Социально- педагогическая работа в школе ©Пилякина Любовь Ивановна, школа 244
Криминализация молодежной среды. При общем снижении количества преступлений Доля преступлений среди несовершеннолетних растет. Обостряются вопросы эффективности работы ОУ в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Работа должна проводиться совместно ОУ, учреждениями культуры, социальными учреждениями, органами местного самоуправления, здравоохранением, средствами массовой информации.
В чем же результативность работы ОУ? - именно в школе ребенок проводит большую часть времени - сам процесс обучения может и должен оказать организующее и воспитывающее влияние на ребенка - школа – это микромодель общества, где учащийся может получить навыки эффективного социального общения и межличностного взаимодействия.
Категории, с которыми работает социальный педагог школы Многодетные семьи; Опекаемые дети; Дети из неполных семей и семей, оставшихся без попечения одного из родителя; Дети, состоящие на учете в туб\диспансере; Дети из остронуждающихся семей; Дети инвалиды; Дети, родители которых уклоняются от воспитания; Дети, состоящие на учете в ОДН и внутришкольном учете; Дети, прогуливающие занятия.
Формы социальной работы в школе СИГНАЛ или ОБРАЩЕНИЕ ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ сопровождение обращение к другим службам
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушения Цели и задачи: 1. В ыявление характера и причин отклонений в поведении и учении учащихся. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития. 2. Создание условий для результативного социально-педагогического и индивидуального сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основные направления деятельности: -Организация контроля за условиями воспитания и содержания несовершеннолетних; -Подготовка материалов (по необходимости) в соответствующие учреждения, предусмотренные Законодательством; -Оказание посильной помощи уч-ся (изменение образовательного маршрута, бытового и трудового устройства); -Применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, родителей
Функции совета по профилактики 1. Диагностическая. Распознание характера отклонений в поведении и учении; 2. Воспитательная. Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда мер: - лечебные меры - дисциплинирующие - контролирующие - меры по реконструкции характера - меры по созданию оптимальных психологических условий развития Непосредственное воспитательное воздействие на личность учащегося в ходе собеседования. 3. Реабилитирующая. Предполагает защиту интересов ребенка попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Организационная работа совета Первый этап – подготовительный -Сбор предварительных диагностических данных. Второй этап – проведение заседания консилиума. -Организационный момент -Заслушивание характеристики -Дополнения со стороны врача -Собеседование с учащимся -Постановка педагогического диагноза -Обмен мнениями и предложениями по коррекции уч- ся -Выработка рекомендаций.
Состав Совета Постоянные члены совещания: 1. Руководитель консилиума ( Желательно директор школы или его заместитель) Отвечает за вопросы организации совещаний: –обеспечивает их систематичность, –формирует состав членов консилиума для очередного заседания, – состав учащихся, приглашаемых на совещание, – организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума; –может осуществлять режиссуру заседаний консилиума. 2. Психолог –организует сбор диагностических данных – осуществляет режиссуру заседания – проводит диагностическое собеседование с учащимися и родителями.
3. Школьный врач ( медсестра) – информирует о состоянии здоровья учащегося – направление на консультацию к специалисту (психоневрологу, детскому психиатру, окулисту, отоларингологу и т.д. ). –дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка. 4. Социальный педагог –представляет информацию о неформальных объединениях, дворовых компаниях, правонарушениях и происшествиях, в которых задействованы ученики данной школы и т.д. – помогает отследить внешкольные связи учащегося – содержание досуга учащегося – дает характеристику неблагополучным семьям, состоящим на учете –участвует в собеседовании с учащимися и родителями. 5. Логопед –осуществляет логопедическое обследование.
Временные члены заседания: 1. Классный руководитель – дает учащемуся характеристику, –формулирует смысл трудностей в его воспитании и обучении –участвует в собеседовании с родителями, самим учащимся. 2. Член родительского комитета класса –Дает информацию о микроклимате данного класса – о семье учащегося – о положении его в классе, взаимоотношениях со сверстниками –дает оценку с позиции родителя стилю работы классного руководителя. –участвует в собеседовании с учащимися 3. Референтное лицо ( педагог, пользующийся авторитетом в глазах обсуждаемого учащегося) – помогает «разговорить» ученика, снять барьеры общения –дает характеристику положительных сторон учащегося – участвует в собеседовании
Результатом проведения Совета должна стать разработка комплексной программы работы с учащимся. Назначить сроки выполнения коррекционной программы и дату проведения следующего консилиума.
На Совет приглашаются дети: нарушившие Устав А также родители, уклоняющиеся от воспитания Находящиеся в социально- опасном положении Совершившие преступление Совершившие правонарушения
Способы взаимодействия семьи и школы Для родителей Доверие к школе и ее учебно-воспитательной программе; Доверие к учителям Имеют право на информацию об успеваемости и дисциплине ребенка; Для учителей Предоставление родителям информации о ребенке; Объективное выставление оценок; Уважение взглядов и убеждений родителей по поводу воспитания ; Понимание, что школьные проблемы ребенка не всегда могут быть решены в семье.
Список используемой литературы 1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии /под ред. Н.Е.Щурковой. – М., Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., Нагавкина Л.С, Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность. – СПб., Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М., 2005