УРОК «ЧТО ТАКОЕ ЛУКОМОРЬЕ» 5 «Б» Афонина Е.В. Учитель русского языка и литературы. высшей категории
ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие творческого видения мира на основе анализа текста вступления к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Ход урока: 1. Повторение теоретического материала ( тема, идея, сюжет, композиция, олицетворение, эпитет, метафора, гипербола)
Проверка домашнего задания ( выписать художественные средства: олицетворения, эпитеты, метафоры)
Опрос учащихся с комментариями учителя и самих учащихся, исправление ошибок, добавление пропущенного
Чтение учителем «У Лукоморья дуб зеленый…»
ДИАЛОГ (Учитель-ученик, ученик-ученик) ВОПРОСЫ: - как вы думаете, какова тема данного отрывка? (Групповое обсуждение) Вывод: прекрасный мир русских сказок! Какова идея данного отрывка ?(групповое обсуждение) Вывод: идея похожа на тему: мир русских сказок чудесен, волшебен, интересен, прекрасен и т.д.!
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИАЛОГА Как вы поняли, что же такое Лукоморье? Обратим внимание сначала на структуру слова, разберем его по составу (работа в парах) Вывод: в слове два корня – лук- и – морь-, соединительная гласная - О
Вопрос: что можно предположить, исходя из данной структуры? Групповое обсуждение. Вывод: скорее всего, Лукоморье – это сказочное место на берегу моря, имеющее форму залива в виде изогнутого лука.
Продолжение обсуждения Есть ли другие версии? Слово учителя: Возможно, А.С.Пушкин создал слово Лукоморье по аналогии со словом Беловодье – легендарной тайной страной света и благодати, скрытой где- то на территории России.
А теперь обсудим другие тайны Лукоморья
Вопросы учителя: Почему ученый кот ходит именно вокруг дуба, а не березы и не клена, например? Потому что дуб – священное дерево древних славян, связанное с представлении древних о строении вселенной – «Мировое дерево» (Практически хором отвечают Шубный, Ерофицкий и Абрамов)
Вопрос: Почему вокруг дуба ходит именно кот, а не любое другое животное? Ответы учащихся: от «он самый умный и симпатичный» до «мог быть и слон, но дуб бы его не удержал»
Приходится задавать наводящие вопросы: Какое животное напрямую связано с нечистой силой? Что мы делаем, если черный кот перебежал дорогу? Является ли кот волшебным в русских сказках? ( Да, например, он – помощник Бабы-Яги)
Продолжение диалога Вспомните фильмы с участием котов в качестве героев (вспоминают «Алису в стране чудес» и «Мастера и Маргариту») Вывод: Конечно, именно кот – САМОЕ сказочное волшебное животное!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
Продолжение диалога Вопрос: Почему кот идет сначала направо, а потом налево? Получаем ответы : «чтобы не запутаться в цепи», «чтобы у кота не закружилась голова» и т.п.
Наводящие вопросы учителя:
Как вы думаете, слова «право» и «правда» - однокоренные? Видимо, да! Комментарий учителя: после того, как власть в древнем обществе перешла к мужчинам, их стали считать «правыми» и «правильными», поэтому до сих пор застежка в мужской одежде на правую сторону, а в женской – на левую, «неправильную»!
Вывод: Значит, когда кот идет направо, он говорит правду! Теперь можно догадаться, почему кот «…идет налево – сказку говорит…, левая сторона – «неправильная», здесь можно и пофантазировать!
Вывод Пушкинское сказочное Лукоморье очень правильно с точки зрения внутренней логики образов!
Итоговое тестирование по сказкам А.С.Пушкина Использование учебного диска по литературе за 5-6 класс Тест решен на «отлично»
Итоги урока Оценка деятельности Домашнее задание
КАКИЕ УУД сформированы в ходе урока: Универсальные учебные действия – мотивация на учебную и познавательную деятельность Регулятивные универсальные учебный действия – реализация учебных целей и задач, контроль и оценка своих действий, коррективы в выполнение действий
Познавательные универсальные учебные действия – восприятие и анализ текста, использование знаков и символов, логические операции
Коммуникативные универсальные учебные действия – умение учитывать позицию собеседника, сотрудничество и кооперация с учителем и одноклассниками, отображение содержания и интерпретация тестового материала.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!