Развитие познавательной активности младших школьников Федорова Ч.П. ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им. Д.Банзарова»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Advertisements

Методы и приемы, формирующие познавательную активность МБОУ Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа 1.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Искателей» Тарасенко Н.Н. «Создание развития среды исследовательских компетенций обучающихся в системе начального.
Развитие личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке и способы их диагностики.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Г(О)ОУ СПО «Усманский педколледж» Использование информационно- коммуникационых технологий на уроках информатики для активизации познавательной деятельности.
Главное направление работы - развитие познавательных способностей младших школьников.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Активизация познавательной деятельности и творческих способностей учащихся Презентацию подготовила: Просвирнина О.С. учитель музыки МОУ «Средняя школа13»
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Тема: «Формирование общих учебных умений и навыков на основе организации учебной деятельности младших школьников». Учитель начальных классов МОУ СОШ с.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
Цель - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. ТРКМ предлагает систему конкретных методических приёмов,
Транксрипт:

Развитие познавательной активности младших школьников Федорова Ч.П. ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им. Д.Банзарова»

Высокий уровень познавательной активности является определяющим условием успешного обучения.

Познавательная активность выступает как условие формирования у учащихся потребности в знаниях овладения умениями интеллектуальной деятельности развития самостоятельности обеспечения глубины и прочности знаний

«Активность» означает «усиленная деятельность, деятельное состояние». Активность как качество личности - это «способность и стремление к энергичному выполнению деятельности».

Познание как педагогическая категория обозначает понимание сущности событий, способность к приобретению знаний рациональные способы организации учебной деятельности, обеспечивающие развитие познавательной активности

Познавательная активность Качество деятельности ученика, которое проявляется: в его отношении к содержанию и процессу обучения стремлении к эффективному овладению знаниями, способами деятельности за оптимальное время в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно- познавательной цели.

Структура познавательной активности Готовность выполнять учебные задания Стремление к самостоятельной деятельности Сознательность выполнения заданий Систематичность обучения Стремление повысить свой личный уровень

Уровни познавательной активности Первый ( низкий ) уровень. Вынужден учиться так как требуют родители, учителя и т.д Ситуативное и кратковременное осознание цели обучения. Владение системой ведущих знаний на уровне представлений и фактов. Фрагментально сформированные учебные умения, которые действуют лишь при поддержке и помощи учителя. Волевую сферу характеризуют: пассивность, непостоянство. Осуществляется эпизодический самоконтроль по эталону.

Второй ( средний) уровень Учение и труд выступают для учащегося в качестве средства достижения личного благополучия. Все положительные мотивы связаны с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех, достижение результата. Мотивация еще не устойчива, учащийся ожидает воздействия извне, от учителя, и подчиняется указанному пути. Владеет системой ведущих знаний на уровне оперирования понятиями, учебные умения сформированы на уровне самоуправления деятельностью по алгоритму. Волевую сферу характеризуют качества: исполнительность, прилежность. Осуществляется систематический самоконтроль по эталону.

Третий ( достаточно высокий) уровень Сформированная устойчивая положительная мотивация учения и труда. Учащийся, выделяя то, что для него важно и интересно, сознательно стремится достичь высоких показателей в процессе обучения. Работает организованно и собранно, сознательно вместе с учителем участвует в постановке целей учения и поиске рациональных способов их достижения. Владеет системой ведущих знаний на уровне оперирования законами, самостоятельно выполняет учебно-трудовые задания. Волевую сферу характеризуют такие качества как целеустремленность, ответственность, самостоятельность. Осуществление самоконтроля.

Четвертый ( высокий ) уровень. Четко выражены потребности и ценностные ориентации, проявляется стремление глубоко изучить тему. Учащийся способен самостоятельно поставить цель учения и выбрать путь ее достижения, может корректировать или дополнять поставленные учителем цели учения. Владеет системой ведущих знаний на уровне оперирования творчески, проявляет полную самостоятельность в учебной деятельности: видит проблему, формулирует задачу, намечает план действий, анализирует решение. Энергичен, инициативен. Осуществляет самоконтроль.

Модель развития познавательной активности Цель: Развитие познавательной активности Методы активизации Проблемные ситуации. Игровые методы. Метод «Кроки», мнемосхем. Метод проектов. Педагогические условия Создание положительно-эмоционального отношения ученика к предмету, к себе и своей деятельности. Создание условий для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности. Развитие самостоятельной познавательной, индивидуально-творческой деятельности. Развитие рефлексии, переход от внешней оценки к самооценке Субъекты образовательного процесса Учитель Ученики Диагностика Уровни познавательной активности Низкий Средний Достаточно высокий Высокий Рефлексия

! ! Восприятие слов. Восприятие слов. Иллюстрация. Фильмы, выставки, экскурсии. Участие в дискуссиях. Имитация участия в реальном процессе. Имитация участия в реальном процессе. словесная расшифровка 20% то, что слышим 10% то, что читаем 30% то, что видим 50% то, что видим и слышим 70% то, что говорим 90% то, что говорим и делаем визуальная расшифровка восприятие и участие деятельность

«Дерево решений» Обозначение проблемы. Предварительное изучение детьми конкретных фактов, связанные с данной проблемой. Исследование проблемы. Анализ всевозможных вариантов решений. Заполнение таблицы + (преимущества) - (недостатки) Совместное решение.

Метод 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа. На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп. На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.

«Пустое кресло» – дискуссия Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. ?

«Ковёр идей» Первый этап – понимание проблемы. Второй этап – поиск решений. Третий этап – индивидуализация деятельности. Четвёртый этап – оценивание идей..

Активизирующие ситуации на уроке Отстаивание своего мнения Участие в обсуждении и дискуссиях Постановка вопросов товарищам и учителю Рецензирование ответов одноклассников Взаимооценка Обучение отстающих Самостоятельный выбор посильного задания Создание ситуации самопроверки личных познавательных и практических действий

Методы «кроки» и мнемосхем (по Биболетовой М.З.) Метод «кроки» от французского слова croquis – набросок более детально использует мнемосхемы и наброски, быстро сделанные рисунки. Метод развивает логическое мышление, учит устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости.

Мнемосхемы ( по Биболетовой М.З.): Мнемосхемы ( по Биболетовой М.З.):

Мнемосхемы на уроках русского языка Предложения Сложные с однородными предложения членами Одна грамматическая основа Две грамматические основы Союзы а,но,и, да,или Отделяют запятыми Союзы а,но,и, да,или отделяют запятыми

Рефлексия учащихся Индивидуальная диагностика рассматривается нами, прежде всего, как помощь ученику в прохождении образовательного маршрута, возможность увидеть свои результаты, проанализировать их.

Лист самодиагностики по математике Фамилия Имя ученика: Андреева Надежда Класс: 3 «а»

Учебная активность 3 класс

Учебная активность 4 класс

Методика "Таинственное письмо" Цель: диагностика познавательной активности младших школьников. Шифр: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е,…..33-Я Каждому ребенку достается листочек с "Таинственным письмом". Под руководством экспериментатора дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. Интерпретация результатов. Высокий уровень познавательной активности - расшифровал целиком. Познавательная активность выражена умеренно, быстро снижается - приступил к расшифровке, но не окончил. Низкий уровень познавательной активности - не взялся за расшифровку.

Динамика развития познавательной активности учащихся Фамилия Имя ученика 2 класс 3 класс 1Андреев Борис Низкий уровень Умеренный уровень 2Багаева Инна Низкий уровень Умеренный уровень 3Власов Стас Умеренный уровень Высокий уровень 4Гаврилов Денис Умеренный уровень Высокий уровень 5Данилова Агния Высокий уровень Умеренный уровень m // - // - // - // - // - //// -// 22Константинов Виктор Умеренный уровень

Методика «Лесенка уроков» Цель: выявление степени сформированности познавательной мотивации активности школьников. Ребенку предлагаются карточки, обозначающие уроки в школе. Уроки делятся на две группы: Уроки основного цикла (математика, письмо, чтение, природоведение), Уроки дополнительного цикла – общеразвивающие предметы (физкультура, рисование, труд, пение, музыка). Учитель показывает карточки и проводит беседу о школе с показом карточек. Предлагается составить расписание уроков на день. Для этого надо разложить карточки, обозначающие уроки, одну за другой. Какой урок будет первым? Какой следующим? Если сумма порядковых номеров основных предметов меньше суммы порядковых номеров общеобразвивающих предметов, то познавательная мотивация ребенка сформирована. Основные предметы: Общеразвивающие предметы Русский язык -2 Музыка – 1 Математика – 3 Труд – 5 Чтение - 4 Физкультура – 7 Природоведение – 6 Рисование – 8

Диагностика интенсивности познавательной деятельности Методы: наблюдение, самооценка, оценка экспертной группы ( учителя, родители, ученики) Вопросы: 1 Как часто и какое время ученик занимается умственной работой? 2 Что предпочитает, когда задаются вопросы проблемного характера? 3 Много ли читает дополнительной литературы? 4 Часто ли задает вопросы? 5 Насколько эмоционально относится к интересному заданию, связанному с умственной работой?

Возможные ответы: а) часто 5 баллов б) иногда 3 балла в)очень редко 1 балл Показатель интенсивности познавательной деятельности I. 3,5 ^ I ^ 5 – Сильно выражен. 2,5 ^ I ^3,5 – Умеренно выражен. I ^ 2,5 – Слабо выражен.

Таблица показателей интенсивности познавательной потребности учащихся 3 класса Фамилия имя СамооценкаОценка экспертной группы Итоговый показатель 1Андреев Борис 2,33Умеренно 2Багаева Инна 2,72,9Умеренно 3Власов Стас 2,42Слабо 4Гаврилов Денис 3,83,4Сильно 5Данилова Агния 32,4Умеренно m // - // - // - // - // - //// -// 2 Константинов Виктор 3,44Сильно

Развитие познавательной активности способствует: формированию у учащихся потребности в знаниях овладению умениями интеллектуальной деятельности развитию самостоятельности формированию глубоких и прочных знаний

« Образование – это то, что остается после того, когда забывается то чему учили» Энштейн