берётся за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льётся кровь с обеих сторон. Но Шолохов против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы....Фронт мировой войны. Чудовищная агония истребления всего живого. Люди по-первобытному рубят, растаптывают, калечат друг друга. Шолохову вспомним известный эпизод жалко и австрийца, сраженного Мелеховым, жалко и действующего по долгу присяги невольного убийцу, которого терзают муки раскаяния.

Шолохов никому не прощает жестокости. А она была всюду. Казак Федор Подтелков устроил самосуд над пленными офицерами, рубит есаула Чернецова, а затем, теряя всякое самообладание, отдает команду: «Руби их всех!» Без суда. Над головами жертв замелькали взлетающие шашки. Не прощает этого Шолохов, как и не менее безрассудное и еще более кровавое судилище в хуторе Пономареве - казнь Подтелкова, Кривошлыкова и всего отряда. Много всякого было во время расказачивания. Но Шолохов не скрывает и того, каким способом уничтожались коммунисты Лихачев, после Котляров и другие, которых вели на растерзание через озлобленные хутора. Шолохов осуждает гонения, которые обрушились на Григория. Но он не менее возмущен и той его местью за себя, за брата, отца и хуторян, когда ловкими неожиданными ударами с левой руки рубит он матросов около пулемета. Насилие порождает насилие. Злоба растет, количество жертв увеличивается.

Поведение Листницкого в плену у … ъ

Образ Чубатова ъ

Подвиг Григория и «подвиг» казаков в стычке с немцами. ъ

С какой целью Шолохов изображает батальные сцены? ъ

Сцена переживания Григория по поводу убийства австрийского солдата ъ

Григорий в сцене в госпитале ъ

Как отражается война на жизни мирных жителей? ъ

Вывод ъ

Судьба Григория Мелехова Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения... даже доныне, и не будет... Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. Из Евангелия. Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции. Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков. Григорий мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество. "Нам необходимо свое, и прежде всего избавление казаков от всех опекунов - будь то Корнилов, или Керенский, или Ленин. Обойдемся на своем поле и без этих фигур. Избавь, боже, от друзей, а с врагами мы сами управимся".

Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубока человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория. Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру.

Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь. Лежа в госпитале, Григорий беседует с большевиком Гаранжой, который открывает глаза простому казаку на истинный смысл империалистической войны. Григорий возненавидел войну, рушились его представления о царе, о казачьем воинском долге. Но, вернувшись в родную станицу, Григорий заколебался в своих новых убеждениях. Изварин запутывает его идеей создания самостоятельного казачьего государства. Правда, и тут, не веря клевете Изварина на большевиков, Григорий не может противопоставить ему четкого мировоззрения. Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий в вечных сомнениях, в поиске истины. Ничего не понимаю... Мне трудно в этом разобраться... Блукаю я, как метель в степи... говорит он Изварину. Он воюет то на стороне красных, то у белых, насильно мобилизованный, надеющийся отсидеться дома.

Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство. Война не принесла Григорию ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее: «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым, где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее. Мишка Кошевой, теперь его зять (т.к. муж Дуняшки) и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных. Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного ( Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Большевики не оправдали его доверия, не приняв в расчет его службу в 1-ой конной, и они сделали из него врага своим намерением лишить его жизни.

Большевики подвели его более предосудительным способом, чем белые, у которых не доставало пароходов для эвакуации всех войск из Новороссийска. Эти два предательства – кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение. Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Эта личная преданность не продиктована никакими политическими соображениями. Часто используется эпитет «верный» (у Аксиньи любовь «верная», Прохор – «верный ординарец», шашка Григория послужила ему «верно»). Последние месяцы жизни Григория в романе отличаются полным отключением сознания от всего земного. Самое страшное в жизни – смерть его любимой – уже случилось. Все, что он хочет в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», - думает он (в возрасте 30 лет), что у него нет никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».

Григорию удалось сохранить гуманные качества. Воздействие на него исторических сил устрашающе огромно. Они разрушают его надежды на мирную жизнь, втягивают его в войны, которые он считает бессмысленными, заставляют его утратить и веру в Бога, и чувство жалости к человеку, но они все же бессильны разрушить главное в его душе – его прирожденную порядочность, его способность к истинной любви. Григорий остался Григорием Мелеховым, запутавшимся человеком, жизнь которого дотла выжгла гражданская война. Образ Григория Мелехова – центральный в эпопее.О нем сразу невозможно сказать – положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови. Автор не случайно выбрал открытый финал. Читатель волен сам решать, а, может быть, и сочинить то, как будет складываться дальнейшая судьба Григория, а также других героев романа. Безусловно, что натура Мелехова во многом противоречивая. Поэтому нравственные искания героя, которого автор погружает в самые сложные, исторически обусловленные события, представляют собой большой интерес как с точки зрения раскрытия характера этого персонажа, так и с точки зрения определения наиболее типичных особенностей эпохи.

Судьба Григория Мелехова в развёрнутом виде повторила судьбу его деда Прокофия: «Прокофий, с трясущейся головой и остановившимся взглядом, кутал в овчинную шубу красно-слизистый попискивающий комочек - преждевременно родившегося ребёнка». Это очень важный момент для понимания замысла Шолохова, потому что нет такого читателя, который, перевернув последнюю страницу «Тихого Дона», не задался бы мучительным вопросом: что будет дальше с Григорием, с Мишаткой? Если исходить из «кольцевой структуры» «Тихого Дона» (характерной, кстати, для эпоса), то Григорию выпало повторить судьбу деда, и он тоже пойдёт на многолетнюю каторгу, а если судить помимо структуры, исходя из судьбы прототипа, Харлампия Ермакова, его расстреляют. Ясно, что даже при самом благополучном исходе лёгкой жизни для Григория не будет, да и отказался он от предложенной бандитом Чумаковым «лёгкой жизни». Мишатке же, очевидно, предстоит повторить судьбу Пантелея Прокофьича – судьбу работника, восстановителя рода Мелеховых. И жизнь начнётся сначала – «в огромном, сияющем под холодным солнцем мире».

Григорий и Аксинья ъ ъ

Образ Дона в романе. Своеобразие и роль пейзажа в романе. ъ ъ